Елена Полетаева
Становление эстетического отношения к окружающему миру посредством чтения художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Чтение художественной литературы для детей имеет огромное значение, как важнейшее средство эстетического и нравственного воспитания. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть и чувствовать красоту окружающего, беречь ее.
Особенно актуально эстетическое воспитание детей с помощью художественной литературы в современном обществе, когда многие ценности утрачивают своё предназначение. Зачастую бывает так, что создатели мультфильмов искажают смысл, заложенный изначально в сказке, рассказе, то же самое происходит и с вновь изданными книгами. Авторы превращают поучительное повествование в развлекательное действие. Поэтому следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой» и истинными произведениями писателей. Именно «общение», потому что художественная литература – это мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только пережив произведение всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт и эстетическое отношение к окружающему миру. На мой взгляд, чтение не просто одно из средств - оно одно из главных средств воспитания ребёнка, наравне с личным примером взрослого, который ведёт его за руку по жизни.
Публикация «Становление эстетического отношения к окружающему миру посредством чтения художественной литературы» размещена в разделах
Происходит расширение понятий и представлений ребенка об окружающем мире.
Детьми усваиваются нравственно-эстетические понятия : трудолюбие – лень, послушание – непослушание, жестокость – милосердие, бескорыстие – жадность. Художественная литература формирует умение детей делать выбор между хорошим и плохим, применяя опыт из прочтенного произведения в жизни. Развивается стремление подражать добрым и хорошим персонажам, вести себя доброжелательно, заботливо к окружающим, испытывать чувство сострадания к братьям нашим меньшим, беречь красоту природы.
Также развивается чувство красоты и эстетики, умение ценить и беречь прекрасное.
Цель: создать условия для нравственно-эстетического развития ребенка.
Задачи:
- помогать усвоению детьми нравственно-эстетических норм : добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость, формирование любви к прекрасному; привитие культурно-гигиенических навыков;
-содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;
-развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать правильный выбор;
-способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений : воспитывать у детей отзывчивость, дружелюбие;
-формировать культуру поведения, воспитывать положительное отношение к режимным моментам : умыванию, одеванию, приёму пищи и т. д.
-создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом произведения (сказки);
-развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
Предполагаемый результат:
- усвоение ребенком нравственно-эстетических норм, направленность и открытость его к добру;
-формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, природе, другим людям и самому себе, становление добрых отношений с взрослыми и сверстниками, проявление сострадания ко всему живому;
-воспитание культуры поведения, положительного отношения к режимным моментам (КГН);
-ответственность за свои дела и поступки.
Структура образовательной деятельности.
1. Слушание произведения с включением музыкальных фрагментов.
2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания худ. произведения, выяснение основной идеи.
3. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.
4. Организация художественно-продуктивной деятельности : рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему худ. произведения (сказки).
Вывод: становление эстетического, нравственного отношения к окружающему миру происходит, прежде всего, через чтение художественной литературы.