Наталья Филясова
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Выбирая тему работы хотелось бы подчеркнуть важность и актуальность этого вопроса.
• В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных и актуальных направлений в работе с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание
• Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить и приумножить богатства своего края.
Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Старший дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Диагностика детей старшей группы показала, что у большинства исследуемых недостаточно сформированы знания о родном городе. Старинная мудрость гласит : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
• Ни одна деятельность не достигнет результативности, если не поставить перед собой цели и задачи. Поэтому, организуя работу в области патриотического воспитания воспитанников ДОУ, определены следующие задачи. Они представлены на слайде и направлены на реализацию поставленной цели.
-формировать интерес к культуре родного края, к традициям и культуре русского народа;
-помочь детям увидеть, почувствовать и осознать свою сопричастность к родному краю, национальным традициям;
-формировать эмоционально-ценностные отношения к семье, людям, своему городу;
-привлечь родителей в образовательную деятельность по патриотическому воспитанию;
-расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.
• Работа выстраивалась поэтапно.
На 1, подготовительном этапе, осуществлялся анализ проблемы патриотического воспитания в ДОУ, изучала эффективные технологии, методики и разработки передового педагогического опыта известных авторов:
- О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (программа, разработки занятий, мероприятий);
-Г. В. Груба, И. К. Помелова «Ребёнок познаёт мир» (методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений);
- Е. А. Позднякова «Гражданское воспитание в ДОУ» (планирование, разработки занятий и мероприятий);
- В. П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры» (программа, разработки занятий и мероприятий).
- Н. Г. Комратова, Грибова Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет»
- Т. И. Оверчук «Мой родной дом» Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников
- Кузьмин И. А. «Социокультурные истоки»
Подобран методический материал.
• Работа строилась по следующим направлениям:
- История родного края
- Известные люди
- Природа родного края
- Промыслы
- Яркие традиции
• Была проведена диагностика актуального состояния и развития детей старшего возраста на основе специально подобранных методик.
• С учетом диагностики составлено перспективное планирование.
• Оформлена предметно-пространственная среда, которую я представляю вашему вниманию:
• Подбор иллюстраций для ознакомления детей с городом в прошлом, с городом настоящим, предметами быта бабушек и дедушек. Оформление вернисажа «Моя малая Родина».
Оформлялись мини-музеи на различную тематику:
- музей русской культуры «Чудо- русская изба», для знакомства с бытом и построением русской избы, для более точного восприятия образа жизни и традиций русского народа;
- музей «Народная игрушка»;
- «Куклы наших прабабушек»;
- «Преданья старины глубокой»;
- «Русская народная одежда»;
- «Мастера и рукодельницы».
• Мини-музей «История города», где можно было познакомиться с достопримечательностями, почетными гражданами нашего города, одним из экспонатов был семейный фотоальбом одного из воспитанников, где собраны архивные фото.
• Мини-музей «Валенки», где экспонаты - промысел нашего края.
• В групповой комнате пополнила патриотический уголок материалами о городе Сергаче.
• Подбор литературы для знакомства детей с творчеством писателя С. И. Шуртакова.
• Подбор литературы и наглядного материала для знакомства детей с промыслами города, подбирались музейные фотографии.
• Составила презентации «Мой любимый город», «Сергачский Краеведческий музей им. В. А. Громова».
• Подготовила игры для развития знаний у детей об областном центре - городе Нижнем Новгороде, закреплении знаний о праздниках своего города.
• Изготовление макета одной из улиц родного города.
• Деятельностный этап предполагает совместную деятельность всех субъектов педагогического процесса.
• Формы работы с детьми разнообразны. Они представлены на слайде:
- непосредственная образовательная деятельность:
1. Конструирование птиц, обитающих в нашем крае.
2. Художественное творчество «Родная природа».
• Организую наблюдения в природе, воспитывая интерес к красоте родного края.
• Участвовали с детьми в конкурсе «Спорт – малышок» на праздновании дня города».
• Чтение поучительных народных сказок способствует формированию у детей чувства доброты, уважения к старшим, так как в душе каждый ребенок думает, а может кто – то из моего поколения сочинил эту сказу. Для данной деятельности организуются выставки русских народных сказок.
• Одной из важных и любимых форм являются экскурсии. В процессе экскурсий дети выясняют, что в городе много различных достопримечательностей:
- краеведческий музей
- типография
- библиотека им. С. И. Шуртакова, писателя-земляка, где дети активные участники в конкурсе чтецов, семейных праздников.
- Собор Владимирской Божией Матери, где детям предстояло узнать об архитектуре собора, его назначении.
• Дети с удовольствием участвуют в мастер классах, которые проводят в Краеведческом музее.
• С целью воспитания патриотических чувств на примере воинов-земляков, чувства уважения к памяти павших воинов проводились экскурсии к обелиску «Погибших воинов».
• Работа по патриотическому воспитанию тесно связана с экологическим воспитанием, где учатся любоваться и ценить природу родного края.
С детьми провели экскурсии
- в дендропарк
- музей животных, обитателей наших лесов
- святой источник «Серебряные ключи».
• Организуем разнообразные экологические акции «Покорми птиц зимой», «Посади дерево».
• Календарные народные праздники с исконно русскими традициями и обрядами: Покровские посиделки с русским самоваром, Рождество Христово с русскими пирогами.
• Организуя проведение Масленицы, учили заклички, народные хороводы, а на празднике угощались блинами.
• Светлая пасха с театрализованным представлением, традиционной народной, именно нашей местности, игрой «Катание яиц».
• Праздник Святая Троица, соединяет весну с летом. Символ праздника – береза. Дети водят хороводы вокруг березы, поют песни, исполняют обряд украшения березы ленточками, угощаются пирогами.
• Чувство родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В системе работы с родителями использовались следующие формы работы, которые представлены на слайде.
• Составление родословной.
• Оформление стендов «Моя семья», «Герб нашей семьи».
• Организация фотовыставок.
• Также часто в нашем детском саду проводятся конкурсы: «Птичья столовая», «Осенняя фантазия» и др.
• Тематические праздники: «День матери», «День защитника Отечества» и др.
• Для обогащения детско - родительских отношений, повышению знаний о своем городе и передачи их своим детям организовала клуб «Знатоки родного края» с родителями своей группы. А также создали мастерскую по изготовлению персонажей русских народных сказок.
• На участке детского сада совместно с родителями оформили «Зеленую аптечку», которая состоит из лекарственных растений, растущих в нашем городе. Ребята с удовольствием ухаживают за растениями, понимая важность их целебных свойств для своего здоровья.
• Предложила родителям совместно с детьми провести небольшую экскурсию по родному городу и поделиться в последующем своими впечатлениями.
• Итогом данной деятельности стало:
- Оформление Большой книги города.
- Совместное рисование детей и родителей «Мой край».
- Изготовление макетов: стадион, ФОК, спортивная площадка, вокзал.
• Для организации данной деятельности разработала перспективное планирование, методические рекомендации для родителей, составила презентации о городе и музее города Сергача, разработала конспекты: НООД «Птицы нашего края», конспект праздника «Как на масленичной недели…»
• В третьем, заключительном этапе работы провела диагностику 25 воспитанников группы. Сравнительный анализ показал положительную динамику развития. Низкий уровень к концу года приблизился к минимальному.
Дети:
- много знают о себе, своей семье, о Сергаче, его достопримечательностях, герб города, людей, прославивших наш город, природные обьекты, животный мир родного края;
- особенности народных традиций,
- народных праздников (знают названия, поют песни, осмысленно и активно участвуют,
- характерный промысел нашего края,
- проявляют интерес к истории, культуре, традициям, быту родного края.
- Проявляют такие чувства как дружелюбие, доброта, забота, милосердие, терпение, трудолюбие, бережливость.
• Свой опыт по патриотическому воспитанию детей распространяю на образовательных порталах и сайте своего учреждения, а так же на районных методических объединениях.
Понимая важность и ценность данной работы, хочется ее продолжать.
Впереди планирую разработать и написать программу по знакомству детей с родным краем «Сергач мой край родной».