Елена Титова
План дополнительного образования по здоровьесберегающей программе «Айболит»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка
«Айболит»
Пояснительная записка к программе кружка
«Айболит»
Курс программы открывает возможность заглянуть во внутренний богатый мир ребёнка, дать важную информацию, а главное, решить одну из самых важных жизненных проблем – сохранение здоровья. На занятиях кружка важно научить детей как беречь своё здоровье. У здорового человека больше сил и времени для учебы, работы, путешествий, других важных и интересных дел, для всего того, из чего состоит нормальная жизнь. Как укрепить своё здоровье? Что надо знать и уметь, чтобы избежать болезней и несчастных случаев? Как помочь себе и другим в беде? Всему этому учит на кружковых занятиях доктор Айболит. Воспитатель формирует сознательную установку на здоровый образ жизни, учит детей жить в гармонии с собой и окружающим миром, двигательной активности, сохранению и укреплению здоровья, правильному питанию, закаливанию организма.
Публикация «План дополнительного образования по здоровьесберегающей программе „Айболит“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Планирование. Планы работ
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Главная цель кружка – сформировать у детей установку на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, здоровью окружающих, учить вести активный и здоровый образ жизни.
С самых первых занятий дети под руководством воспитателя учатся анализировать и контролировать своё поведение, учатся беречь свое здоровье, приобретают навыки предупреждения болезни, учатся избегать несчастных случаев, оказывать себе или окружающим первую медицинскую помощь, учатся исследовать, добывать информацию, рассуждать и делать выводы.
Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. Программа несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, мотивации к здоровому образу жизни, их познавательных интересов и способностей; создаются условия для самопознания и саморазвития.
Младший школьник должен осознавать, что плохое здоровье, болезни являются причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Необходимо научить ребенка чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему работать чётко и слажено, чтобы расти крепким и здоровым.
Работу по укреплению и охране здоровья учащихся необходимо проводить систематически и целенаправленно. Младший школьник должен получить необходимые знания об организме человека, о сложности работы его органов и умении управлять своим телом; приобрести навыки по правилам оказания первой помощи и личной безопасности.
Здоровый ребенок хорошо учится, радуется жизни, обладает высокой работоспособностью и огромным творческим потенциалом. Воспитатель должен знать индивидуальные особенности характера и здоровья каждого ученика, чтобы правильно организовывать оздоровительную работу в классном коллективе.
Цели программы :
- формировать знания о здоровом образе жизни, используя возможности самого ребёнка;
- дать первичное понятие о физиологии человека, помочь ребенку познать свой организм и научить поддерживать его в здоровом состоянии;
- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, об укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
-развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, к физкультминуткам и подвижным играм;
- обучение простейшим способам оказания первой медицинской помощи;
- формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей;
- привитие навыков самообслуживания и развитие навыков соблюдения гигиенических норм и правил;
- привлечь учащихся к регулярным занятиям физкультурой, активному и полезному досугу;
- способствовать здоровой социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе.
Задачи программы :
- повысить интерес учащихся к получению знаний о том, от чего зависит наше здоровье и безопасность жизнедеятельности;
- приобрести навыки самосовершенствования;
- сохранить и укреплять здоровье учащихся;
- повысить внимание родителей к вопросам сохранения и укрепления здоровья своих детей;
- применять знания о здоровом образе жизни в учебных и жизненных ситуациях.
Организация занятий.
Программа кружка предусматривает 1 год обучения. Запланировано ___ часа. Длительность занятий в __ классе составляет __ минут.
(Каждое занятие состоит из теоретической и практической части).
Изучение материала происходит по направлениям: 1) «Рабочие инструменты» человека, 2) Здоровое питание, 3) Режим дня, 4) Здоровый образ жизни, 5) Календарь погоды.
Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя в связи с местными климатическими условиями и освоением учащимися пройденных тем.
Методы и формы обучения.
Изучение материала идё т с помощью следующих методов и приемов обучения: минуток здоровья, диалога, беседы, рассказа, сообщения, подвижной игры, игры- практикума, групповой работы, парной работы, заочных путешествий и исследований, чтения детской художественной литературы, практических и творческих работ: рисование и составление аппликаций.
Содержание программы кружка «Айболит»
I. «Рабочие инструменты» человека.
1. Вводное занятие.
Скелет – наша опора. Беседа по теме.
Практическая работа: Упражнения для развития мышц.
2. Осанка.
Рассказ о сколиозе. Правила для поддержания правильной осанки.
3. Беседа «Что вредно для зубов. Почему болят зубы».
Уход за полостью рта. Профилактика кариеса.
Практическая работа: Как выбрать зубную щетку? Учимся правильно чистить зубы.
5. Глаза – главные помощники человека.
От чего портится зрение. Беседа о близорукости и дальнозоркости.
Практическая работа: Гимнастика для глаз.
6. Чтобы уши слышали.
Беседа «Органы слуха». Правила бережного отношения к органам слуха.
7. Зачем человеку кожа.
Правила ухода за кожей, уход за ногтями. Первая помощь раздраженной и травмированной коже.
II. Здоровое питание
8. Здоровая пища.
Принципы правильного питания. Понятие о белках, жирах и углеводах. Обмен веществ.
Практическая работа: Минутка здоровья. Беседа - рассказ. Экскурсия в столовую.
9. Витамины.
Польза фруктов и овощей. «Золотые» правила питания. Чем вредно переедание?
Практическая работа: минутка здоровья. Беседа – рассуждение.
10. Правила хранения продуктов питания. Уход за посудой.
11. Правила поведения за столом. Основы столового этикета.
III. Режим дня
12. Как настроение?
Как бороться с перепадами настроения. Беседа по теме.
13. «Моё отношение к учебе».
Учимся распределять время на учебу, отдых и спорт.
Практическая работа: беседа-рассуждение.
IV. Здоровый образ жизни
14. Понятие о здоровом образе жизни.
Практическая работа: минутка здоровья. Беседа- рассуждение.
15. Профилактика вредных привычек.
Беседа о вреде курения, алкоголизма, наркомании.
16. «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Признаков здорового и закаленного человека.
V. Календарь погоды
17. Беседа «Времена года».
Учимся одеваться по погоде.
Практическая работа: минутка здоровья. Рассказы детей.
18. Перепады температуры.
Как уберечь себя от солнечного удара летом и обморожения зимой.