Марина Клочихина
Программа дополнительного образования «Читай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность программы :
Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном возрасте. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с ней орфографии» Д. Б. Эльконин. Необходима реализация единой линии развития и обучение ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостной, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на развитие ребенка, полученное им в дошкольном возрасте. Для осуществления преемственности обучения грамоте дошкольников и обучению чтению в 1 классе составлена данная программа, которая имеет обще развивающую направленность.
Публикация «Программа дополнительного образования „Читай-ка“» размещена в разделах
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Программа разработана в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа составлена с учетом разноуровневой подготовки детей к восприятия предложенного материала. При планировании кружковой работы по обучению грамоте полностью учитываются результаты обследования фонематического слуха. Исходя из результатов обследования, на занятиях в кружке осуществляется дифференцированный подход к каждому ребенку. Если у ребенка нарушения звукопроизношения, параллельно с педагогом с этим ребенком занимается логопед, что позволяет ребенку успешно обучаться и развиваться.
Необходима глубокая предварительная работа до школы по звуковому анализу слова – «умственному действию по установлению последовательности звуков в слове» (Д. Б. Эльконин, для этого и разработана программа «Обучение чтению».
В программе выделяется общая задача – предметом изучения становится речь, а не обозначаемые в речи предметы. Ее решение начинается с занятий по звуковой культуре речи, в частности, по формированию слухового внимания, фонематического слуха, правильного звукопроизношения.
В соответствии с этим, одна из основных целей подготовки к обучению грамоте – ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом, качественно совершенствую развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями, а также знакомя их с графическим изображением букв.
Цель программы : подготовить дошкольников к обучению чтения, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков, научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.
Основные задачи:
Воспитательные:
-воспитывать старательность,
-воспитывать любовь к чтению.
Развивающие:
-развивать желание читать.
Познавательные:
-сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, желание к самостоятельному чтению;
- способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;
-познакомить с новыми терминами (звук, гласный, согласный, предложение, текст).
Отличительные особенности программы :
Программа «Читай-ка» - это интегрированный курс, который представляет собой обучение чтению, первоначальная практическое знакомство с грамматическими категориями, языковыми явлениями.
Одновременно ведется подготовка руки ребенка к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.
Параллельно проводится исправление звукопроизношение у детей, которые в этом нуждаются.
Игры, стихи, рассказы, загадки, сказки, используемые на кружковых занятиях подбираются так, чтобы развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа : программа рассчитана на кружковые занятия в течение одного года и предназначена детям старшей группы.
Принципы построения программы :
- Системность развития ребёнка
-Комплексность.
-Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.
- Постепенность.
- Адекватность требований и нагрузок.
- Индивидуализация темпа работы.
- Повторяемость (цикличность повторения) материала.
Взаимодействия - совместное взаимодействие детского сада и семьи, направленное на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка.
Методы обучения:
а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);
в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Обучение чтению ведётся по трё м направлениям:
аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;
послоговое чтение;
глобальное чтение.
Режим занятий: общее количество- 36 часов. Продолжительность занятия 1 раз в неделю по 30 минут (с использованием физкультминуток, с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста).
Ожидаемый результат: к концу года ребенок должен знать буквы, уметь читать и составлять слоги, прочитывать по слогам слова, понимать смысл прочитанного, выходить на уровень читателя.
К концу года дети умеют:
правильно использовать предлоги;
достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;
свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;
правильно согласовывать слова в предложении;
составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т. п. ;
рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок;
ориентироваться на странице книги;
составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;
рассказывать сказку или рассказ;
правильно произносить звуки.
Способы определения результативности:
- диагностика (анкетирование, тестирование, устный опрос, наблюдение).
Учебно-тематический план:
№п/п Тема Всего часов
1 В гости к Зайке-Зазнайке 1
2 Мы – волшебники 1
3 Ушки на макушке 1
4 В стране Звукляндии 1
5 К нам гости пришли 1
6 Кто там? 1
7 Звуки подружились 1
8 Дружба начинается с улыбки 1
9 Сказочные приключения Медвежонка 1
10 В гостях у старшего и младшего братьев 1
11 Что стучит? 1
12 Загадки Буквоешки 1
13 Веселый Кот 1
14 Викторина 1
15 Уроки Мудрой Совы 1
16 Снег, снежок… 1
17 Снова пахнет свежей смолкой… 1
18 Зимние забавы 1
19 На аэродроме 1
20 Водичка, водичка… 1
21 Сказка учит говорить 1
22 Друзья Мудрой Совы 1
23 Озорное солнышко 1
24 Исправь ошибки Зайки-Зазнайки 1
25 Помоги Зайке-Зазнайке вернуться домой 1
26 Звуковой оркестр 1
27 Приключения Веселого Кота 1
28 Медвежонок в Сказочной стране 1
29 Самолет летит, в нем мотор гудит… 1
30 Истории Мудрой Совы 1
31 Медвежонок учится рычать 1
32 Любимые игрушки 1
33 Фокусники 1
34 Задания Веселого Кота 1
35 Я - читаю! 1
36 В гостях у Буквоещки. Подведение итогов. 1