МААМ-картинки

Программа дополнительного образования по ритмике

Ольга Малова
Программа дополнительного образования по ритмике
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеобразовательная программа детей дошкольного возраста по ритмическому движению «Развивающая ритмика» разработана в соответствии со статьей 2 пункта 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Публикация «Программа дополнительного образования по ритмике» размещена в разделах

Образовательная программа дополнительного образования «Развивающая ритмика» имеет оздоровительную и развивающую направленность. Реализация данной программы способствует физическому, музыкально- ритмическому, эстетическому и в целом психическому развитию ребенка, а также социализации в обществе. Формирует художественный вкус и творческие способности.

Данная программа разработана на основе программ «Коррекционная ритмика» М. А. Касициной, И. Г. Бородиной; «Са-фи- данс» Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной; «Фитнесс- данс» Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной. Программы модифицированы, адаптированы к условиям дополнительного образования детей в дошкольном учреждении.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-184 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», а также в соответствии с требованиями СанПин.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение ритмическим движениям рассматривается как базисный этап, закладывающий «школу движений», развивающий психофизические качества, укрепляющий здоровье детей.

Педагогическая значимость освоения данной программы обусловлена тем, что овладение ритмическим и ритмопластическим движением под музыку теснейшим образом связано с речевым, интеллектуальным, физическим, эмоциональным и нравственным развитием личности.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для освоения как ритмической культуры слова, так и ритма движения. Ритм биения сердца матери- первый метроритм воспринимаемый ребенком. И далее в жизни все вокруг нас и внутри нас подчинено ритму, начиная с физиологических механизмов и заканчивая великим искусством ритма (музыкой, поэзией, хореографией, живописью). Двигательный навык, заложенный и автоматизированный в дошкольном возрасте, остается в «базе движений» человека всю жизнь, даже если не используется впоследствии.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Движение и ритм – это жизнь. Музыка и движение обладают огромными возможностями для полноценного гармоничного физического и духовного развития ребенка.

Данная программа- это система специальных комплексных занятий, на которых средствами музыки и специальных двигательных упражнений,происходит овладение двигательными навыками, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция, произвольность движений и поведения. Способность к восприятию и воспроизведению ритма является универсальной способностью, которая выступает в качестве базисной по отношению к различным сложным видам деятельности (предметной, речевой, письменной). Музыкально- ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать, побуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкально –двигательные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует целенаправленной деятельности.

Таким образом, актуальность программы обусловлена ее практической значимостью.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ- содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами музыкально-ритмического движения.

Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:

1. Укрепление здоровья.

-способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

-содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;

-формирование осанки, мышечного корсета;

-содействовать профилактике плоскостопия.

2. Развитие основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений, музыкальности.

-нормализация мышечного тонуса;

-развитие основных видов движений;

-развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений;

-преодоление двигательного автоматизма движений;

-формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка;

-согласование движений с музыкой, словом;

-изменение характера движения в соответствии с изменением контрастов звучания (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко);

3. Развитие психических функций, совершенствование психомоторики.

-развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;

-формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности танцевальных движений и танцев;

-развитие мелкой моторики;

-развитие быстроты и точности реакции на звуковые и вербальные сигналы;

-развитие разных видов внимания, памяти, мышления;

-развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движения (слово управляет движением);

-развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.

4. Развитие способности ориентироваться в пространстве.

-развитие пространственной организации собственных движений, оптико-пространственной ориентировки в пределах зала через движение;

-развитие пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе вербальной инструкции; способности к словесному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх, вниз и т. п.)

5. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся.

-развитие имитационно-подражательных выразительных движений под музыку;

-формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку.

6. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.

-формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика и т. д.)

-развитие произвольности при выполнении движений и действий;

-развитие коммуникативных навыков посредством выполнения совместных действий и движений, танцев.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа по ритмике рассчитана на три года обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

В программе представлены различные разделы. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Программа рассчитана на 72 учебных часа в год, всего 216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.

Продолжительность занятий для детей дошкольного возраста:

-5-го года жизни- не более 20 минут;

-6-го года жизни – не более 25 минут;

-7-го года жизни- не более 30 минут.

Структура занятия по ритмике –общепринятая. Каждое состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие –это единое целое, где все элементы взаимосвязаны между собой.

Подготовительная часть занятия занимает 5-15 % общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, разминочные упражнения, ритмические упражнения и задания, музыкально- подвижные игры, танцевальные шаги.

Основная часть занятия занимает 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи, идет работа над развитием двигательных способностей. В этой части дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические композиции, танцы, степ-ритмика, гимнастика, музыкально-подвижные игры, этюды психогимнастики.

Заключительная частьзанятия длится от 3 до7% общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные, на растягивание мышц, пассивная релаксация.

Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, ритма и движения, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.

Обязательная одежда и обувь на занятии:

Для девочек: гимнастический купальник, юбочка шифоновая, чешки

(балетки) с нескользящей подошвой, белые носочки.

Для мальчиков: футболка, спортивные шорты, чешки, белые носки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РИТМИКЕ

1 год обучения (средняя группа)

После первого года обучения занимающиеся дети знают о назначении отдельных упражнений ритмики. Знают основные танцевальные позиции ног и рук. Желают двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок; ставить ногу на носок, пятку. Умеют выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, неавтоматизированный подскок. Имеют представление о степе. Могут выполнить основной шаг на степе (без требования синхронизации, игровые упражнения на степе. Умеют выполнять простейшие двигательные задания (творческие игры, используют разнообразные движения в импровизации под музыку этого года обучения.

2 год обучения (старшая группа)

По окончании второго года обучения занимающиеся дети выразительно самостоятельно двигаются под музыку. Умеют передавать несложный ритмический рисунок хлопками и притопами. Умеют точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности. Владеют навыками передвижения по залу. Приобретают «базу движений» в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Выполняют танцевальные движения и шаги: реверанс и поклон, перенос веса тела с одной ноги на другую, «ковырялочка», хороводный шаг, приставной боковой шаг, боковой галоп, боковой галоп в паре, бег с захлестом голени, автоматизированный подскок, шаги бальной польки (на шагах прямого галопа). Выполняют базовые шаги и упражнения на степе. Умеют исполнять ритмические и танцевальные композиции, в т. ч. на степе.

3 год обучения (подготовительная группа)

После третьего года обучения занимающиеся дети умеют выполнять самостоятельно специальные упражнения для согласования движения с музыкой, владеют основами танцевального движения. Умеют самостоятельно исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку. Выполняют танцевальные движения: шаг с носка, шаг с притопом, переменный шаг, шаг польки, шаг бальной польки, русский народный поклон. Выразительно и ритмично исполняют движения с предметами, атрибутами. Владеют упражнениями на степе. Знают и выполняют основные шаги степ-ритмики, композиции с использованием степа в разных стилях, основанные на изученных шагах. Умеют правильно выполнять упражнения на растягивание мышц и связок. Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений, могут самостоятельно организовать музыкально-подвижные игры.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

Раздел «Ритмика»

является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, со словом, музыкальные задания и игры.

Раздел «Музыкально-ритмическая гимнастика»

Служит основой для освоения ребенком различных видов движений. В раздел входят строевые, общеразвивающие, а также упражнения на укрепление осанки, напряжение и расслабление мышц, дыхательные.

Раздел «Танцевальная азбука»

Направлен на формирование у детей танцевальных движений. В разделе представлены танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного, бального, современного и ритмического.

Раздел «Танцевальная композиция»

Направлен на формирование у детей пластичности, гибкости, координации. В разделе представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.

Раздел «Степ-ритмика»

Направлен на работу с ритмом посредством использования степ-платформы. В разделе представлены базовые шаги, упражнения на степ-платформе, изучения которых позволит сформировать чувство ритма и синхронное выполнение движений у занимающихся.

Раздел «Музыкально-подвижные игры»

Является ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы соревнования, подражания, имитации, образного движения, ролевые ситуации.

Раздел «Психогимнастика»

Направлен на обучение выразительным движениям, работу с мимикой и пантомимикой. Представлены этюды- упражнения для обучения азбуке выражения эмоций.

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РИТМИКЕ.

(сетка часов при двух разовых занятиях в неделю)

Разделы программы 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения

1. Ритмика 8 10 6

2. Танцевальная азбука 7 5 5

3. Степ-ритмика 5 8 9

4. Танцевальная композиция 9 11 14

5. Танцевально-ритмическая гимнастика 9 7 7

6. Музыкально-подвижные игры 21 17 17

7. Психогимнастика 5 6 6

Итого: 64 часа 64 часа 64 часа

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения.

Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:

*Начальный этап- обучение упражнению

(название упражнения, показ, объяснение техники, опробование упражнения)

*Этап углубленного разучивания упражнения (уточнение двигательных действий, понимание закономерностей движения. усовершенствование ритма, свободное и слитное выполнение упражнения)

*Этап закрепления и совершенствования упражнения (закрепление двигательного навыка, выполнение упражнения более высокого уровня, использование упражнений в комбинации с другими упражнениями, формирование индивидуального стиля).

Программа построена на следующих педагогических принципах:

- постепенного и последовательного повышения нагрузок;

-систематичности;

-вариативности;

-наглядности;

-доступности;

-закрепления навыков;

-индивидуализации.

Первостепенную роль на занятиях по ритмике играет музыкальное сопровождение. Используемые музыкальные произведения разнообразны по жанру, стилю, форме, размеру, темпу; но при всем при этом доступны пониманию детей, выразительны, пробуждают фантазию и воображение.

Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 акцентов в минуту, которому соответствует быстрый бег, прыжки, подскоки, галопы, приседания. Для подбора упражнений соответствующих темпу музыки предлагаются следующие критерии:

-быстрый бег -160 акцентов в минуту;

-подскоки,галоп-120-150 акцентов в минуту;

-маховые движения- 80-90 акцентов в минуту;

-наклоны- 70 акцентов в минуту;

-повороты, наклоны головы, растягивания- 40-60 акцентов в минуту.

Основной метод, используемый на занятиях –игровой. Использование игровых упражнений, имитационных движений, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и помогают полнее и всесторонне решать поставленные задачи.

Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:

*наличие специально оборудованного зала;

*обязательная специальная одежда и обувь ребенка на занятии;

* широкое использование технических средств обучения (аудио, видео);

*использование атрибутов и пособий;

*предварительная влажная уборка зала;

*наличие расписания занятий, методического материала, перспективного плана и диагностики музыкально-ритмического и физического развития занимающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

1. «Музыка и движение» С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина–М «Просвещение», 1984г.

2. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» И. П. Раевская –М «Просвещение» 1991г.

3. «Ритмическая мозайка» А. И. Буренина –С. Пб. ,2000г.

4. «Танцы в детском саду» Н. Зарецкая, З. Роот, -М «Айрис Пресс», 2003г.

5. «Са-фи-данс» Танцевально- игровая гимнастика для детей Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина, - С. Пб., «Детство-Пресс» 2003 г.

6. «Фитнес-данс» Лечебно-профилактический танец Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина - С. Пб. «Детство Пресс», 2007г.

7. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» И. В. Ганичева, - М «Книголюб» 2004г.

8. «Коррекционная ритмика» М. А. Касицина, И. Г. Бородина,- М, «Гном и Д» 2005г.

9. «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика» - Т. Т. Ротерс–М «Просвещение» 1989 г.

10. «Детский фитнес» Е. В. Сулим -М, «ТЦ Сфера» 2014 г.

11. «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» Е. А. Алябьева «ТЦ Сфера» - М, 2009 г.

12. «Методическое пособие по детской психогимнастике для воспитателей дошкольных учреждений» Е. В. Вербовская – Нижний Новгород, 1999г.

13. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг.» Е. В. Сулим, -М, «ТЦ Сфера», 2010г.

14. «Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет» Е. В. Михеева, -Волгоград, «Учитель», 2014г.

15. «Здоровьефомирующее физическое развитие» под ред. М. М. Безруких

, -М, «Владос» 2001г.

16. «Топ-хлоп малыши» Т. Сауко, А. Буренина- СПб. 2001г.

17. «Степ-аэробика» Е. А. Яных, В. А. Захаркина, -Донецк, «Сталкер» 2006г.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования «Агробизнесплан» Актуальность: В 2014 году на территории Иркутской области была утверждена Концепция развития непрерывного агробизнес-образования на период.

Программа дополнительного образования «Азбука безопасности» Руководитель кружка Воспитатель Иншакова Ю. Ю. С. Круглолесское Пояснительная записка. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная.

Программа дополнительного образования по физическому направлению Пояснительная записка Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности,.

Программа дополнительного образования по ОБЖ «Страна безопасности» для детей 6–7 лет Программа дополнительного образования по ОБЖ «Страна безопасности» для детей 6-7 лет Руководители кружка: Пономарева Т. В., Калинина Е. Н.

Программа дополнительного образования «Учимся играя» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧИМСЯ ИГРАЯ» Разработала воспитатель: Кротова О. В. Пояснительная записка В соответствии с ФГОС.

Программа дополнительного образования «Веселый мяч» .

Программа дополнительного образования «Юный экспериментатор» Пояснительная записка В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное.

Программа кружка дополнительного образования «Конструирование»Программа кружка дополнительного образования «Конструирование» Программа кружка Дополнительного образования «Конструирование» 1. Место реализации: МАДОУ детский сад 56 2. Название кружка:.

Программа кружка Дополнительного образования «Занимашка» Программа кружка Дополнительного образования «Занимашка» 1. Место реализации: МАДОУ детский сад 56 2. Название кружка: «Занимашка» 3. Ф. И. О.

Программа дополнительного образования по лепке Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Ленинец» Программа по дополнительному образованию художественно-эстетической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по ритмике
Опубликовано: 5 февраля 2017 в 12:41
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования по ритмике» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Малова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД