Ольга Малова
Программа дополнительного образования по ритмике
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеобразовательная программа детей дошкольного возраста по ритмическому движению «Развивающая ритмика» разработана в соответствии со статьей 2 пункта 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Публикация «Программа дополнительного образования по ритмике» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Образовательная программа дополнительного образования «Развивающая ритмика» имеет оздоровительную и развивающую направленность. Реализация данной программы способствует физическому, музыкально- ритмическому, эстетическому и в целом психическому развитию ребенка, а также социализации в обществе. Формирует художественный вкус и творческие способности.
Данная программа разработана на основе программ «Коррекционная ритмика» М. А. Касициной, И. Г. Бородиной; «Са-фи- данс» Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной; «Фитнесс- данс» Ж. Е. Фирилевой, Е. Г. Сайкиной. Программы модифицированы, адаптированы к условиям дополнительного образования детей в дошкольном учреждении.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-184 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», а также в соответствии с требованиями СанПин.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение ритмическим движениям рассматривается как базисный этап, закладывающий «школу движений», развивающий психофизические качества, укрепляющий здоровье детей.
Педагогическая значимость освоения данной программы обусловлена тем, что овладение ритмическим и ритмопластическим движением под музыку теснейшим образом связано с речевым, интеллектуальным, физическим, эмоциональным и нравственным развитием личности.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для освоения как ритмической культуры слова, так и ритма движения. Ритм биения сердца матери- первый метроритм воспринимаемый ребенком. И далее в жизни все вокруг нас и внутри нас подчинено ритму, начиная с физиологических механизмов и заканчивая великим искусством ритма (музыкой, поэзией, хореографией, живописью). Двигательный навык, заложенный и автоматизированный в дошкольном возрасте, остается в «базе движений» человека всю жизнь, даже если не используется впоследствии.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Движение и ритм – это жизнь. Музыка и движение обладают огромными возможностями для полноценного гармоничного физического и духовного развития ребенка.
Данная программа- это система специальных комплексных занятий, на которых средствами музыки и специальных двигательных упражнений,происходит овладение двигательными навыками, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция, произвольность движений и поведения. Способность к восприятию и воспроизведению ритма является универсальной способностью, которая выступает в качестве базисной по отношению к различным сложным видам деятельности (предметной, речевой, письменной). Музыкально- ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать, побуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкально –двигательные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует целенаправленной деятельности.
Таким образом, актуальность программы обусловлена ее практической значимостью.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ- содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами музыкально-ритмического движения.
Достижение цели предполагает реализацию следующих задач:
1. Укрепление здоровья.
-способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
-содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
-формирование осанки, мышечного корсета;
-содействовать профилактике плоскостопия.
2. Развитие основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений, музыкальности.
-нормализация мышечного тонуса;
-развитие основных видов движений;
-развитие точности, координации, плавности, переключаемости движений;
-преодоление двигательного автоматизма движений;
-формирование чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка;
-согласование движений с музыкой, словом;
-изменение характера движения в соответствии с изменением контрастов звучания (громко-тихо, быстро-медленно, высоко-низко);
3. Развитие психических функций, совершенствование психомоторики.
-развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;
-формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности танцевальных движений и танцев;
-развитие мелкой моторики;
-развитие быстроты и точности реакции на звуковые и вербальные сигналы;
-развитие разных видов внимания, памяти, мышления;
-развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движения (слово управляет движением);
-развитие умения реализовывать запрограммированные действия по условному сигналу.
4. Развитие способности ориентироваться в пространстве.
-развитие пространственной организации собственных движений, оптико-пространственной ориентировки в пределах зала через движение;
-развитие пространственных представлений: понимание вербальных инструкций, отражающих пространственные отношения и выполнение действий на основе вербальной инструкции; способности к словесному выражению пространственных отношений (движение влево, вправо, назад, вперед, руки вверх, вниз и т. п.)
5. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся.
-развитие имитационно-подражательных выразительных движений под музыку;
-формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку.
6. Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.
-формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика и т. д.)
-развитие произвольности при выполнении движений и действий;
-развитие коммуникативных навыков посредством выполнения совместных действий и движений, танцев.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программа по ритмике рассчитана на три года обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
В программе представлены различные разделы. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Программа рассчитана на 72 учебных часа в год, всего 216 часов. Занятия проводятся 2 раза в неделю. С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Продолжительность занятий для детей дошкольного возраста:
-5-го года жизни- не более 20 минут;
-6-го года жизни – не более 25 минут;
-7-го года жизни- не более 30 минут.
Структура занятия по ритмике –общепринятая. Каждое состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие –это единое целое, где все элементы взаимосвязаны между собой.
Подготовительная часть занятия занимает 5-15 % общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, разминочные упражнения, ритмические упражнения и задания, музыкально- подвижные игры, танцевальные шаги.
Основная часть занятия занимает 70-85% общего времени. В этой части решаются основные задачи, идет работа над развитием двигательных способностей. В этой части дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические композиции, танцы, степ-ритмика, гимнастика, музыкально-подвижные игры, этюды психогимнастики.
Заключительная частьзанятия длится от 3 до7% общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные, на растягивание мышц, пассивная релаксация.
Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям детей, которые позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, ритма и движения, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка.
Обязательная одежда и обувь на занятии:
Для девочек: гимнастический купальник, юбочка шифоновая, чешки
(балетки) с нескользящей подошвой, белые носочки.
Для мальчиков: футболка, спортивные шорты, чешки, белые носки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РИТМИКЕ
1 год обучения (средняя группа)
После первого года обучения занимающиеся дети знают о назначении отдельных упражнений ритмики. Знают основные танцевальные позиции ног и рук. Желают двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок; ставить ногу на носок, пятку. Умеют выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, неавтоматизированный подскок. Имеют представление о степе. Могут выполнить основной шаг на степе (без требования синхронизации, игровые упражнения на степе. Умеют выполнять простейшие двигательные задания (творческие игры, используют разнообразные движения в импровизации под музыку этого года обучения.
2 год обучения (старшая группа)
По окончании второго года обучения занимающиеся дети выразительно самостоятельно двигаются под музыку. Умеют передавать несложный ритмический рисунок хлопками и притопами. Умеют точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности. Владеют навыками передвижения по залу. Приобретают «базу движений» в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Выполняют танцевальные движения и шаги: реверанс и поклон, перенос веса тела с одной ноги на другую, «ковырялочка», хороводный шаг, приставной боковой шаг, боковой галоп, боковой галоп в паре, бег с захлестом голени, автоматизированный подскок, шаги бальной польки (на шагах прямого галопа). Выполняют базовые шаги и упражнения на степе. Умеют исполнять ритмические и танцевальные композиции, в т. ч. на степе.
3 год обучения (подготовительная группа)
После третьего года обучения занимающиеся дети умеют выполнять самостоятельно специальные упражнения для согласования движения с музыкой, владеют основами танцевального движения. Умеют самостоятельно исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку. Выполняют танцевальные движения: шаг с носка, шаг с притопом, переменный шаг, шаг польки, шаг бальной польки, русский народный поклон. Выразительно и ритмично исполняют движения с предметами, атрибутами. Владеют упражнениями на степе. Знают и выполняют основные шаги степ-ритмики, композиции с использованием степа в разных стилях, основанные на изученных шагах. Умеют правильно выполнять упражнения на растягивание мышц и связок. Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений, могут самостоятельно организовать музыкально-подвижные игры.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Раздел «Ритмика»
является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, со словом, музыкальные задания и игры.
Раздел «Музыкально-ритмическая гимнастика»
Служит основой для освоения ребенком различных видов движений. В раздел входят строевые, общеразвивающие, а также упражнения на укрепление осанки, напряжение и расслабление мышц, дыхательные.
Раздел «Танцевальная азбука»
Направлен на формирование у детей танцевальных движений. В разделе представлены танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и элементы различных танцев: народного, бального, современного и ритмического.
Раздел «Танцевальная композиция»
Направлен на формирование у детей пластичности, гибкости, координации. В разделе представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп.
Раздел «Степ-ритмика»
Направлен на работу с ритмом посредством использования степ-платформы. В разделе представлены базовые шаги, упражнения на степ-платформе, изучения которых позволит сформировать чувство ритма и синхронное выполнение движений у занимающихся.
Раздел «Музыкально-подвижные игры»
Является ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы соревнования, подражания, имитации, образного движения, ролевые ситуации.
Раздел «Психогимнастика»
Направлен на обучение выразительным движениям, работу с мимикой и пантомимикой. Представлены этюды- упражнения для обучения азбуке выражения эмоций.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РИТМИКЕ.
(сетка часов при двух разовых занятиях в неделю)
Разделы программы 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
1. Ритмика 8 10 6
2. Танцевальная азбука 7 5 5
3. Степ-ритмика 5 8 9
4. Танцевальная композиция 9 11 14
5. Танцевально-ритмическая гимнастика 9 7 7
6. Музыкально-подвижные игры 21 17 17
7. Психогимнастика 5 6 6
Итого: 64 часа 64 часа 64 часа
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения.
Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:
*Начальный этап- обучение упражнению
(название упражнения, показ, объяснение техники, опробование упражнения)
*Этап углубленного разучивания упражнения (уточнение двигательных действий, понимание закономерностей движения. усовершенствование ритма, свободное и слитное выполнение упражнения)
*Этап закрепления и совершенствования упражнения (закрепление двигательного навыка, выполнение упражнения более высокого уровня, использование упражнений в комбинации с другими упражнениями, формирование индивидуального стиля).
Программа построена на следующих педагогических принципах:
- постепенного и последовательного повышения нагрузок;
-систематичности;
-вариативности;
-наглядности;
-доступности;
-закрепления навыков;
-индивидуализации.
Первостепенную роль на занятиях по ритмике играет музыкальное сопровождение. Используемые музыкальные произведения разнообразны по жанру, стилю, форме, размеру, темпу; но при всем при этом доступны пониманию детей, выразительны, пробуждают фантазию и воображение.
Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является темп 150-160 акцентов в минуту, которому соответствует быстрый бег, прыжки, подскоки, галопы, приседания. Для подбора упражнений соответствующих темпу музыки предлагаются следующие критерии:
-быстрый бег -160 акцентов в минуту;
-подскоки,галоп-120-150 акцентов в минуту;
-маховые движения- 80-90 акцентов в минуту;
-наклоны- 70 акцентов в минуту;
-повороты, наклоны головы, растягивания- 40-60 акцентов в минуту.
Основной метод, используемый на занятиях –игровой. Использование игровых упражнений, имитационных движений, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и помогают полнее и всесторонне решать поставленные задачи.
Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:
*наличие специально оборудованного зала;
*обязательная специальная одежда и обувь ребенка на занятии;
* широкое использование технических средств обучения (аудио, видео);
*использование атрибутов и пособий;
*предварительная влажная уборка зала;
*наличие расписания занятий, методического материала, перспективного плана и диагностики музыкально-ритмического и физического развития занимающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
1. «Музыка и движение» С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина–М «Просвещение», 1984г.
2. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» И. П. Раевская –М «Просвещение» 1991г.
3. «Ритмическая мозайка» А. И. Буренина –С. Пб. ,2000г.
4. «Танцы в детском саду» Н. Зарецкая, З. Роот, -М «Айрис Пресс», 2003г.
5. «Са-фи-данс» Танцевально- игровая гимнастика для детей Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина, - С. Пб., «Детство-Пресс» 2003 г.
6. «Фитнес-данс» Лечебно-профилактический танец Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина - С. Пб. «Детство Пресс», 2007г.
7. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» И. В. Ганичева, - М «Книголюб» 2004г.
8. «Коррекционная ритмика» М. А. Касицина, И. Г. Бородина,- М, «Гном и Д» 2005г.
9. «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика» - Т. Т. Ротерс–М «Просвещение» 1989 г.
10. «Детский фитнес» Е. В. Сулим -М, «ТЦ Сфера» 2014 г.
11. «Занятия по психогимнастике с дошкольниками» Е. А. Алябьева «ТЦ Сфера» - М, 2009 г.
12. «Методическое пособие по детской психогимнастике для воспитателей дошкольных учреждений» Е. В. Вербовская – Нижний Новгород, 1999г.
13. «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг.» Е. В. Сулим, -М, «ТЦ Сфера», 2010г.
14. «Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет» Е. В. Михеева, -Волгоград, «Учитель», 2014г.
15. «Здоровьефомирующее физическое развитие» под ред. М. М. Безруких
, -М, «Владос» 2001г.
16. «Топ-хлоп малыши» Т. Сауко, А. Буренина- СПб. 2001г.
17. «Степ-аэробика» Е. А. Яных, В. А. Захаркина, -Донецк, «Сталкер» 2006г.