татьяна оноприено
Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ
Воспитатель:
Оноприенко Т. В.
ГБУ социальный дом "Обручевский филиал "Беляево"
«Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».
К. Д. Ушинский.
Публикация «Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети с ОВЗ отличаются повышенной нервной возбудимостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью, зажатостью, неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия и т. д. Поэтому эти дети нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья.
Метод песочной терапии обладает мощным ресурсом для коррекционной работы с детьми данной категории. Основные преимущества этого метода:
• во-первых, усиливается желание ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
• во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".
• в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, посредством работы с песком. (википедия)
От других форм арт-терапии этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможностью разрушения песочной композиции, её реконструкции, а также многократное создание новых сюжетов.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой воспитательный и образовательный эффект. Создание мыслительных образов, работа руками, получение новых впечатлений и удовольствия - всё это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребёнка. В игре с песком ребёнок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как мыслительные, так и эмоциональные резервы.
Эта технология не требует больших затрат, все занятия проводятся в игровой форме и в очень естественной и привычной для ребенка среде.
Цель песочной терапии : Снижение психофизического напряжения у детей с ОВЗ.
Задачи песочной терапии :
- стабилизация эмоционального состояния;
- поглощение негативной энергии;
- снятие мышечной напряжённости;
- совершенствование зрительно-пространственных ориентировок, речевых возможностей;
- формирование позитивной коммуникации;
- развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук;
-воспитание усидчивости, выносливости, умения доводить начатое дело до конца.
Методы и формы песочной терапии :
- Диагностическая;
- Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом, элементы экспериментирования, наблюдения;
- Коррекционная;
- Наглядные методы (презентации, показ игрушек, рассматривание картин, иллюстраций, моделирование);
- Игровая деятельность; (обыгрывание ситуаций, инсценировки, элементы театрализации);
- Словесные методы-беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки).
Песочная терапия позволяет использовать современные образовательные технологии:
1. Технологию исследовательской деятельности.
2. Игровую технологию.
3. Здоровьесберегающую.
4. Личностно-ориентированную технологию
5. Технологию проблемного обучения
6. Технология развивающего обучения
Принципы игр с песком:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, и защищенно, проявляя творческую активность.
2 «Оживление» абстрактных символов: мелких игрушек, природного материала, геометрических фигур и прочее.
3. Реальное «проживание» проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказок.
Условия реализации проекта:
- Элементы песочной терапии проводятся еженедельно в рамках коррекционно-развивающей деятельности.
- Подготовка оборудования, материалов (песочницы, коллекции мелких игрушек, карточек, схем и т. д.)
- Игры и упражнения проводятся в обстановке эмоционального комфорта.
- Включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.
- Игры с детьми проводятся стоя рядом со столом с песочницей, или сидя за столами с подносами для песка.
Условия работы с детьми :
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки. Ожидаемые результаты и социальный эффект:
- наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
- достичь положительного эмоционального благополучия;
- помочь выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;
- оказать положительное влияние на развитие речи, мышление, познавательные процессы, творческие способности ребенка;
- вызвать положительные эмоции (радость, удивление);
- снизить негативные проявления (страх, агрессия, тревожность);
- уменьшить проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида).
Этапы работы.
Первый этап - организационно-подготовительный
- Постановка проблемы, определение цели и задач.
- Разработка занятий.
- Подбор оборудования:
- Песочница (используем подносы)
-Чистый, просеянный песок (прокаленный в духовом шкафу, мы заменяем песок манной крупой. Песком заполняется меньшая часть подноса. Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”.
- Набор игрового оборудования (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями) :
• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см, изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов»);
• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки;
• различные здания и постройки;
• бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
- для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения: «Звуки природы», релаксационная и классическая музыка.
Правила игры с песком:
Каждое наше занятие – игра начинается с ритуала входа в песочную страну, затем мы повторяем правила игры с песком;
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. У детей всегда должны быть чистые руки и носы. Поиграл с песком — помой руки и покажи чистые ладошки зеркалу.
4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
Упражнения.
Начинаем работу с песком с простых упражнений:
- «Здравствуй, песок!»
Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка -.»
- Проводим ладонями по песку различными движениями, как машинки, как санки, как змейки.
- Набираем песок в ладошки и высыпаем его тонкой струйкой, проговариваем ощущения, испытываемые при этом. Делаем это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
- Закапываем ладошки в песок и потом находим их. Все это проделывается в игровой форме. Задаем вопрос «где наши ручки?», а затем радуемся вместе с ребенком от того, что ручки найдены.
- Пробегаем вместе с ребенком пальчиками по песку, оставляем на нем следы. Все действия обязательно проговариваем.
- Оставляем оттиски рук ребенка и взрослого.
- Пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками оставляем различные узоры на песке, а затем фантазируем, на что они похожи. Можно увидеть цветы, деревья, следы животных. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
- Ливень из песка. Сначала делаем мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпываем двумя ладонями (для ливня можно использовать детское ведерко, совочек и т. д.).
Ребенок должен в игре осознавать свою причастность к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться. Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.
- Закапывание и откапывание природного материала (каштаны, желуди, шишки, игры с мелкими игрушками. Эти упражнения развивают мелкую моторику, расширяют тактильные ощущения детей.
После занятия проводится рефлексия.
- Вам понравилось играть с песком? Какие эмоции вы получили?
Что показалось наиболее интересным? Что показалось трудным?
Занимаясь с детьми пескотерапией, мы отметили заметную положительную динамику.
Дети стали более спокойными, доверчивыми, менее агрессивными и напряженными, уравновешенными, эмоционально позитивными. Поэтому и в дальнейшей своей работе будем использовать песочную терапию.