Анастасия Вавилова
Песочная терапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время, использование нетрадиционных форм в работе логопеда по преодолению речевых нарушений у детей, становится все более актуальным. Это позволяет логопеду более эффективно проводить коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими нарушения речи.
Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то используя в своей работе нетрадиционные методы, занятия приобретут более игровую форму обучения. Они становятся интересными и необычными. Дети с интересом будут заниматься, получая положительные эмоции и с радостью будут ждать следующего занятия. Что и является важным в работе любого педагога.
Публикация «Песочная терапия как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Существует множество нетрадиционных методов, которые используют педагоги в своей работе. Но нас больше всего заинтересовала «Песочная терапия», которой в большей степени занимаются психологи. Однако, логопеды и воспитатели групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи также могут активно использовать песочную терапию в своей деятельности.
Цель нашей работы - это создание условий для эффективного развития речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством песочной терапии.
Задачи:
1. Развитие диафрагмального дыхания.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие лексико-грамматического строя речи.
4. Автоматизация поставленных звуков.
5. Развитие связной речи.
6. Формирование слоговой структурой слова.
7. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Занятия с песком помогают обеспечить психологическое, эмоциональное благополучие, снятие мышечного напряжения, снижение негативных проявлений, повышение самооценки. У детей появляется положительный настрой и интерес к занятиям, а также повышение речевой мотивации общения у детей, что помогает эффективно работать с детьми по коррекции речевых нарушений, а именно: развитие произносительных умений и навыков, пополнение и активизация словарного запаса, коррекция грамматического строя и связной речи, повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук.
Развитие мелкой моторики пальцев рук:
1) Скользить ладонями (ребром ладони) по поверхности песка зигзагообразными или круговыми движениями.
2) Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладоней всевозможные причудливые узоры на песке.
3) «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочерёдно, затем можно группировать пальцы, создавая «загадочные следы».
4) Найти в песке среди других заданную игрушку или букву (вариация игры «Волшебный мешочек»).
5) Положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
6) Погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
7) Погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
Развитие речевого дыхания :
1) «Выровняй дорогу» : от детской машинки педагог проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой.
2) «Что под песком?» : картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
3) «Ямка» : ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке.
4) «Помоги зайцу» : в песке делается три-четыре углубления — «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
5) «Секрет» : в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
6) «Добрый великан» : из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь.
Развитие артикуляционного аппарата и автоматизация звуков:
1) «Лошадка» : щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
2) «Индюки» : языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
3) «Качели» : языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
4) «Часики» : языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
5) «Горочка» : набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек, игрушку со звуком С, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
6) «Дорожка» : произносить заданные педагогом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
7) «Совпадение» : педагог закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.
8) «Сильный мотор» : произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
9) «Слабый моторчик» : произносить звук Р (мягкий, проводя мизинцем дорожку по песку.
Развитие фонематических процессов:
1) «Спрячь ручки» : прятать руки в песок, услышав заданный звук.
2) «Слоговые дорожки» : рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
3) «Два города» : под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
4) «Мой город» : педагог дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
Развитие слоговой структуры слова:
1) «Полоски» : ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
2) «Исправь ошибку» : педагог чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
3) «Раздели на слоги» : ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
4) «Следы на песке» : сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
5) «Мельница» : ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.
Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи :
1) «Чего не стало» : игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Педагог стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
2) «Подбери слово» : ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик — легкий, блюдце — пластмассовое)
3) «Машинка» : в этом игровом упражнении с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
-предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
-приставочные глаголы: ПОЕХАЛ, ПРИЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ, УЕХАЛ, ПЕРЕЕХАЛ, ЗАЕХАЛ, ВЪЕХАЛ;
-наречия : ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
4) «Дорисуй картинку и составь предложение» : педагог рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
5) «Начни предложение» : ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, педагог (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).
6) «Друзья» : при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
7) «Что случилось?» : при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»)
Обучение грамоте и подготовки руки к письму:
1) «Напиши букву» : ребенок пальцем пишет заданные буквы.
2) «Преврати в другую букву» : из буквы Л сделать букву А, из буквы Р букву В.
3) «Напиши слово» : педагог называет слово по звукам, ребенок пишет.
4) «Найди правильные буквы» : дети находят правильные буквы и обводят в кружок, а неправильно написанные буквы зачеркивает.
5) «Угадай слово» : слова с пропущенными буквами.
6) «Почини букву» : дописать отсутствующую деталь буквы.
7) «Найди заданное слово» : педагог пишет несколько слов, ребенок находит из них заданное слово.
Литература :
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии – С-Пб. : Издательство: «Речь», 2010 – 69 с.
3. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников - С-Пб. : «Детств-Пресс», 2005 – 56 с.
4. Сапожникова О. Б., Горнова Е. В. Песочная терапия в развитие дошкольников – М. : ТЦ «Сфера», 2018 – 64 с.