Эльзара Серверовна Куртэюпова
Песочная терапия как один из методов эффективной работы в области здоровьесбережения
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И не удивительно, ведь игра с песком –это развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известная с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим естеством – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.
Публикация «Песочная терапия как один из методов эффективной работы в области здоровьесбережения» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Само понятие "здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений,
основной задачей является - здоровье человека и свободное развитие личности”. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности ребенка, его духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем и всей успешной жизни.
Технологии здоровьесбережения – условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований и методике обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки, возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровье-сберегающих технологий – обеспечение высокого уровня здоровья детей дошкольного возраста и воспитание у в них культуры, восприятие себя и осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, ответственности за свое здоровье, которое позволяет дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии и наиболее интересна детям. Она направлена на снятие напряжения, стресса, достижения комфорта и, кроме того, на развитие воображения, творчества, мелкой моторики и, как следствие, речи.
Песочная терапия для детей — волшебство на песке.
Детская песочница – это пространство, в котором дети могут проявлять в естественной форме через игру свои желания и мечты, страхи, обиды и злость, волнения и сомнения. Все то, что они не могут выразить словами, что глубоко скрыто от родителей в подсознании ребенка. Он создает свой собственный мир на песке, с помощью миниатюрных фигурок и построения различных ландшафтов, проживает травмирующие его ситуации в безопасном пространстве и находит конструктивные способы решения жизненных задач, получает новые поведенческие модели.
Игры на песке прокладывают мостик между ребенком и взрослым, родители и дети становятся ближе друг к другу.
В процессе игры с песком происходит гармонизация психоэмоционального фона, ведь песок – это природный материал, обладающий уникальным свойством заземлять негативные эмоции, прикасаясь к песку человек наполняется жизненной энергией.
Сам принцип терапии песком был предложен еще К. Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, улучшает эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песоком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает ее прекрасным средством для "заботы о душе", — именно так переводится термин "психотерапия".
Так, К. Г. Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и "активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".
Целью этой технологии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Параллельно с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети учатся прислушиваться к себе, своим желаниям. Они пытаются проговаривать свои ощущения. В процессе работы снижаются страхи и тревожность, уменьшается проявление отрицательных эмоций, развивается речь, мышление, происходит развитие познавательных процессов и творческих способностей детей.
Формы работы с детьми :
«Рассказывание сказок» Сказки на песке - это инструмент развития в ребенке тонкого ощущения внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и напряжения, воспитания уверенности в будущем, в том, что в любом случае все будет хорошо.
«Отпечатки наших рук». Ребятам очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки.
«Секретик» Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.
«Чьи это следы?»На песке какие-то странные следы. Кто или что смог их здесь оставить? Кому они принадлежат? Давайте отгадаем эту загадку и найдем хозяина этих следов.
«Рисунки и узоры на песке.» С помощью палочки и разноцветных бусин, стекляшек, рак Песок бывает разный. Легкий и сухой, влажный и тяжелый, он способен с легкостью принимать любую форму. Он бывает и непослушный, непостоянный, и фигурки из песка способны мгновенно рассыпаться. Все эти свойства песка, можно успешно использовать и в терапевтических целях.
Песочная терапия для ребенка– возможность его самовыражения. Вода, песок, фигурки животных и людей, предметы способны помочь малышу раскрыться, выразить эмоции и чувства, которые иногда трудно передать словами. Песочная терапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности.
Песочная терапия в работе с дошкольниками с особенностями развития, позволяет ребенку гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла… Этой игрой в песок забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.
Для организации игр детей с песком особо необходим набор миниатюрных предметов и игрушек, которые в совокупности символизируют окружающий ребенка мир. Это могут быть и игрушки от «Киндер-сюрприза».
В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.
- люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных) позы должны быть как динамические, так и статические;
- наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
- летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
- объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки;
- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
- естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
- фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни.
Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.
Песочная терапия это по сути игра, которая помогает ребенку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства. Песочная терапия- это игра с символами, которые помогают услышать внутреннее настоящее «Я», подсказывающее выход для решения проблемы.
Использованная литература :
1. Сачкович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб. : «Речь», 2006г.
2. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб. : Питер, 2001г.
3. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – М. : 2009г.
4. Юнг К. Г. Человек и его символы. М. : Серебряные нити, 2002г.
5. Никитина Т. О. Афанасьева М. А. Песок как универсальное средство развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2013. № 9.
6. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб. ,1998г