Надежда Мартынова
Перспективный план по развитию речи (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Неделя
Месяц Тема, литература Программное содержание Материал и оборудование Методы и приемы Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность с родителями
Сентябрь 1 неделя Мониторинг уровня знаний детей
2 неделя Пересказ сказки «Лиса и рак».
О. С. Ушакова.
Публикация «Перспективный план по развитию речи (старшая группа)» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Планы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет – М. : ТЦ «Сфера», 2010 с. 21 Связная речь: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса и рак».
Словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой-маленький).
Звуковая культура речи : развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом). Связная речь. Учить выразительно рассказывать сказку, передавать диалог действующих лиц.
Словарная работа. Учить понимать и объяснять ссмысл трудных слов в поговорках.
Грамматика. Учить называть предмет по его описанию. Картина «Лиса с лисятами», картинки с изображением лисы Загадывание загадки, вопросы-ответы, рассматривание картины «Лиса и рак», физминутка. Разыгрывание сказки 1. Чтение сказки «Царевна-лягушка».
2. Чтение произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
3. Пальчиковая гимнастика «Флажок»[19,с. 70]
4. Дидактические игры: «Что я видел» [22, с. 100],
«Вспомни разные слова»[21, с. 42].
5. Беседа о лете «Что летом родится-зимой пригодится» [16, с. 66]
6. Обыгрывание мини-сценки [18,с. 66].
Консультация «Значение художественной литературы в развитии связной речи дошкольников
3 неделя Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».
Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет – М. : ТЦ «Сфера», 2010 с. 23 Связная речь: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумать концовку;
Словарь и грамматика: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий; учить самостоятельно образовывать клички животных.
Звуковая культура речи : уточнить и закрепить правильное произношение звуков С, З. Картина «Кошка с котятами», игрушка котенок Рассматривание картины «Кошка с котятами», вопросы-ответы, дидактическая игра «Комары и осы», «Что вы видите вокруг?» 1. Чтение рссказа Л. Даскалова «Про мыло» [5,с. 106].
2. Разучивание стихотворения Ю. Тувима «Овощи» [17, с. 47].
3. Дидактические игры: «Не ошибись» [22,с. 100], «Стоп! Палочка, остановись!»[21, с. 43], «Эстафета» [21, с. 69].
4. Пальчикова гимнастика «Птички» [19, с. 70].
5. Обыгрывание мини-сценки по сказке К. Чуковского «Муха-цокотуха»[18 с. 67].
4 неделя Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».
Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет – М. : ТЦ «Сфера», 2010 с. 29 Связная речь: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказать о том, как с ней играть, какие игрушки есть дома;
Словарь: закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова; Звуковая культура речи : учить произносить слова со звуками С, З отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (Громко, тихо,шеротом, произносить фразы на одном выдохе, а звуки С, З в словах протяжно Игрушки – собака, слон, лиса, заяц, коза Рассматривание игрушек, описание игрушек, физминутка, чистоговорка 1. Чтение сказки «Заяц-хвастун».
2. Чтение стихотворения Н. Минского «Листопад» [9, с. 71].
3. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» [8, с. 91].
4. Пальчиковая гимнастика «Гнездо» [19, с. 70].
5. Дидактические игры «Угадай,что мы задумали» [22, с. 100], «Что звучит вокруг нас?» [21, с. 43].
6. Обыгрывание мини-сценки по стихотворению Н. Егорова «Листопад» [18, с. 69]. Проектная деятельность. Семейный проект «Мои любимые игрушки».
Октябрь
Неделя, месяц Тема, литература Программное содержание Материал, оборудование Методы и приемы Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность с родителями
Октябрь 1 неделя Составление рассказа по скороговорке.
Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет – М. : ТЦ «Сфера», 2010 с. 30 Связная речь: формировать навыки связной речи;
Словарь и грамматика: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения;
Называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу.
Звуковая культура речи : уточнить и закрепить правильное произношение звуков С, Ц, учить дифферецнировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произность слова и фразы с этими звуками. 6 пирамидок, предметы и игрушки- яйцо, кольцо, перец, огурец,слива, собака,цыпленок, слон Чтение стихотворения «Утро» М. Щелевановой, вопросы-ответы, загадыване загадок, хоровые, индивидуальные повторения скороговорок.
2 неделя Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет – М. : ТЦ «Сфера», 2010 с. 30 Связная речь: учить выразительно пересказывать текст;
Словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных. Обозначающих названия детенышей животных; формировать представления о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных. Игрушка – Карлсон, снегирят, утята, щеглята пингвинята, синички, попугайчики Чтение рассказа «Разве так играют?», вопросы – ответы, игра «Много-один», загадывание загадок. 1. Чтение рассказа В. Зотова «Лиственница».
2. Чтение стихотворения С. М. Городецкого «Первый снег» [7, с. 90].
3. Загадки на движение «Отгадай, где я»[8, с. 14].
4. Пальчиковая гимнастика «Цветок» [19, с. 70]. Практическая консультация «Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет»
Комплексы артикуляционной гимнастики.
3 неделя Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом».
Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет – М. : ТЦ «Сфера», 2010 с. 38 Связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумать продолжение сюжета, название картины;
Словарь и грамматика: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;
Звуковая культур речи : уточнить и закрепить правильное произношение звуков Ш, Ж, учить дифференцировать эти звуки. Отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двухсложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.
Картина «Строим дом», игрушка – медведь, картинки с изображением животных в названиях которых есть звук Ш, Ж. Рассматривание картины»Строим дом», вопросы-ответы, физминутка, игра «Эхо», «Найди точное слово», «Назови одним словом». 1. Чтение сказки «Лиса и кувшин».
2. Чтение стихотворения Н. Стачнева «Осенняя гамма»
3. Дидактические игры: «Кто найдет, пусть возьмет» [22, с. 101], «Какой какая, какие» [2, с. 29], «Найди себе пару» [21, с. 44].
4. Пальчиковая гимнастика «Корни растения» [19, с. 70].
Обыгрывание пантомим [18, с. 71].
4 неделя Составление рассказов на темы стихотворений.
Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет – М. : ТЦ «Сфера», 2010 с. 41 Связная речь: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы;
Словарь и грамматика: упражнять образования названий детенышей животных в именительном, родительном падежах множественного числа; закрепить представление, что не все детеныши имеют название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;
Звуковая культура речи; учить и выделять из предложений слова со звуками Ш, З. Плюшевый медведь, счетные палочки. Чтение стихотворения, вопросы-ответы, загадывание загадок, скороговорка 1. Чтение сказки «Двеннадцать месяцев».
2. Чтение стихотворения Н. Никитина «Встреча зимы».
3. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Страна чудес» [8, с. 94].
4. Пальчиковая гимнастика «Мост» [19, с. 70].
5. Дидактические игры «Больная белочка» [20, с. 185], «Вот так произносятся звуки» [21, с. 47], «подберем куклам одежду» [21, с. 73].
6. Беседа «Здравствуй, зимушка-зима [16, с. 73].
Ноябрь
Неделя, месяц Тема, литература Программное содержание Материал и оборудование Методы и приемы Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность с родителями
Ноябрь 1 неделя Составление рассказа на заданную тему.
Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет – М. : ТЦ «Сфера», 2010 с. 45 Связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему;
Словарь и грамматика: закрепить умение образовывать название домашних животных в именительном и родительном падежах множественного числа, активизировать в речи сложноподчиненные предложения;
Звуковая культура речи : учить подбирать слова, сходные по звучанию. Сюжетные картинки с изображениями детенышей разных животных: лисят, щенков, крокодильчиков, обезьянок, детенышей жирафа и др., скворечник. Чтение стихотворения, вопросы-ответы, загадывание загадок, придумывание рассказа.
Сюжетные картинки с изображениями детенышей разных животных: лисят, щенков, крокодильчиков, обезьянок, детенышей жирафа и др., скворечник. Чтение рассказа И. Тургина «Человек заболел».
Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный колос» [7, с. 90].
Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» [19, с. 70].
Дидактичесике игры «Где я был?» [20, с. 172], «Найду тебя по имени» [21, с. 45], «Волшебная скакалка»[21, с. 73]
Инсценировка стихотворения В. Степанова «Веселые превращения» [18, с. 75].
2 неделя Перессказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».
Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет – М. : ТЦ «Сфера», 2010 с. 47 Связная речь: учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;
Словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;
Звуковая культура речи : учить пользоваться восклицательной интонацией. Рассказ Е. Чарушина «Лисята», иллюстрации к рассказу. Рассказывание Е. Чарушина «Лисята»,вопросы-ответы, загадывание загадок, рассматривание иллютрации. 1. Чтение сказки М. Горького «Случай с Евсейкой».
2. Чтение стихотворения А. К. Толстого «Осень».
3. Чтение произведения В. Волчковой «Бантик и пузырь» [8, с. 91].
4. Пальчиковая гимнастика «Двое разговаривают» [19, с. 70]. Выставка детской литературы «Для семейного чтения»
3 неделя Составление рассказа по картине «Ежи».
Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет – М. : ТЦ «Сфера», 2010 с. 49 Связная речь: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о диких животных;
Словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках;
Звуковая культура речи : уточнить и закрепить правильное произношение звуков Ч, Ш; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки Ч, Ш, выделять их в словах. Картина «Ежи», предметы и игрушки- иголка, мяч, ключ, щетка, клещи, щипцы, мешочек или большая салфетка. Загадывание загадок, рассматривание иллюстрации, вопросы – ответы. 1. Чтение рассказа В. Зотова «Рябина, кабан, заяц-русак».
2. Чтение стихотворения А. Блинова «Последний листок».
3. Дидактические игры: «Мишка-музыкант» [20, с. 180], «Какое слово задумано?» [21, с. 46], «Как мишутка научился говорить» [21,с. 70].
4. Пальчиковая гимнастика «Стол»[9, с. 70].
4 неделя Составление рассказа на тему : «Домашние животные»
Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет – М. : ТЦ «Сфера», 2010 с. 52 Связная речь: учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события;
Словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа, множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, воспитывать умение задавать друг другу вопросы;
Звуковая культура речи : учить выделять во фразах слова со звуками Ч, Щ, находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко, тихо. Предметные картинки)ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички) Загадывание загадок, физминутка, чтение стихотворения, рассматривание картинок, игры «Картина-корзина», «Едем, летим, плывем», «Коза-стрекоза», вопросы-ответы. Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка».
Чтение басни И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука».
Дидактические игры «Три линейки» [20, с. 173], «Кто это так кричит?»[2,с. 28], «Какой звук потерялся?» [21,с. 46].
Пальчиковая гимнастика «Кресло»[19, с. 70].
Игра-пантомима по сказке К. Чуковского «Черепаха»[18, с. 82].
Развивающая игра «Чудесное животное»