Получи документы

«Зимние явления в природе». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе (11 фото)

Немцева Анна Николаевна
«Зимние явления в природе». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Зимние явления в природе». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе.

«Зимние явления в природе». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Цель: расширять представления о зимних изменениях в природе.

Задачи:

Образовательные:

• закреплять знания о зимних месяцах;

• активизировать словарный запас (снегопад, метель, изморозь);

• учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности.

Развивающие:

• развивать познавательную активность, творчество;

• развивать навыки речевого общения.

Воспитательные:

• воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;

• приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;

• воспитывать желание работать друг с другом.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование:

Демонстрационный материал: картинки «Зимние природные явления».

Раздаточный материал: картон черного цвета, кисти, белая гуашь, снег, формочки, лопатки, лупа.

Содержание организованной образовательной деятельности

1. Организационный момент

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

2. Основная часть

Методические приемы

Воспитатель: Какое время года изображено на картинках? (Зима)

Воспитатель: Какая бывает зима? (Холодная, снежная, морозная, и. д.)

Воспитатель: Какие признаки зимы вы знаете? (Идет снег, становится холодно, дует холодный ветер, день становится короче, и т. д.)

Воспитатель: Ребята, мы живем в большой и красивой стране России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Зима – самое волшебное время года. Про нее написано много стихов. Одно из них я вам сейчас прочитаю.

Пришла зима веселая

С коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается!

Игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…(снег)

С неба все скользят пушинки,

Серебристые…(снежинки).

На дорожки, на лужок,

Все снижается… (снежок).

Вот веселье для ребят

Всё сильнее…(снегопад).

Словно в белый пуховик,

Нарядился …(снеговик).

Рядом снежная фигурка,

Это девочка…(Снегурка).

На снегу- то, посмотри-

С красной грудкой…(снегири).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какое родственное слово у всех этих слов. Правильно, это слово «снег»

Воспитатель: Ребята, какой из зимних месяцев приходит к нам первым? (Ответы детей)

Воспитатель: Какие еще два месяца зимы вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о зимних явлениях природы. Посмотрите на картинку, какое природное явление вы видите. Что это, как вы думаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Это гололедица. Гололедица - тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега, капель дождя.

Воспитатель: Отгадайте загадку.

На дорогу, поле, лес

Звёзды падали с небес.

Собирал я их, ребята,

Целый день большой лопатой.

Сколько же дела зимой для лопат!

Им отдыхать не даёт. (снегопад)

Воспитатель: В декабре начинаются первые настоящие снегопады. Снегопад - выпадение снега из облаков.

Фото «Зимние явления в природе»

Чтение рассказа о снеге Чтение рассказа Н. А. Гурьевой «Снег»

В снегопад, при тихой безветренной погоде, из облаков на землю падают, точно маленькие парашютики, снежинки. Раньше думали, что снег – это замёрзшие капельки воды и идёт он из тех же туч, что и дождь. Но потом ученые доказали, что снег никогда не рождается из капелек воды. Водяной пар есть в воздухе всегда. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой – в снежинки. Оказывается, водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где очень холодно, и из них образуются крошечные кристаллики. Кристаллик растет, потому что к нему присоединяются другие крошечные кристаллики. Потяжелев, этот кристаллик начинает опускаться на землю. Падая, он продолжает расти и превращается в красивую звездочку – снежинку. Подставив варежку, можно поймать снежинку и полюбоваться ее узором. Кажется, что каждая снежинка не похожа на другие, но ученые сумели выделить несколько основных форм снежинок. Им даже дали названия: звезда, пластинка, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка.

Форма снежинок зависит от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно. Они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Снежинки падают по одной, поэтому их легко рассмотреть. При слабом морозе снежинки похожи на снежные шарики – «снежная крупа». А при сильном ветре идет «снежная пыль», так как ветер обламывает у снежинок лучи и грани. Когда нет мороза, падая на землю, снежинки прилепляются друг к другу и образуют «снежные хлопья». Они крупные и напоминают кусочки ваты.

Метель – перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Снег может подниматься как ранее выпавший, так и сопровождаться снегопадом.

Буран – степная вьюга, возникающая при сильном северном ветре. Во время бурана переносится очень большое количество снега и практически «сбивает с ног». Очень часто во время бурана вырывает деревья с корнями, срывает покрытия на крышах

Мелкий дождик называется изморозь. Когда заканчивается изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней.

Изморозь и иней образуются в морозную погоду из водяного пара, но иней окутывает предметы тонким слоем, а слой изморози довольно толстый и нарастает равномерно со всех сторон. Да и по внешнему виду иней не такой пушистый и нарядный, как изморозь, переливающаяся разными цветами.

Физкультминутка «Снег»

Снег сегодня шёл с утра (Руки опускаются сверху вниз)

Рада снегу детвора (Хлопают в ладоши)

Снег на ветках (руки вверх), на дорожках (наклонились вниз, присели)

На носах (дотрагиваются до носа) и на ладошках (показывают ладошки).

Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в снежную лабораторию, в которой происходят чудеса со снегом.

Воспитатель: Ребята, возьмите лупу, рассмотрим снег. Что вы видите? (Ответы детей)

. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе - фото
Фото №1 Зимние явления в природе Фото №2 Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Фото №3 Цель расширять представления о зимних изменениях в природе

Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в тёплом помещении? (Ответы детей)

Воспитатель: Какой становится снег? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте его потрогаем. Что можно сделать с таким снегом? (Ответы детей)

Воспитатель: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках? (Снег тает в руках).

Фото №4 Задачи Образовательные закреплять знания о зимних месяцах активизировать словарный запас снегопад метель изморозь учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности Фото №5 Развивающие развивать познавательную активность творчество развивать навыки речевого общения

Воспитатель: Что произойдёт со снегом, спустя некоторое время? (Снег превратится в воду)

Воспитатель: Правильно ребята, снег растает и превратится в воду. А если мы эту воду нальём в формочки и поставим на улицу на мороз, что с ней произойдёт? (Вода замёрзнет и превратится в лёд)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а снег в тарелочках уже превратился в воду. Можно ли эту воду назвать чистой? (Нет, в ней видны частички грязи, пыли).

Воспитатель: Во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег белоснежный, в нём содержится много грязи и микробов. Давайте аккуратно выльем воду в формочки. И заморозим. В обед пойдем на улицу и посмотрим, что произошло с нашей водой.

Предлагаю вам нарисовать красками снегопад.

Пальчиковая гимнастика «Зима»

Пришла зима. (Трем ладошки друг о друга)

Принесла мороз. (Пальцами массажируем плечи, предплечья)

Пришла зима. (Трем ладошки друг о друга)

Замерзает нос. (Ладошкой массажируем кончик носа)

Снег, (Плавные движения ладонями)

Сугробы, (Кулаки стучат по коленям попеременно)

Гололед. (Ладони гладят по коленям разнонаправлено)

Все на улицу — вперед! (Одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем)

Теплые штаны наденем. (Ладонями проводим по ногам)

Шапку, шубу, валенки. (Ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами)

Руки в варежках согреем (Круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

И завяжем шарфики. (Ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи)

Практическая деятельность.

Фото №6 Воспитательные воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений воспитывать желание работать друг с другом

На листе дети рисуют снежинки.

Фото №7 Интеграция образовательных областей Познавательное развитие Художественно эстетическое развитие Социально коммуникативное развитие Речевое развитие Физическое развитие Фото №8 Оборудование Демонстрационный материал картинки Зимние природные явления

3. Заключительная часть

Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: В какие игры играли? (Ответы детей)

Воспитатель: О каких зимних явлениях природы говорили? (Ответы детей)

Воспитатель: Назовите зимние месяцы. (Ответы детей)

Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)

Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)

Публикации по теме:

«Круговорот воды в природе». Конспект комплексного занятия по познавательному развитию в старшей группе«Круговорот воды в природе». Конспект комплексного занятия по познавательному развитию в старшей группе Конспект комплексного занятия по познавательному развитию: «Круговорот воды в природе» в старшей комбинированной группе «Ромашка» Цель:.

Конспект ОД по познавательному развитию «Писатели, поэты, музыканты, художники о природе осенью» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе» Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе) Воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Зимние явления в природе». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Опубликовано: 23 января 2025 в 17:41
+244Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Зимние явления в природе». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Немцева Анна Николаевна (УИ 1518486) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД