Елена Садыкова
Перспективный план работы шахматного кружка «Белая ладья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Ромашка»
Перспективный
план работы шахматного кружка «Белая ладья»
Руководитель: Садыкова Е. Р.
«Вся в квадратах – белых,
чёрных – деревянная доска,
а ряды фигур точёных –
деревянные войска.
ты, дружок мой, без опаски,
без смущения вступай,
словно в мир чудесной сказки,
в чёрно-белый этот край».
Публикация «Перспективный план работы шахматного кружка „Белая ладья“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Программное содержание: 1)образовательное – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.
2) воспитательное – вырабатывает у ребёнка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер.
3) эстетическое – играя, ребёнок живёт в мире сказок превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов доставляют детям истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию приносит эстетичное наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
4) физическое – прививаю истину детям: чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровым.
Литература: И. Г. Сухин «Программа по обучению дошкольников игре в шахматы», В. К. Гришин «Играем в шахматы».
(сентябрь – октябрь – ноябрь).
I квартал: Начать процесс обучения шахматам в форме увлекательной игры. Предложить детям сказки, где действующие герои – ровесники детей или весёлые человечки, а также сказки – «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка», стихи, загадки, эстафету на быструю и правильную расстановку пешек и фигур, придумывание самими детьми шахматных загадок, отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки». Можно использовать различные методы и приёмы, но основным остаётся игра.
Занятие №1-2. Рассказывание легенды о происхождении шахматной игры. Начало путешествия в Страну шахмат.
Заинтересовать детей игрой в шахматы. После прочтения легенды спросить детей, кто им из героев понравился. Почему? «Мудрец придумал шахматы», «Помирил королевичей: не стало войн», «Не взял никакой награды». Внушить детям, что шахматы дело увлекательное, но и сложное, шахматы - это каждодневный труд, упорный и настойчивый. Показать шахматные фигуры.
Занятие №3-4. Знакомство с шахматной доской. Сказка «Шахматный теремок». Рисование самостоятельно на листочке изображения шахматной доски.
Объяснить, что такое шахматная доска, как она должна располагаться по отношению к игрокам, какие на ней присутствуют обозначения. Что такое поле?
Учить рисовать доску и правильно штриховать. Дать понятие косых, вертикальных и горизонтальных линий и находить их на доске.
Игра «Ряд». Предложить ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом воспитателя и проконтролировать выполнение задания.
Занятие №5-6. Изучение проспектов, улиц волшебной доски. Сказка «Шахматный колобок».
Продолжать изучение диагоналей, горизонталей, учить нумеровать линии и называть поля по буквам и цифрам, выучить считалку, облегчающую запоминание вертикальных линий. Отметить в тетради вертикаль «а», 1-ю горизонтальную линию и самую большую диагональ.
Занятие №7-8. Игры «Шахматное лото», «Расставь на доске», «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
На этих занятиях поупражнять в более быстром и правильном нахождении полей и линий, показывая и называя их вслух, отдельно и совместно.
Изготовить шахматное лото. Побеждает тот, кто отгадает большее число полей. Игра «Расставь прямые линии на доске».
Занятие №9-10. Игры – соревнования «Составь доску». «Пройди и назови поле».
Занятие №11-12. Знакомство с пешкой. Продолжение чтения сказки.
В самом начале объяснить, как располагаются пешки. Провести конкурс – кто быстрее расставит пешки, называя вслух поле. Провести шахматную эстафету.
Занятие №13-14. Решение различных задач с использованием пешек. Дидактические задания «Лабиринт». «Один в поле воин».
Из сказки дети должны усвоить, как ходит пешка. Проверить, правильно ли заполнили ходы. Правило «взятия на проходе». Напомнить, как пешка бьёт пешку противника.
Предложить поиграть одними пешками.
Занятие №15-16. «Прямолинейная бесхитростная фигура» - знакомство с ладьёй. Игры «Лабиринт», «Перехитри человека», «Кратчайший путь».
Занятие №17-18. Решение различных задач с использованием ладьи.
Прочитать сказку и напомнить, как передвигается ладья по шахматной доске. Объяснить, что такое «открытые линии», что происходит, когда ладьи на открытой линии (особенно на вертикальной) сдваиваются.
Занятие №19-20. Викторина по вопросам из «Шахматной шкатулки».
Предложить вопросы о шахматных линиях, полях, пешках, ладьях.
Занятие №21-24. Повторение пройденного, оформление тетрадей.
II квартал: (декабрь – февраль)
Постепенно переходить к решению элементарных шахматных задач и этюдов, отгадыванию загадок.
В I квартале предлагалось играть детям не всеми фигурами. Постепенно приучать детей видеть всю доску. Знакомится с другими шахматными фигурами до полного комплекта. Важно, чтобы дети усвоили согласованность действий пешек и других фигур друг с другом. Научить детей запоминать различные простейшие ловушки и комбинации «Детский мат», «Мат Легаля и др.
Занятие №1-2. Продолжение сказки. Знакомство с фигурой – слон. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение».
Объяснить детям, как располагается и передвигается слон, в каких комбинациях участвует.
Занятие №3-4. Могучая фигура – ферзь.
Объяснить, в чём заключается сила ферзя, во сколько оценивается очков. Предложить решить простейшие задачи с участием ферзя «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельной фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».
Занятие №5-6. Отвечаем на вопросы из «Шахматной шкатулки».
Занятие №7-8. «Прыг, скок и вбок» - знакомство с конём.
Провести эстафету, кто быстрее расставит все фигуры и пешки. Показать, как передвигается конь по доске, отметить в тетрадях. Запомнить правило коня. Провести задачи – упражнения на ход коня – «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение».
Занятие №9-10. Закрепление нового материала, ответы на вопросы из шахматной шкатулки.
Занятие №11-12. «Король жаждет боя».
Продолжить чтение сказки. Напомнить детям, как передвигается король, показывая его ходы. Объяснить, что также он берёт и незащищённые фигуры. Где размещается белый и где чёрный король, показать. Предложить детям сыграть всеми фигурами.
Занятие №13-14. Знакомство с понятиями «шах», «мат», «пат».
Объяснить детям эти понятия, учить их сражаться до конца, не падать духом, продолжать учить играть всеми фигурами. «Дай открытый шах», «Мат или не мат», «Пат или не пат».
Занятие №15-16. «Как ладья похудела».
Знакомство с приёмом рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
Занятие №17-18. «Нотации волшебной доски» - запись шахматных партий.
Занятие №19-20. «Волшебный квадрат», правило квадрата.
Занятие №21-22. Вопросы из «Шахматной шкатулки».
Занятие №23-24. Закрепление пройденного материала.
III квартал: (март – май)
Продолжать решать шахматные задачи.
Можно давать задание хорошо играющим детям позаниматься с отстающими товарищами.
Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала, методику постоянно менять. В конце года можно провести шахматные соревнования на определение сильнейшего игрока.
Занятие №1-2. «Спасительница – оппозиция» (продолжение сказки). Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, кем лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».
Занятие №3-4. Легенда о «Непобедимом». Как играть дебют? Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Занятие №5-6. Какие ходы «хорошие», какие «плохие»
Занятие №7-8. «Волшебный мир комбинаций».
Занятие №9-10. Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу».
Занятие №11-12. Разбираем шахматные этюды.
Занятие №13-14. «Здоровые телом – сильные духом».
6 необходимости занятий физическими упражнениями.
Занятие №15-16. «В гостях хорошо, а дома лучше!»
Используем сюжет сказки для закрепления хода коня.
Дать детям побольше возможных вариантов, таких как белый конь, начинает движение с любого поля 1-й горизонтали, а 4-й с любого поля 8-й горизонтали.
Занятие №17-18. Викторина по шахматным терминам.
1. Сколько линий на доске, как они называются?
2. Как обозначаются поля на шахматной доске?
3. На каких линиях располагаются белые и чёрные войны перед началом сражения?
4. Можно ли ставить на одно поле по две пешки или по две фигуры?
5. Чем отличаются ходы пешек от ходов всех остальных фигур?
6. Чем отличаются ходы пешек от ходов всех остальных фигур (со взятием?
7. Чем отличаются ходы пешек от ходов фигур по темпу, быстроте передвижения по доске?
Занятие №19-24. Подготовка и проведения шахматного соревнования.