МААМ-картинки

Перспективный план по самообразованию руководителя «Формирование патриотических чувств дошкольников с помощью музыки»

Олейниченко Анна Евгеньевна
Перспективный план по самообразованию руководителя «Формирование патриотических чувств дошкольников с помощью музыки»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

музыкального руководителя : Олейниченко А. Е.

2019-2020 учебный год

Тема: «Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста

средствами музыки»

г. Вольск

Публикация «Перспективный план по самообразованию руководителя „Формирование патриотических чувств дошкольников с помощью музыки“» размещена в разделах

Проблема патриотического воспитания с каждым годом приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному краю, дому и своей семье, к истории и культуре страны.

Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам формирования у детей патриотических чувств через музыку в условиях ФГОС ДО.

Задачи:

• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой современной научной и педагогической литературы по вопросу формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств средствами музыки, курсов повышения квалификации, самообразования.

Активизировать работу с родителями: вовлечение родителей в совместные мероприятия по данной теме.

• Разработать систему работы с педагогами.

• Создать условия для полноценного развития каждого дошкольника.

Прогнозируемый результат:

• повышение собственного уровня знаний путем изучения необходимой литературы, курсов повышения квалификации;

• оптимизация воспитательно- образовательного процесса;

• разработка перспективного плана проведения мероприятий музыкально- эстетической направленности по формированию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста;

• создание развивающей предметно- пространственной среды;

• повышение активного участия родителей в досуговой и образовательной деятельности.

Месяц Цель Содержание работы

1-й этап- организационно- диагностический

август-

сентябрь Ознакомление с необходимой современной научной и педагогической литературой. Определение цели и задач, разработка перспективного плана. Прогнозирование результатов - Ознакомление, изучение ФГОС ДО;

- Курсы повышения квалификации;

- Подбор и изучение литературы по теме самообразования;

- Изучение передового опыта из методических журналов и газет, сайтов, образовательных ресурсов;

- планирование работы по теме самообразования.

2-й этап- практический

октябрь-

апрель Практическое применение полученных знаний -Практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике;

- Организация и проведение методической работы с педагогами (консультации);

- Организация практической работы с детьми и родителями (НОД, праздники и развлечения).

3-й этап- заключительный

май Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта работы. - Выступление по теме самообразования на педсовете, МО.

- Участие в фестивалях, конкурсах.

- Обобщение и распространение собственного опыта на интернет-сайтах.

Перспективный план работы по теме самообразования :

«Формирование патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста

средствами музыки»

Формы организации работы

Месяц Взаимодействие с детьми Взаимодействие с педагогами Взаимодействие с родителями

сентябрь Изучение методической и справочной литературы, подбор музыкального репертуара.

сентябрь-

октябрь Мониторинг сформированности начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста на начало учебного года.

Включение в НОД тематических песен отечественных авторов, описывающих красоту русской природы. Консультация на тему:

«Нравственно – патриотическое воспитание

дошкольника средствами музыки»

Участие родителей в мероприятиях, прирученных ко Дню рождения родного города.

ноябрь-

декабрь Беседы на тему: «Ты откуда русская, зародилась музыка»- народные музыкальные инструменты.

Включение русско- народные игр в новогодние мероприятия.

Консультация на тему: «Какова роль русско- народной песни в наше время?» Участие родителей в мероприятиях, приуроченных о Дню Матери.

январь Музыкальная гостиная «Рождественские встречи» Организация совместного мероприятия «Рождественские посиделки». Консультация «Влияние народной музыки на формирование патриотических чувств детей»

февраль Включение в репертуар тематических песен отечественных авторов патриотической направленности. Организация совместных мероприятий ко Дню защитника Отечества. Создание картотеки русско- народных подвижных игр. Участие родителей в мероприятиях, прирученных ко «Дню защитника Отечества»

март Развлечение «Масленица».

Включение в репертуар тематических песен отечественных авторов, о семье, отце, матери. Консультация «Влияние классической музыки на формирование патриотических чувств детей» Участие родителей в мероприятиях, прирученных к народному празднику «Масленица»

апрель Развлечение «Космонавтом быть хочу» Организация и подготовка к развлечению «Космонавтом быть хочу» Консультация «Влияние классической музыки на формирование патриотических чувств детей»

май Включение в репертуар тематических песен отечественных авторов о ВОВ.

Развлечение «День памяти великой Победы». Обмен опытом на педсовете по теме: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников средствами музыки» Участие родителей в мероприятиях, прирученных 75-летию ВОВ

В течении года НОД, развлечения, музыкальная гостиная.

Консультирование воспитателей, педагогический совет, беседы, фольклорные праздники, досуги, развлечения. Консультации, беседы, утренники, развлечения.

Аналитический отчет музыкального руководителя

Олейниченко Анны Евгеньевны

по теме самообразования :

«Формирование патриотических чувств

детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

2019- 2020 учебный год

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,

заботливый садовник укрепляет корень,

от мощности которого зависит жизнь растения

на протяжении нескольких десятилетий,

так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине».

В. А. Сухомлинский.

На современном этапе развития российского общества одной из главных задач образовательных учреждений является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Ребёнок дошкольного возраста отличается большой эмоциональностью, его чувства господствуют над всеми другими сторонами жизни, определяя поступки, выступая в качестве мотивов поведения и выражая отношение к окружающему, поэтому роль детского сада в становлении личности юного гражданина уникальна

Цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам формирования у детей патриотических чувств через музыку в условиях ФГОС ДО.

Задачи:

• Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой современной научной и педагогической литературы по вопросу формирования у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств средствами музыки, курсов повышения квалификации, самообразования.

Активизировать работу с родителями: вовлечение родителей в совместные мероприятия по данной теме.

• Разработать систему работы с педагогами.

• Создать условия для полноценного развития каждого дошкольника.

Исходя из этого, невозможно переоценить и роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить бережное отношение к природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях.

1. Образ Родины в художественно- эстетическом развитии детей.

С точки зрения нравственного воспитания ребенка-дошкольника Родина – это, прежде всего воспитание трепетного отношения и уважения к матери. Все дети любят своих мам. Песни о маме устойчиво вошли в репертуар детского сада. Нет ни одной песни про маму, где бы не звучала ласковая, нежная, добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете мамочке…

В течении учебного года проводились праздники День Матери и 8 марта, на которых активно привлекали к участию наших мам. Они участвовали в конкурсах, танцевали вместе с детьми и играли.

Родина для ребенка- дошкольника – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

В течении года мною были проведены консультации

с воспитателями:

«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольника средствами музыки»;

«Какова роль русско- народной песни в наше время?»

«Влияние классической музыки на формирование патриотических чувств детей».

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет и тема «Защитников Отечества». Это день воинской славы. Мы с ребятами чтим славные традиции нашей армии: беззаветную преданность Родине, постоянную готовность защищать её, верность военной присяге и Боевому Знамени! Эта тема очень любима детьми, особенно мальчишками. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты» (муз. А. Филиппенко) и «Будем в армии служить» (муз. Ю. Чичкова, «Ты не бойся, мама» (Ю. Протасов). Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.

Праздник 23 февраля мы проводим каждый год, это всегда торжественное мероприятие, которое я провожу в тесном контакте с инструктором по физкультуре. Она помогает мне в разучивании перестроений и подборе игр и эстафет. На празднике проводится много игр, в которых активное участие принимают папы.

2. Классическое культурное наследие.

Воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе проводится на музыкальных занятиях, знакомя детей с произведениями русских классиков.

Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше.

Играя на музыкальных инструментах, дети передают знакомые им образы. Например, металлофон – капель, трещотка – ветер, барабан – гром…

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Дети знакомятся с произведениями П. И. Чайковского из его «Детского альбома» и сюиты «Времена года», слушают произведения таких композиторов, как С. Прокофьев, А. Гречанинов, Г. Свиридов, Д. Кабалевский. Частично знакомятся с их биографией.

Особое внимание заслуживает творчество таких признанных композиторов как: Е. Зарицкая, Г. А. Струве, С. М. Соснин, А. Д. Филиппенко и другие. Это песни о родном крае, родной природе, о Родине, о детском саде, о защитниках отечества и т. д. В процессе музыкальных занятий слушание песен военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа.

3. Фольклор, народная музыка.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой

игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом,

бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Они просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда включают их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Пение народных песен («Во кузнице», «Пошла млада за водой», др.) не только знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым, но и пробуждает чувство причастности к великой русской культуре.

Многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок широко используется на занятиях.

С музыкальным фольклором дети знакомятся и на досуговых праздниках. Например, летний традиционный праздник «На Иван-купало – обливай кого попало».

Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы заканчиваем

тематическим праздником или развлечением. Уже стало традицией нашего

детского сада проводить “Праздник Осени”, «Масленица», «Весенние

забавы», «Гуляют ребятки в зимние святки», «Рождественские посиделки».

Детям приносит радость не только праздники и развлечения, но и подготовка к ним, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.

Примечательно, что вся русская классика неразрывно связана с русским народным музыкальным творчеством, буквально пронизана мотивами музыкального фольклора.

В течение года с родителями воспитанников были проведены беседы, консультации: «Влияние классической музыки на формирование патриотических чувств детей», «Влияние народной музыки на формирование патриотических чувств».

4. Историческое прошлое.

Важной частью моей работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлений о людях родной страны. В первую очередь следует вспомнить тех людей, которые прославили нашу Родину - знаменитых ученых, изобретателей, врачей, композиторов, писателей, художников, путешественников; познакомить детей с лучшими качествами российского народа. Исходя из этого, чтобы воспитать достойного гражданина, патриота своей страны, пробудить в детях чувство любви к Родине, необходимо знание истории, исторического прошлого страны, подвигов людей, защитивших наше Отечество во время Великой Отечественной Войны.

Тема Великой Победы раскрывает величие подвига советского солдата, знакомит детей с песнями и музыкой тех лет. Происходит развитие познавательного интереса детей к русской истории через закрепление знаний о героях Российской армии в памятниках архитектуры родного города, посвящённых военной истории и памяти защитников Отечества.

Особенно актуальная тема Войны в 2020г., поэтому наши воспитанники вместе с родителями и педагоги приняли активное участие в акциях, посвященных 75 лет ВОВ!

Заключение

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка.

Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с нравственностью и духовностью человека, их глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине.

Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Список используемой мной методической и справочной литературы:

1. Дорошук, Л. А. Произведения художественной литературы как средство воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Шадринского государственного педагогического института. – 2010. – №2 (7).

2. Васильев, Г. И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Якутск, 1999.

3. Любимова, Л. В. Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Л. В. Любимова. – Екатеринбург, – 2004.

4. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций. – М., 1992.

5. Крупская, Н. К. Избранные педагогические произведения / Н. К. Крупская. – М. : Просвещение, 1965.

6. Радина, Е. И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни / Е. И. Радина; // Известия АПН РСФСР. Вып. 34. – М., 1951.

7. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975.

8. Караковский, В. А. Воспитай гражданина: записки директора школы / В. А. Караковский. – М. : Моск. рабочий, 1987.

9. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни // Психологопедагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста : сб. науч. тр. – М., 1983.

10. Толмачева, В. В. Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности: диссертация канд. пед. наук. – Челябинск, – 2008.

11. ru.wikipedia.org

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Перспективный план по самообразованию Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

План по самообразованию музыкального руководителя на 2018–2019 учебный год План по самообразованию музыкального руководителя на 2018-2019 уч. г. Тема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации.

План по самообразованию музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год План по самообразованию музыкального руководителя на 2019-2020 уч. г. Тема: «Информационно-коммуникативные технологии как инструмент реализации.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план по самообразованию руководителя «Формирование патриотических чувств дошкольников с помощью музыки»
Опубликовано: 26 июня 2020 в 19:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективный план по самообразованию руководителя «Формирование патриотических чувств дошкольников с помощью музыки»» (включая файлы) размещена пользователем Олейниченко Анна Евгеньевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД