Светлана Иванова
Пересказ литературного произведения
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ литературного произведения
Иванова Светлана Александровна
МДОУ Детский сад№2 г. Ярославль
Пересказ— это творческое воспроизведение литературного образца.
Специфика обучения пересказу в том, что качество пересказа оценивается с точки зрения близости первоисточнику. Мы останавливаем ребенка и возвращаем его к образцу, если он добавляет слишком много своего или упускает важные детали.
Публикация «Пересказ литературного произведения» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; четкость и последовательность развертывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем. Этим требованиям соответствуют, например, народные сказки, небольшие рассказы К. Д. Ушинского, Л. П. Толстого, М. Пришвина и В. Бианки.
Структура занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах одинакова:
-первичное чтение произведения,
-беседа по вопросам,
-повторное чтение,
- пересказ.
Методические приемы:
Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. В начале пересказа они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействия персонажей; в процессе пересказа вопросы дополняют или уточняют детский пересказ; после пересказа помогают проанализировать его.
Предлагается широко использовать план пересказа. Это может быть план, составленный воспитателем, или план, составленный им вместе с детьми, схемы, иллюстрации, предметы.
Указания педагога тоже важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают ребенку понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, а также развивают выразительность речи при пересказе.
С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ воспитателя слова и отдельные предложения.
Перед воспитателем стоят две задачи:
1) научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка;
2) подвести к воспроизведению текста.
Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок»). Воспитатель помогает малышам запомнить последовательность появления сказочных героев.
При обучении пересказу детей среднего возраста решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.
Поэтому главное в обучении пересказу в средней группе — помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл. Это достигается прежде всего предварительной беседой, которая проводится после первичного чтения. Основным методическим приемом здесь являются вопросы воспитателя. По художественному произведению могут быть заданы две группы вопросов:
1) помогающие осмыслению произведения,
2) помогающие вспомнить последовательность событий, логику сюжета.
Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. В средней группе ее проводит воспитатель. При этом необходимо решать и другую программную задачу: воспитывать у детей умение замечать несоответствия тексту в пересказах детей.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведений : уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:
1)вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения, рассматривания художественной иллюстрации,
2)чтения литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста для будущего пересказа; очень важно выразительно прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалог действующих лиц ;
3)беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы, задаваемые детям, должны быть очень тщательно продуманы. Это вопросы, выясняющие, как автор описывает то или иное явление, какие интересные слова и выражения больше всего запомнились и понравились детям, показались им необычными. Эта часть занятия не должна быть длительной. Достаточно задать детям 4—5 вопросов;
4)повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка па внимательное прослушивание содержания и запоминание его.
5)пересказа произведения детьми. Необходимо помнить, что основным в занятии по пересказу литературного произведения является сам пересказ
При обучении старших дошкольников пересказу художественных произведений вводятся новые виды занятий:
1) пересказ по готовому плану, составленному или одним воспитателем, или совместно с детьми;
2) пересказ по выбору детей, когда из двух-трех знакомых произведений одно они пересказывают по своему желанию;
в) пересказ в лицах или драматизация произведения.
Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей.