Ирина Семенова
Конспект занятия «Пересказ художественного произведения Н. Калининой «Про снежный колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обучение детей пересказу с использованием карточек-схем.
Задачи:
1. Вызвать у детей интерес к рассказу Н. Калининой «Про снежный колобок».
2. Формировать у детей умение целенаправленно овладевать материалом рассказа, излагать содержание близко к тексту.
3. Воспитывать умение сопереживать героям произведения.
4. Формировать умение подбирать по смыслу определения.
5. Развивать речевые фантазии, творческую инициативу, ассоциативное мышление.
6. Развивать мелкую моторику, творческие способности средствами нетрадиционного рисования.
Публикация «Конспект занятия „Пересказ художественного произведения Н, Калининой „Про снежный колобок“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Снежинки, снег. ИЗО, мастерим снежинки
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
Словарная работа:
Пурга - Сильная вьюга, снежная буря.
Схемы - Предмет, рисунок, изображающий кого-либо, что-либо.
Стужа - Сильный холод, мороз.
Толковый словарь русского языка: С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова, 1 том, 4 изд., дополненное.
Дидактические средства:
Домик зимушки, кукла би-ба-бо «Зимушка», карточки-схемы, мольберт, влажные салфетки, различные материалы для рисования без кисти (крупы, пластилин, яичная скорлупа, дидактическое пособие «Лесенка противоположностей», снежок, листы бумаги с обведёнными контурами снеговика по количеству детей, иллюстрации с изображением зимних явлений.
Аудиосредства:
Магнитофон, диск с записью: П. И. Чайковский «Времена года», лирическая музыка, запись голоса Зимушки.
Мотивация: «Зимняя прогулка» (игровая мотивация).
Ход занятия
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята!
(Включается лирическая музыка)
Воспитатель:
Настал новый день, я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового.
-Давайте выпрямим спины, расправим плечи, вдохнём свежесть этого зимнего утра – и сделаем глубокий вдох, а теперь сделаем выдох и выдохнем все неприятности и огорчения.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите какой красивый дом! А хотите узнать, кто спрятался за закрытыми ставнями домика? Тогда послушайте загадку, внимательно до конца, а потом только скажете отгадку и узнаете хозяйку этого красивого дома.
Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость людям подарила и на санках прокатила.
Кто, угадай-ка? Седая хозяйка!
Тряхнёт перинки, над миром пушинки. (Зима)
Воспитатель:
-Верно, зима. А какая она зима? (ответы детей). А ещё зима, время весёлых детских игр и забав. Во что вы любите играть зимой? (ответы детей).
-Как хорошо, что вы так много знаете о зиме.
Воспитатель:
-Давайте отправимся на прогулку, на встречу с Зимушкой-зимой.
-Какая же погода сегодня на улице? Солнечная или пасмурная? Оказывается, сегодня
всё будет зависеть от ваших правильных ответов на мои вопросы. Давайте быстро
поднимемся по «Лесенке противоположностей» наверх и узнаем, какая погода нас
ждёт на улице. А снежинка и солнышко нам в этом помогут. Внимание! Я начну
предложение, а вы закончите, если предложение доскажете правильно, то
поднимается солнышко, а если нет – снежинка. Но отвечать всем вместе не нужно, я
буду обращаться к каждому из вас.
Дидактическая игра «Лесенка противоположностей»
1. Зима холодная, а лето (тёплое).
2. Зимой солнце низко, а летом (высоко).
3. Зимой люди надевают шубы, куртки, а летом (футболки, платья).
4. Зимой идёт снег, а летом (дождь).
5. Зимой заяц, а летом (серый).
6. Летом можно купаться, загорать, а зимой (кататься на санках, лыжах).
7. Летом медведь ходит, бродит, а зимой (спит).
8. Летом на деревьях зелёные листья, а зимой (деревья голые стоят).
9. Летом дни длинные, а зимой (короткие).
-Ой, как на улице солнечно!
- Давайте встанем, ближе друг к другу, возьмёмся крепко за руки, закроем глаза.
Глазки закрывайте, немного помечтайте
Ветерок нас подхвати, в гости к зимушке перемести.
Ритмическая игра «Метелица».
Метелица, метелица (дети разбегаются врассыпную)
Снег по полю стелется (выполняют плавные движения руками)
Кто кружится, кто вертится (свободно кружатся)
Тот заметелится (приседают)
(Звучит фонограмма П. И. Чайковского «Времена года», появляется кукла Зимушка, звучит голос на аудио кассете).
Зима:
-Здравствуйте, ребята! Я слышала, вы обо мне говорите, как много вы о зиме знаете. Да, я бываю разная, и снежная и хмурая, я наблюдаю за вами, как вы играете в зимние игры на прогулке. А зимние слова вы знаете? Давайте вместе поиграем в игру «Зимние слова».
Игра «Зимние слова» (в кругу со снежком)
Воспитатель:
-Сейчас, ребята, мы будем передавать друг другу снежок, и называть зимние слова.
А ещё я хочу вас познакомить с новыми словами: пурга, стужа.
Зима:
-Большое спасибо за игру. Как много слов вы знаете! Желаю вам провести время на прогулке с пользой, набраться здоровья, поиграть в игры, понаблюдать за зимними явлениями и узнать о зиме побольше нового.
-Сейчас я прочитаю вам рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок».
Садитесь поудобнее на волшебный снежок, он у нас сегодня совсем не холодный.
Чтение рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
Воспитатель задает вопросы по тексту.
Где гуляли дети и что делали? Какой колобок сделал Алёша? Куда положил Алёша колобок и почему? Когда Алёша вспомнил про колобок? Нашёл ли его Алёша? Что же случилось?
-Какая сегодня замечательная снежная погода, пока я читала рассказ, выпало много пушистого снега, давайте, слепим снежную бабу.
Физминутка.
В январе, в январе много снега на дворе,
(показывают руками высокие сугробы)
Мы про дом совсем забыли,
Пока бабу не слепили,
(имитируют лепку снежков)
Мы шары в снегу катали,
(изображают катание снежков)
Они шубой обрастали.
(полусогнутыми руками изображают вокруг себя шар)
Водрузили друг на друга
(водружают шары друг на друга)
Вот и снежная подруга.
(ставят руки в боки)
-Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы эту необычную историю, прочитанную мною только что, вы могли бы рассказать своим мамам и папам, а для этого послушайте рассказ ещё раз.
Повторное чтение рассказа.
-Сегодня я хочу научить вас, как с помощью карточек-схем вы сможете без трудностей пересказать текст. (вниманию детей, предлагаются карточки)
-Как вы думаете, о чём рассказывает первая карточка?
-А вторая? Третья? Четвёртая? Пятая? Шестая?
- Кто хочет рассказать всю историю, которая произошла с Алёшей на зимней прогулке? (
-Расскажите эту историю дома.
-Скоро нам уже заходить в группу, давайте для Зимушки-зимы оставим сюрприз – сделаем снеговиков. Проходите за столы. Обратите внимание, какой сегодня необычный снег (в виде мелких макарон, пластилиновых жгутиков, риса, скорлупы). А снеговиков мы будем не лепить, а рисовать, но без кисти. Хотите попробовать? Тогда предлагаю вам выбрать тот материал, какой вам нравится, но для начала разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Чьи руки зимой всех горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей?
(потирают руки)
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий снег.
(сжимают и разжимают кулачки)
И крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе.
(ладони крест накрест)
Выполняют работу под музыку.
-Какие замечательные и необычные получились снеговики, я думаю, что зима порадуется за нас.
-Ну, что ж! Нам пора возвращаться!
Глазки закрывайте, немного помечтайте,
Ветер нас подхвати, в группу нас перемести.
Итог занятия.
Что вы использовали для того, чтобы пересказать текст?
Поступили бы вы как Алеша?
Вам понравилось рисовать без кисти?
А где мы еще можем так рисовать?
Что при этом вы используете? Ну что ж, ребята, давайте и мы собираться на прогулку.