Наталья Соловетская
Конспект занятия по развитию речи «Перелетные птицы. Звуки [С], [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Перелётные птицы. Звуки С, Ш.
Цель: коррекция звукопроизносительной стороны речи на основе лексической темы «Перелетные птицы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепить знания о механизме образования звуков (С-Ш, акустико-артикуляционной характеристики звуков, развивать фонематические процессы, учить различать правильное и неправильное произношение звуков (С –Ш) в чужой и собственной речи; развивать умение определять наличие (отсутствие) заданного звука (С) в слове, место звука в слове (начало, середина, конец). Активизировать словарь существительных по теме «Перелётные птицы». Закреплять умение делить слова на слоги.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Перелетные птицы, Звуки [С], [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Употреблять существительные в единственном и множественном числе, умения классифицировать по признакам.
2. Коррекционно-развивающие : развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, логическое мышление, зрительное внимание, вербальную память, формировать умение выполнять движения в соответствии с текстом, вырабатывать чёткие, координированные движения общей и мелкой моторики во взаимосвязи с речью, чувство ритма.
3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к учебной деятельности, умение работать в коллективе, слушать и слышать окружающих, активность и самостоятельность детей на занятии.
Демонстрационный материал: посылка, целые картинки с изображением перелётных птиц, письмо от Светы, нейрокарточки для автоматизации звуков С и Ш, картинки для игры «4 лишний».
Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением перелетных птиц.
___
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу. Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. А чтобы у нам хорошее настроение осталось на целый день и лицо сияло от улыбки мы сделаем с вами массаж для лица.
Самомассаж лица.
Если тает снег и лёд, (поглаживать лоб от середины к верхней части ушей)
Ручеёк журчит, поёт (поглаживать щёки от середины подбородка к мочкам ушей)
Птицы прилетают с юга (постукивать кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей)
И давно затихла вьюга (постукивать кончиками пальцев от середины подбородка к мочкам ушей)
Мишке стало не до сна (массаж крыльев носа)
Значит к нам пришла весна (постукивать пальцами по крыльям носа).
Ребята проходите на свои места.
Ой, чуть не забыла! Ребята вчера мне пришло письмо от девочки Светы, но не из нашего садика. Она очень переживает, потому что, когда она разговаривает она путает звуки и никто не понимает. Она просит вас ей помочь, еще она хочет чтобы вы ее научили делить слова на слоги, определять первый и последний звук в словах, выучить названия перелетных птиц и отличать их от других. С письмом пришла и посылка. Сейчас посмотрим, что в ней лежит. И для вас есть письмо.
Логопед и дети открывают письмо. Читают письмо и исправляют «неправильные» звуки в словах.
Л: Ребята, слушайте внимательно. Если услышите, что слово звучит неправильно, исправьте ошибку.
"Здравствуйте, ребята.
Как ваСи дела? У меня хороСо. НаШтупает веШна. Шкоро перелётные птицы прилетят. поШылаю вам картинки с ихизображением. До Швидания. Швета.
Л: Ребята, назовите звуки, которые путал Света. (С, Ш,
Логопед и дети дают сравнительную характеристику звуков (С, (Ш) и их артикуляции.
Звук (С) – согласный, глухой. Губы в улыбке, язычок упирается в нижние зубы. Воздушная струя холодная.
Звук (Ш) – согласный, глухой. Губы вытянуты вперёд, язычок за верхними зубами. Воздушная струя тёплая.
Ребята, как вы считаете теперь Света поняла, почему ее никто не понимал (она путала звуки) Ребята, в посылке еще какая -то записка, а это загадка, послушайте:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла … (весна)
Сейчас мы сделаем артикуляционную гимнастику и покажем как-же природы радуется приходу весны.
4. Артикуляционное упражнение.
Ребята покажите, как природа радуется приходу весны.
Природа радуется приходу весны – улыбка
Дует ласковый ветерок – с-с-с
А теперь поднялся сильный ветер – ш-ш-ш
Тает снег – цоканье (медленно, потом чаще).
Травка тянется к солнцу - качели
Веточки качаются от ветерка – часики.
Логопед: как называют птиц, которые возвращаются к нам весной? Почему их так называют?
5. «Перелётные птицы» - активизация словаря по теме.
Логопед достает из посылки картинки – картинки перелётных птиц, называют их, прикрепляя к доске. (грач, скворец, ласточка,, соловей, аист, кукушка).
Сейчас мы поиграем в игру: «Один – много»
К нам весной прилетают грачи
К нам весной прилетают ласточки
К нам весной прилетают соловьи
К нам весной прилетают скворцы
К нам весной прилетают аисты
К нам весной прилетают кукушки.
Логопед: В какие места возвращаются птицы с юга?
Дети: в город, на поля, на луга, в лес.
Логопед: ребята, а вы знали, что в лесу живет Эхо. А кто знает, что такое ЭХО?
Дети: когда повторяются сказанные слова.
Логопед: сейчас мы поиграем в эту игру. Каждый из вас назовет громко и четко свое имя и прохлопает его, а остальные ребята будут повторять, но по тише. А теперь мы проиграем с названиями птиц.
Дети вместе с логопедом определяют количество слогов в словах каждое слово по слогам.
Какой вы слышите первый звук? Какой последний?
Грач – 1, скво – рец -2, лас – то – чка 3, со – ло – вей 3, ку-ку-шка 3 сл.
7. Физкультминутка.
Птички прыгают, летают (прыгают)
Крошки птички собирают (клюют)
Перышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зернышки клюют (наклоны)
Дальше полетели
И на место сели (садятся).
Логопед: заглянем в посылку, здесь карточки.
Игра «4 лишний».
Ребята, а в посылке лежат птички.
9. Дыхательная гимнастика. Логопед: сейчас мы научим их летать. Положите на ладошку птичку, а веревочку наденьте на большой палец. Теперь сделаем вдох через нос, плечи не поднимаем, и плавно выдохнем через рот, не раздувая щек на птичек. (3-5 раз).
Логопед: а теперь выполним пальчиковую гимнастику и расскажем какие же перелетные птицы прилетели.
10. Пальчиковая гимнастика «Птичка».
Тили-тели, тили- тели. (машут ладонями)
С юга птицы прилетели
Прилетела скворушка- (поочередно загибать пальцы)
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопитесь кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все собрались, прилетели (машут ладошками)
Песни звонкие запели. (указательный и большой палец в виде клювика)
10. Работа с нейрокартами.
Вам нужно называть картинки по порядку и выполнять движение рукой, как показано ниже. Выполнять будем все вместе. Нейрокарточки.
11. Подведение итогов.
Ребята, кому сегодня помогали?
Чему вас попросила Света ее научить?
Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?
Как вы считаете, можно сказать, что сегодня сделали доброе дело?
Молодцы! Сегодня мне понравилось, как вы работали и смогли помочь девочке. Я очень рада, что вы такие добрые и отзывчивые ребята.