Мария Рыбалко
Педсовет «Развитие познавательной активности и инициативности дошкольников»
▼ Скачать
Развитие познавательной активности – инициативности дошкольников на занятиях по ФЭМП.
Вступительное слово.
Сегодня речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать
для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности
детей как инициативность и самостоятельность.
Упражнение «Ковёр желаний» (Для его выполнения необходим клубок ниток.
Удобнее проводить упражнение стоя на полу).
Публикация «Педсовет „Развитие познавательной активности и инициативности дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Встаньте, пожалуйста, в круг. В руке у меня чудесный клубок, мы будем его передавать участнику напротив, зажимая свободный конец нити или её участок в руке. Передавая, предлагаю называть те качества, которые вы хотели бы видеть в своих детях.
Пожалуйста, опустите сплетение ниток на пол. Вот видите, как много качеств мы хотим видеть в своих воспитанниках. Это будет ковёр желаний, направленных на воспитание, развитие наших детей.
(Сажаю в середине ковра куклу). Эта кукла олицетворяет тех, на кого направлена наша деятельность - наших воспитанников.
Упражнение «УЗОР» ( Материал: лист А4 на каждого участника).
Инструкция участникам:
Возьмите по листу бумаги, сверните его пополам и оторвите кусочек из центра, ещё раз пополам и оторвите правый угол, ещё раз пополам и оторвите из центра, ещё раз пополам и оторвать левый угол. Развернём наш лист и посмотрим на результат работы. У каждого получился свой узор, хотя все выполняли одинаковые команды.
Цель данного упражнения – показать, что каждый человек индивидуален, интересен и неповторим. И мы просто обязаны это свойство учитывать.
Инициатива (от лат. initium — начало) – это активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.
Познавательная активность детей дошкольного возраста выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.
Развитию познавательной активности на занятиях в детском саду способствуют:
- эмоциональная вовлечённость взрослого в познавательную деятельность (только в том случае, если ребёнок видит заинтересованность взрослого, он понимает, ощущает, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать красоту решения проблемы);
- стимуляция любознательности ребёнка (в работе нужно стараться использовать занимательные пособия и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление);
- передача инициативы от взрослого ребёнку (важно не только заинтересовать ребёнка, но и научить его ставить перед собой цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их реализации);
- поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.
Такие методы, как экспериментирование и постановка опытов, используются на занятиях по ФЭМП, как правило, для ознакомления с различными техническими устройствами и приборами для измерения. Ценность этих методов в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение поставленной задачи, подтвердить или опровергнуть свои выводы.
Для стимуляции познавательной активности-инициативности на занятиях по ФЭМП следует использовать:
• проблемные ситуации;
• дидактические, сюжетные, логические игры и игры-соревнования;
• практические упражнения с раздаточным материалом;
• опыты и эксперименты;
• художественное слово;
• занимательный материал (задачи-шутки, ребусы, хитрые вопросы, игрушки дидактического характера и др.);
• яркие пособия;
• технические средства обучения (учебные фильмы, аудиозаписи и др.).
Пример организации проблемной ситуации при изучении темы «Счёт парами».
Условие: в сушильном шкафу лежат варежки.
Проблемная задача: узнать, сколько детей было на прогулке.
Вопросы: можно ли узнать, сколько детей было на прогулке? Как это сделать?
Решение проблемы: сначала дети пересчитывают варежки. Делают вывод: варежек 16, значит, и детей на прогулке было 16.
Педагог уточняет: «Значит, у каждого была только одна варежка».
Дети смеются и выбирают иной способ решения проблемы, объединяя варежки парами. Получилось восемь пар, значит, гуляли восемь детей.
Правильный ответ -второй.
Проверка вывода: дети, используя опосредованный счёт, решают разнообразные практические задачи :
- определяют сколько детей в группе, если известно количество их шапок (чашек, ложек, расчёсок, полотенец, рисунков, поделок);
- определяют количество детей в группе, если известно количество пар обуви (носков и т. д.).
Современные требования к организации обучения побуждают воспитателей и педагогов обогащать занятия игровыми и сказочными сюжетами, использовать дидактические игры. Несмотря на важность игры в работе с детьми по математике, она не самоцель, а средство для развития интереса к предмету обучения. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план.
Основной принцип многих игр - соревнование между группами детей. Соревнование усиливает эмоциональный характер игры. При этом дети не только сами стремятся хорошо выполнить задание, но и побуждают к этому своих товарищей, помогают им. Мотив соревнования может быть выражен в названии игр: «Кто скорее, кто вернее», «Кто больше наловит рыбы», «Кто больше соберёт грибов в корзину». Однако при организации игр-соревнований нужно учитывать возрастные особенности дошкольников, которые ещё не умеют проигрывать, не обижаясь, и только начинают осваивать способы коллективного решения задачи.
Использование задач-шуток и задач на сообразительность поможет разнообразить и оживить занятия. Хотя в таких задачах есть числовые данные, производить арифметические действия не надо. Однако найти ответ не так уж просто. Ребёнок пытается думать, рассуждать, выдвигая различные варианты решения. Взрослый должен лишь помочь ему нащупать правильный путь рассуждения.
Задачи на сообразительность.
В море плавало 9 пароходов. 2 парохода пристало к пристани. Сколько пароходов в море? (9 пароходов.)
Костя ссыпал вместе песок из 3 кучек, а Маша ссыпала вместе песок из 4 кучек. Сколько кучек песка получилось? (2 кучки~ если каждый ссыпал в свою, или 1 большая, если песок дети ссыпали вместе.)
Шли 7 братьев, у каждого брата по 1 сестре. Сколько шло человек? (8 человек.)
Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой.)
Наступил долгожданный январь. (начала зацвела 1 яблоня, а потом ещё 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не цветут.)
У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 - сзади. Сколько ног у животного? (4 ноги.)
Сапожник решил починить 2 пары ботинок. На каждый каблук он набьёт набойку, каждую набойку прибьёт 2 гвоздями. Сколько набоек и гвоздей ему понадобится? (4 набойки, 8 гвоздей.)
В вазе 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов в вазе? (В вазе 3 тюльпана.)
На занятиях по ФЭМП большое внимание уделяется художественному слову. Педагоги часто используют считалки, загадки и задачи в стихах. Можно подобрать загадки, в которых предмет-отгадка определяется главным образом по количественным признакам. Выделение количественной стороны предмета, а также нахождение предмета по количественным признакам - полезные и интересные логико-математические упражнения.
Есть семь братьев:
Годами равные,
Именами разные.
(Дни недели.)
Двенадцать братьев
По-разному называются
И разными делами занимаются.
(Месяцы года.)
По небу лебедь чёрный
Рассыпал чудо-зёрна.
Чёрный белого позвал,
Белый зёрна поклевал.
(Ночь и день.)
Кто, ворочая усами,
Раскомандовался нами?
- Можно есть! Пора гулять!
Умываться - и в кровать!
(Часы.)
Для успешного создания условий развития детской инициативы и самостоятельности, возможно, кому-то необходимо будет менять манеру
действий в своей педагогической деятельности. Сейчас каждый себя и проверит.
Коллективное упражнение «Закончи фразу» (составить предложение из двух
частей, выполнение коллективное (несколько желающих)
Цель: осознание необходимых изменений в своей профессиональной деятельности.
- На магнитной доске беспорядочно закреплены листки с частями фраз-предложений о позициях взрослых для успешного развития в детях инициативности и самостоятельности.
Задание: соединить части фраз.
«Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно (использовать нормы и правила поведения)»
«Взрослые предоставляют возможность овладевать (социальными навыками)»
«Взрослые предоставляют возможность для творческого (самовыражения)»
«Взрослые поощряют творческую (инициативу детей)»
«Взрослые создают широкие возможности для творческого (самовыражения детей в разных видах деятельности)»
«Взрослые предоставляют возможность детям получать информацию … (из разнообразных источников)»
Получился как бы перечень компетенций педагога для успешного развития детской инициативы.
- И, конечно, каждому из нас, прикладывая усилия в своей профессиональной деятельности, хочется видеть положительный результат, получать отдачу от детей как своеобразную благодарность.
8. Упражнение 1. «Аплодисменты»
Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты всем нам сначала звучат тихо, а затем становятся всё сильнее и сильнее.
Правила: Ведущий (или инициатор начала упражнения) начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников группы и постепенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоём. Третий выбирает четвёртого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Спасибо за участие!