Лариса Команова
Педагогическое творчество как условие развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическое творчество как условие развития познавательной
деятельности у детей с ОВЗ
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни человека. В. А. Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям»]. Поэтому наша задача – помочь детям с ОВЗ захотеть с интересом двигаться дальше по этой «лестнице».
Публикация «Педагогическое творчество как условие развития познавательной деятельности у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Работая с детьми с ОВЗ, мы обратили внимание на то, что у них недостаточно высокая познавательная активность, дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к окружающему миру и это негативно отражается на развитии речи, логическом мышлении, развитии памяти и внимания. Все дети по своему, талантливы, поэтому к каждому ребёнку с ОВЗ мы подходим не с позиции, что он не может в силу своей особенности, а с позиции, что он сможет, несмотря на имеющиеся нарушения.
Особенности в развитии детей с ОВЗ :
Снижение познавательной активности (наблюдается отставание развития познавательных процессов);
Не имеют способности концентрировать внимание на одном объекте долговременно;
Ограниченный словарный запас;
Несформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.
Перечисленные особенности у детей с ОВЗ затрудняют их умение выражать четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, давать объяснения об увиденном, рассуждать и делать выводы.
Цель работы:
Способствовать формированию познавательного интереса у детей с ОВЗ через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
Развивать у детей умение обследовать предметы и явления с разных сторон, упорядочивать свои представления о мире;
Развивать и поддерживать у детей интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.
Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах окружающего мира
Принципы развития познавательной активности дошкольников:
* Принцип уникальности личности ребенка – индивидуально–ориентированное образование, направленное на сохранение индивидуальности ребенка.
*Принцип открытости педагога – способность к уважению и принятию личности ребенка, его свободы.
*Принцип природосообразности и творчества – ориентироваться на внутренний мир ребенка, создавать условия для творческого саморазвития, самовыражения каждого участника образовательного процесса.
*Принцип деятельностного подхода и общения – ребенок познает мир, приобретает опыт и знания, развивается в процессе образовательно-игровой деятельности и общения.
*Принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности - содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.
*Принцип свободы выбора – право ребенка выбирать содержание и вид образовательно-игровой деятельности, возможность проявлять самостоятельность и индля детей с ОВЗ важным в познавательном развитии являются не просто обогащение представлений об окружающем, а развитие познавательной активности и самостоятельности.
*Принцип среды развивающего типа – познавательная активность развивается, если ребенка окружает благоприятная в своих пространственно-предметном, социальном и организационно-технологическом компонентах образовательная среда.
*Принцип мастерства педагога – его творческий потенциал, профессионализм, умение общаться с детьми, создавать развивающую среду.
*Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста происходит постепенно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.
В связи с этим возникает необходимость создания специальных условий и применения эффективных методов и приемов развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ.
* Использование игровых сказочных персонажей; – используем сказочные и занимательные сюжеты (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т. д.).Занимательность содержания позволяет удовлетворить потребность ребенка в новых впечатлениях. И чем разнообразнее и интереснее содержание, тем больше новой информации хочет получать ребёнок, и тем быстрее и полноценнее он развивается
*Экспериментирование. В процессе экспериментов дети знакомятся с различными свойствами веществ: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и др. ; с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория и др.); с некоторыми физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество и др.). При этом поощряется познавательная активность и самостоятельность детей (организация игр с водой, песком, глиной, снегом; экспериментирование с магнитом, лупой и пр.); организация наблюдений за физическими явлениями и свойствами предметов, близких к опыту детей (таяние льда и снега; движение различных видов транспорта и т. п.). В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Что будет, если?», почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом мы,как соучастники деятельности позволяем ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
*Компьютерные и мультимедийные технологии. Примененяем по возможности информационно- коммуникационные технологии. Это позволяет в доступной и привлекательной, игровой форме развивать познавательную активность, высшие психические функции детей, усиляет творческую составляющую учебного процесса.
В наших группах созданы условия для формирования познавательного интереса через экспериментальную деятельность : в предметно - развивающей среде группы оборудован экологический уголок с мини-лабораторией, разработана картотека опытов и наблюдений в игровой форме.
В уголке имеются разнообразные материалы и инструменты для опытов:
- Природный материал: камни, срез и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов;
- Бросовый материал: провода, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;
- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные);
- Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;
- Другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар, сито, воронки, половинки мыла, увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.
Все материалы должны быть доступны и безопасны для детей
Опытно - экспериментальную деятельность мы разделили на разделы:
Опыты с водой («Тонет-не тонет», «Окрашивание воды», «Разноцветные льдинки», «Снежки»).
Опыты с воздухом («Надуй шарик», «Пузыри», «Подуй на ладошку», «Ветер-ветерок»).
Опыты с материалами: природный и рукотворный мир (свойства камней «Домик для черепашки Наташки», свойства песка, бумаги).
В группе мы организуем экспериментирование в трех основных направлениях:
В непосредственной образовательной деятельности;
В совместной деятельности педагога с детьми;
В самостоятельной деятельности детей.
Используем коррекционные и игровые методы и приемы:
- Повтор инструкций, хоровое проговаривание, выполнение действий по указанию детей, проговаривание хода предстоящих действий, предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку, моделирование проблемной ситуации от имени сказочных героев: собачки Бобика, кошечки и т. д.
В своей работе с детьми придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листок", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?"
Такие игры помогают нам в ознакомлении детей с явлениями природы.
Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо - плохо", "Это кто к нам пришёл?" развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Игры с песком и водой: помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет, каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
Таким образом, опытно – экспериментальная деятельность актуальна как никогда, при включении детей в экспериментальную деятельность у детей повышается интерес к живой и неживой природе. Все это помогает развивать у детей психические процессы, способствует социально - коммуникативному развитию детей с ОВЗ
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. Мы на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. И,конечно же, педагогическое творчество является условием развития познавательной деятельности детей с ОВЗ.
.