Наташа Шуклина
Педагогический совет «Устное народное творчество в воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Уточнение и систематизация знаний педагогов о жанрах русского фольклора;
• Ознакомление с различными жанрами русского фольклора. Его классификацией, спецификой применения в детском саду;
• Выявление проблемы, путей и способов совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников.
Правила игры:
• Уметь слушать других.
• Вырабатывать общее решение вопроса.
• Принимать активное участие в игре.
• Не оспаривать оценку жюри.
Публикация «Педагогический совет „Устное народное творчество в воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
• Соблюдать культуру речи и тактичность.
Атрибуты игры:
• Эмблема команды.
• Значки капитанов.
• Песочные часы.
• Диск с записью музыки.
• Табло результатов.
• Кукла.
План проведения педсовета
1. Выполнение решений предыдущего педсовета;
2. Итоги тематической проверки;
3. Обзор новинок литературы;
4. Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
5. Деловая игра «Прабабушкина школа»;
6. Итог педсовета, принятие решений.
По первому, второму и третьему вопросу слушали старшего воспитателя
Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Фольклор дает прекрасные образы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации. Устное народное творчество нужно для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх - драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?
Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развивать фонематический слух. Через устное народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения. Поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки.
Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать.
Колыбельные песни. Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Все начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек.
Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний. Повторные сочетания действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания.
Ах ты, радуга – дуга,
Ты высока и туга!
Дай нам солнышка-
Колоколнышка.
Приговорка своим словесным строением и оформлением настраивает ребенка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде. Для каждого растения существует свое определение, ласковое слово. Обратите внимание на звуковое подобие слов: «репка» - «кепка», «капуста» - «виласта» - «пудаста», объединяющее предмет с его необходимыми и желанными признаками. Так ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. Приговорки учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила.
Матушка репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.
Фольклорные прибаутки - небольшие стихотворения из двух - четырех, редко восьми строк. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка -рябушечка.
Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться, это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития, как координации движений, так и общей мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
Деловая игра «Прабабушкина школа»
Вступление:
«Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море-окияне, на острове Буяне стоит бык печёный. А у него в боку нож точёный, сейчас нож вынимается – изволь кушать… И это ещё не сказка, только присказка, а кто будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублёв на свадьбу, а пятьдесят на прогулянье…»
Я начала этот педсовет с этой дразнящей присказки, которая означает: приготовься ко всему и не смей перебивать, тогда сам всё увидишь.
Сегодняшний наш педсовет посвящён фольклору. День за днём, год за годом ребёнок растёт, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички и дразнилки, считалки и поговорки.
Теоретическая часть:
Детская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие формулы вечных житейских истин. Как часто приходится слышать: «Моя бабушка говорила…» И далее каждый приводит те слова, что с детства осели в сознании помимо его воли. Они поддерживают, подбадривают человека: «Терпи казак – атаманом будешь»; наставляют: «Умей вовремя сказать. Вовремя смолчать»; предостерегают: «Злого любить – себя губить»; вразумляют: «Береженого Бог бережёт»; примиряют: «Стерпиться – слюбиться». И так в тысячах случаев и ситуаций, на разных поворотах судьбы они сопровождают нас по жизни. Но любая творческая деятельность детей, связанная с фольклором, имеет смысл лишь тогда, когда взрослые сами бережно, вдумчиво относятся к родному языку.
Время конца ХХ – начала ХХI века оказалось для России тревожным, трудным. И тут бы вспомнить слова И. С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!».
Сохранить бы, сберечь этот древний, надёжный, волшебный посох, опереться на него – ан нет! Ракушками и плесенью обрастает могучая опора наша – язык! Всё заменяющее американское «о кей!» и ничего не заменяющее, но клейкое, как смола, русское «как бы», лавина рекламных роликов, множество заимствованных терминов из иностранных языков, молодёжный лексикон – всё это угрожает языку, а значит, и всей нашей культуре.
В чём спасение? Здесь не может быть простого и однозначного ответа. Болезнь слишком сложна и опасна. Но бесспорно одно фольклор – как святая вода, омывающая и очищающая от скверны всё, что соприкасается с ней. Почаще обращайтесь к святому источнику, приводите к нему детей, научите их радоваться красоте и силе русского слова.
Практическая часть:
Задание №1.
Назовите имена русских собирателей сказок, которые обрабатывали их и представляли детям. (А. Афанасьев, В. Даль, М. Булатов, И. Карнаухова, Л. Толстой, Е. Чарушин и др.)
Задание №2.
Перечислите, что относится к детскому фольклору? (пестушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, частоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши, докучные сказки, народные игры).
Задание №3
Назовите наиболее часто встречаемых персонажей народных сказок (Иван, Иванушка-дурачок, Емеля, Иван-царевич, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный и др.).
Задание №4
Назовите часто встречаемые в сказках волшебные предметы (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, молодильные яблочки, скатерть-самобранка, меч-кладенец, гусли-самогуды, шапка-невидимка и др.)
Задание №5
Назовите, как обычно начинается русская сказка (жили-были, в некотором царстве,
на море-океане, было у старика, у одного (ой, жил-поживал)
Задание№6
Назовите русских былинных богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка, Святогор, Микула Селянович)
1. Конкурс капитанов
Капитаны описывают картины Васнецова – кто точнее опишет. Капитан первой команды описывает картину «Снегурочка», капитан второй команды описывает картину «Алёнушка» (картины заранее выставить в методическом кабинете).
Ведущий объявляет музыкальную паузу, жюри подводит первые итоги. Ведущий оглашает итоги конкурсов и выставляет его баллы на табло.
2. Игра «Ромашка»
Члены команды по очереди выбирают для всей команды вопросы, отрывая лепесток «ромашки».
Вопросы:
- назовите педагогов, которые в работе с детьми дошкольного возраста обращались к проблеме использования устного народного творчества (Водовозова Е. Н., Карпинская Н. С., Соловьёва Н. И., Тихеева Е. И., Усова А. П., Флёрина О. А.)
- в чём вы видите воспитательное значение сказки в воспитании детей дошкольного возраста? (сказка является сильнейшим средством воздействия на ребёнка радуются удачам героя, ненавидят зло и т. д. ; развивает воображение, без которого невозможна умственная деятельность. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, уважительного отношения – «поклониться в пояс», «ты бы прежде меня накормила, напоила, в бане выпарила»).
- в какие режимные моменты целесообразно включение различных жанров устного народного творчества? (во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно).
- перечислите русские народные сказки, входящие в «Программу…» старшей группы. (Заяц-хвастун, Царевна – лягушка, Лиса и кувшин, Крылатый, мохнатый да масляный, Сивка-Бурка, Финист-ясный сокол, «Хаврошечка», Никита Кожемяка, Докучные сказки).
- какая работа, на ваш взгляд, должна проводиться с родителями по художественно-речевому воспитанию (занятия с родителями, повышающие уровень знаний о сказках, потешках, колыбельных песенках и т. д. и дающие практические навыки рассказывания;
привлечение родителей к организации фольклорных праздников, детских постановок по сказкам, семейный конкурс рисунков по сюжетам сказок и т. д.).
- значение колыбельных песен в ознакомлении детей с окружающей жизнью. (в них отражаются взгляды на жизнь, они несут в себе пожелания добра, дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому, у них обогащается словарь, формируются грамматический строй речи, фонематическое восприятие).
3. «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка»
Задание № 1.
Определите, где пословица, а где поговорка:
«Одного поля ягода» - поговорка
«С больной головы на здоровую» - поговорка
«Чужими руками жар загребать» - поговорка
«Что не болит, то и не плачет» - пословица
«Мал золотник, да дорог» - пословица
«Лучше торговаться, нежели воровать» - пословица
«Поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, но без притчи, без суждения, заключения применения, это только первая половина пословицы»
(по В. И. Далю). Поговорка весьма близка к пословице, стоит лишь одно прибавить слово или сделать перестановку, из поговорки выйдет пословица.
Задание № 2.
Переведите пословицу, поговорку на русский язык:
• «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее»(англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
• «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
• «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
• «Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
Задание № 3.
Мы знаем много поговорок, но это они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Нужно вспомнить вторую часть пословицы.
• «Молодо – зелено, (погулять велено)»
• «Вольному - воля, (спасённому – рай)».
• «Голод - не тётка, (пирожка не подсунет)».
• «Знай наших, (последняя копейка ребром)».
• «На чужой каравай рот не разевай, (а пораньше вставай и свой затевай)».
• «Язык мой – враг мой, (прежде ума глаголет)»
Задание № 4
Отгадайте русские загадки:
• Длинна, как дорога, коротка, как блоха. (жизнь)
• Чувство, которое любого красит. (стыд)
• Шарю - пошарю, в угол встану. (веник)
• Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка)
• Зимой нет теплей, а летом холодней. (печка)
• Что не сеяно родится. (трава)
Задание № 5
Из представленных русских народных песен уберите авторские:
«Позарастали стёжки-дорожки»,
«Ах, ты, душечка»,
«Миленький, ты,мой»,
«Огней так много золотых» (сл. Н. Доризо,
«Ой, мороз, мороз»,
«Шумел камыш»,
«Окрасился месяц багрянцем»,
«Тонкая рябина» (сл. И. Сурикова)
Задание № 6
Из представленных авторских песен уберите народные:
«Одинокая бродит гармонь» (сл. М. Исаковского,
«Не уходи, побудь со мною» (сл. А. Блока,
«Живёт моя отрада» (сл. Д. Садовникова,
«Вот кто-то с горочки спустился» (русск. нар. ,
«Степь да степь кругом» (сл. И. Сурикова,
«Вдоль по улице метелица метёт» (русск. нар.)
«Отцвели уж давно хризантемы в саду» (сл. В. Шумского)
«На заре ты её не буди» (сл. А. Фета).
Музыкальная пауза. Подведение промежуточных итогов. Итоги выставляются на табло.
Домашнее задание:
Колыбельные песни – в них отражаются взгляды на жизнь, они несут в себе пожелания добра, дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому, у них обогащается словарь, формируются грамматический строй речи, фонематическое восприятие.
Команды представляют колыбельные песни. Чья команда больше споёт песен – получит больше баллов (участникам дать куклу).
Народные игры, в основе которых бывают часто простейшие попевочки. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Ребёнок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведёт к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Команды представляют народную игру.
Оберег — предмет, обладающий по суеверным представлениям, колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий. В словаре Ожегова есть пример «Подкова над дверью — оберег дому», показывающий, что не всякий оберег носят с собой. В широком смысле к оберегам относят не только предметы, но и, например, заговоры.
Команды представляют «обереги», рассказывают о их назначении.
Музыкальная пауза. Подведение итогов. Награждение команд.
Заключение:
Пришла пора расстаться. Сегодня мы с вами узнали что-то новое, к сожалению, забытое, старинное, вечное. Один мудрый человек сказал: «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки пронесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения. Так неужели мы сегодня позволим им исчезнуть. Уйти в небытие?
РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА:
1. Включать малые формы фольклора во все режимные моменты.
2. Провести в каждой возрастной группе досуг по данной теме.
3. Провести родительское собрание на тему «Не забывайте народные игры».