Получи документы

Устное народное творчество и современные дети

Наталья Шибарова
Устное народное творчество и современные дети
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы необычайно возрос интерес к устному народному творчеству. Общество как будто почувствовало, что живительную силу обновления можно почерпнуть в неиссякаемых источниках народности. Народное творчество передаёт отголоски прошлого, поступь настоящего и мечты будущего: из поколения в поколение звучат сказки, потешки, поговорки, басни.

Публикация «Устное народное творчество и современные дети» размещена в разделах

Устное народное творчество воздействует на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Ещё К. Д. Ушинский отмечал: «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ перенёс через столетия… В народе не может сохраниться искусство, которое не представляет ценности».

Важную роль устного народного творчества в художественно-эстетическом развитии признают многие отечественные искусствоведы, исследователи устного народного творчества (В. Я. Езикива, В. Н. Чуракова, З. А. Богатеева). Они убедительно доказывают, что ознакомление с произведениями устного народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, её культуре, способствуют воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Именно устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития у дошкольников речевых и художественных навыков, способствует созданию положительно-эмоционального настроения, открывает широкие перспективы для всестороннего развития.

Устное народное творчество необычайно богато и разнообразно – это сказки, потешки и загадки, пословицы и поговорки, небылицы и былины, колыбельные песни и многое другое. Эти произведения являются воплощением человечности, юмора, выразительности языка. По словам В. А. Сухомлинского «сказки, песни, потешки являются незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

Особенно велика роль сказки в развитии эстетических чувств и представлений. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью. Сказки способствуют формированию характера ребёнка, развитию мышления, речи, фантазии, поэтому в работе с детьми именно сказке я отвожу главную роль.

Наши дети – слушатели, а не читатели, а не читатели, поэтому эстетическое воздействие художественного произведения во многом зависит от того, как его преподнести: выразительно прочитать текст, передать интонацией характер героев и т. д. Чтобы дети лучше чувствовали художественную речь, развивали навыки выразительного рассказывания, я рекомендую дидактическое пособие «Колесо сказок». Поворачивая «колесо» с любимыми персонажами, ребёнок интонационно передаёт содержание сказки, закрепляет речевые, сказочные обороты, образные слова. Такое акцентированное внимание не только к смысловой, но и к художественной стороне сказки способствует запоминанию детьми образных выражений, пониманию их уместности в тексте, употреблению затем этих выражений в самостоятельной художественной деятельности.

После прочтения сказок («Заяц - хваста», «Снегурочка») в зависимости от поставленных задач, я заостряю внимание детей на деталях внешнего вида героев, которые им нужно отобразить в рисунке. Отвечая на вопросы, один ребенок изображает на листе одного из героев, второй – другого героя. После того, как рисунки готовы, складываем их и получаем диафильм по этой сказке. Такая работа нравиться детям и увлекает их.

Очень любят дети игру «Составь сказку». К любимым сказкам («Сивка-бурка», «Царевна – лягушка», «Финист – ясный сокол», «Лиса и кувшин») нарисованы, вырезаны и разложены в отдельные конвертированный каждой сказки. На фланели графе дети последовательно выкладывают персонажей, входят в образ, тем самым пересказывая и закрепляя содержание сказки, анализируя, что хорошо, что плохо, что можно, а чего нельзя делать.

Прочитав былину «Василиса Прекрасная», я беседую с детьми и предлагаю изобразить содержание былины. По серии рисунков ребёнок без осложнений передаёт содержание былины, воспроизведя образные выражения. Рисунки выполняются на листах одного размера, затем эти листы склеиваются последовательно - и книжка готова. Можно эти же рисунки повесить на ширме в группе на несколько дней.

В последующей работе дети пытаются отобразить содержание сказки в действиях. В результате сказка превращается в игру и очень увлекает детей. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непринуждённо, непосредственно, эмоционально. В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. Первое время они просто выполняют указания своих товарищей по игре, но с каждым разом чувствуют всё большую уверенность в своих силах, проявляя речевую и творческую активность. Участвуя в играх – драматизация, ребёнок входит в образ персонажа, живёт его жизнью.

Очень интересно детям разгадывать загадки, которые являются полезными упражнениями для детского ума. Загадка развивает у детей наблюдательность, учит воспринимать мир многообразно и образно. Особенность загадки состоит в том, что она помогает развивать у детей логическое мышление. Отгадав загадку, ребенок совершает сложную мыслительную операцию. К тому же и сам процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания доставляет детям радость.

Пословицы и поговорки называют «жемчужинами» народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Они образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений. Пословицы я использую в любой ситуации в течении всего дня.

Первые шаги по знакомству с устным народным творчеством показали, насколько велик к этому интерес детей. Чтобы доставить детям радость, удовлетворение, закрепить полученные знания, я организовываю вечера развлечений: «В гостях у сказки», «Дорогами сказок», «Весенние праздники бабушки Агафьи» и др. Часто встречи со «стариной» происходят в мини-музее «Русская изба», у русской печки. За самоваром дошкольники с удовольствием загадывают друг другу загадки, исполняют частушки, рассказывают небылицы.

Устное народное творчество (пословицы, поговорки, былины, заклички, сказки. Загадки и др.) – золотые россыпи, родники нашего языка. Они входят в сознание с раннего возраста и формируют высокую языковую культуру. Таким образом, целесообразное и систематическое использование различных жанров фольклора в работе с детьми дошкольного возраста обогащает их словарный запас, помогает овладеть навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности, всесторонне развивает ребенка.

Публикации по теме:

Формирование у детей связной русской речи через устное народное творчество Устное народное творчество – это одно из средств духовно – нравственного развития личности ребенка. Возвращение к этому в детском саду сейчас.

Консультация «Устное народное творчество как средство развития детской речи» План консультация «Устное народное творчество как средство развития детской речи» 1. Родной язык, богатство русского языка, его влияние.

Мастер-класс «Устное народное творчество в режимных моментах» Слайд № 1 Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Устное народное творчество и развитие речи детей.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

НОД по социально-коммуникативному развитию «Устное народное творчество» МОУ- Лицей структурное подразделение МДОУ детский сад №9 г. Маркс Саратовской области Конспект НОД по социально- коммуникативному.

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки» ГБОУ детский сад №1876 компенсирующего вида Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки».

Презентация «Устное народное творчество в воспитании духовно-нравственных качеств у детей младшего возраста» 3 слайд Цель моей работы – духовно-нравственное развитие личности ребенка средствами его приобщения к ценностям русской народной культуры.

Развитие речи детей через устное народное творчество Речь, во всём её многовидовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Речь, как.

Устное народное творчество в работе с детьми дошкольного возраста Из опыта работы Халамеевой И. В. Величайшее богатство народа — это язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища.

Устное народное творчество в работе учителя-логопеда МБДОУ «ДС № 8 КВ» г. Пикалево Участие в годовом проекте ДОУ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА» учителя- логопеда Васильевой И. Н. «Использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество и современные дети
Опубликовано: 15 января 2018 в 22:28
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Устное народное творчество и современные дети» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шибарова (УИ 311677) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД