Роза Гниятуллина
Педагогический совет в детском саду «Педагогическая компетентность в экологическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
на тему :
«Педагогическая компетентность
в экологическом воспитании дошкольников»
Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии.
Задачи:
1. Повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность процессуальной деятельности.
2. Установить тесное сотрудничество между педагогами детского сада.
3. Систематизировать знания педагогов по экологическому воспитанию дошкольников.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Ожидаемые результаты: педагоги приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольников, повысят профессиональное мастерство в области экологического образования дошкольников, повысят мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
ПЛАН ПЕДСОВЕТА:
1) Введение в тему
2) Дискуссия «Каждый педагог должен знать»
3) Блиц-опрос
4) Музыкотерапия
5) Решение педагогических ситуаций
6) Вопросы из сказок и мультфильмов
7) Сингвейн – зарядка для ума
8) Подведение итогов
9) Решение педсовета
Наш педсовет предлагаю провести в форме деловой игры.
Педагоги ДОУ разбиваются на 2 команды.
В каждой команде выбирается капитан.
Команды придумывают себе названия в соответствии с тематикой игры.
1. Введение в тему
- Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы. Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей экопроблемы и беспокоятся по их поводу.
Как донести до детей основы экологических знаний?
За вашими плечами, уважаемые педагоги, накопленный опыт, позволяющий высказать сегодня свои суждения по вопросу: как сформировать у детей интерес и бережное отношение к природе? И в этом нам поможет дискуссия.
2. Дискуссия «Каждый педагог должен знать»
Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование.
1. Что означает термин «Экология»? Определите задачи экологического воспитания.
Термин «экология» введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.
– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.
2. Какие авторские экологические программы вы знаете? Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?
Экологическое воспитание представлено в авторских программах:“Наш дом – природа” Н. Рыжова, “Юный эколог” С. Н. Николаева, “Тропинка в природу” В. В. Смирнова, Н. И. Балуева, Г. М. Парфенова, “Паутинка”, “Мы”, “Азбука Природы”, “Мы земляне».
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
3. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и. т. п.).
4. Назовите основные формы совместной деятельности воспитателя и детей по экологическому воспитанию?
– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
– целевые прогулки на природе, походы,
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки, рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
– рассматривание картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона и др. ,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д. ,
– работа с моделями,
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,
– сбор коллекций, семян, камней, листьев,
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и тд,
– опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя,
– марафоны, аукционы, акции,
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,
– экологические тропы,
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).
3. Блиц опрос (каждой команде раздаются листочки с вопросами)
1. Какую птичку называют лесным барабанщиком (дятел)
2. Какие грибы растут на пнях (опята)
3. Что ест зимой жаба? (ничего, спит)
4. Кто трижды меняет своё обличье, прежде чем стать взрослым (гусеница)
5. Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (в гору, у него задние лапы длинные)
6. Какую траву и слепой знает? (крапива)
7. Самая высокая трава (бамбук)
8. Самое высокое дерево (секвойя)
9. По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт тут и пропадёт (волна)
10. Как называют самца кукушки (самец кукушки)
11. Какую траву едят кошки (валериана)
12. У какой птицы самый длинный язык (дятел)
4. Музыкотерапия
Цель: активизация эмоционального восприятия, тренировка процессов реагирования.
Материалы: набор несложных музыкальных инструментов.
Описание: звуковая интерпретация эмоциональных состояний. Раздача музыкальных инструментов командам. Участникам предлагаются определенные природные явления, с помощью звуков передать эти явления.
Реки: Белая, Уфа, Сакмар,Уй, Ай.
Горы: Ямантау, Иремель, Скальные массивы Шихана, Янгантау.
Вопросы:
1)Плавное течение самой длинной реки Башкортостана, протекающей даже по границе с Татарстаном – реки Белой.
2)Шумы порывистых ветров на наивысшем пике Башкортостана – горы Ямантау, известной среди местного населения как «Злая гора».
3)Мягко стелящийся туман из облаков на пике скального массива Иремель.
4)Полноводный, с сильным течением водоток реки Сакмар, исток расположен у хребта Уралтау.
5. Решение педагогических ситуаций
1)Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.
- Зачем ты это делаешь? – спросил Саша, - ведь они нужны лесу, животным!
- Они же несъедобные, - ответил Вова.
Кто из мальчиков прав?
2) Дети с группой пошли в лес на экскурсию. Мальчишки увидав на дереве дятла, стали кидать в него шишками.
Какие действия педагога должны быть в данной ситуации?
6. А теперь вспомним своё детство. Какие сказки вы читали и мультфильмы вы смотрели? Вот об этом и будет следующее задание. Вопросы из сказок и мультфильмов.
1 команда:
1. За каким растением крошка Енот ходил на пруд? (осока)
2. Сказочная черепаха, которая жила в пруду? (Тортилла)
3. Морская исполнительница желаний? (золотая рыбка)
4. Какая сказочная героиня умеет сбрасывать кожу? (царевна-лягушка)
5. Какой мультяшный герой строил домик для друзей? (Крокодил Гена)
6. Какой сказочный герой боялся прививок? (бегемот)
2 команда:
1. Чем в сказке торговал Дуремар? (пиявками)
2. Морское животное, которое покорил сам Мюнхаузен? (кит)
3. На чём мамонтёнок плыл к маме? (льдина)
4. Сказочная речная жительница, которая заставила двигаться стоящую русскую печь? (щука)
5. Кого боялся в сказке крошка Енот? (того, кто сидит в пруду)
6. Какие сказочные герои, живущие в озере, в известном мультфильме гуляли по дороге с облаками? (Бегемот, черепаха, крокодил)
7. Синквейн – зарядка для ума
1. Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5. Пятая строка – одно слово- резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
например:
1)Экология
Загрязненная, хрупкая
Охранять, беречь, создавать
Давайте будем беречь планету
Жизнь.
2)Яблоко
Зеленое, круглое
Съесть, разрезать, откусить
Люблю сочные спелые плоды
Фрукт
Для команд слова : вода, воздух.
8. Подведение итогов
9. Проект решения педагогического совета.
1. Продолжать вести активную работу по экологическому воспитанию в детском саду, опираясь на программу С. Николаевой «Юный эколог», разработанные календарные и тематические планы.
Ответственные: воспитатели, специалисты.
Срок исполнения: постоянно.
2. Использовать в работе материалы интернета и компьютерные программы, тематические презентации и художественно-музыкальную наглядность, подобранные в соответствии с возрастом и интересами детей.
Ответственные: воспитатели, специалисты.
Срок исполнения: постоянно.
3. Педагогам всех возрастных групп разнообразить уголки природы, в соответствии с возрастом и интересами детей.
Ответственные: воспитатели.
Срок исполнения: до 31.05.2018 г.
4. Активно использовать помощь родителей воспитанников и специалистов детского сада.
Ответственные: воспитатели, специалисты.
Срок исполнения: постоянно.