Асия Калина
Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Тип проекта : информационно – познавательный
Вид проекта : краткосрочный (2 недели)
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Продукт проектной деятельности : пополнение развивающей предметно – пространственной среды в группе, патриотическое воспитание детей.
Публикация «Проект „Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Проекты творческие
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Этапы реализации проекта :
1. Организационно – подготовительный этап:
- Подбор и изучение методической литературы по устному народному творчеству.
- Взаимодействие с родителями. (Анкетирование)
2. Основной этап
- Планирование работы с детьми для реализации задач проекта
- Привлечение родителей к созданию в группе предметно – развивающей среды по теме недели
3. Заключительный этап
- Подведение итогов проделанной работы по данной теме.
- Оформление совместных работ детей и родителей (холл)
- Создание презентации «Устное народное творчество»
1. Организационно подготовительный этап
Проблема: Когда в группе появилась матрешка, многие ребята начали с ней играть. Одним нравилось считать, сколько у матрешки сестрёнок, другим лепить для неё угощения, рисовать для нее новый наряд. Кто-то из ребят строил для нее дом. Понаблюдав за этим, я пришла к такому мнению. Что устное народное творчество привлекает детей, а это значит, что у детей есть потребность в познании. Поставив перед собой основную цель и задачи. Я начала планировать работу по реализации их. Не забывая о том, что строится педагогический процесс: воспитатели, дети, родители. Пришла к выводу, что родители наши помощники и что на них мы можем положиться. Так как все что мы хотим реализовать, это все для детей. В первую очередь родители были ознакомлены с темой предстоящей недели. Когда родители были ознакомлены с темой недели. Они с большим энтузиазмом и интересом приняли в участие в пополнении развивающей среды. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней.
Актуальность: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно выявлена роль народного творчества в становлении детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия. Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Цель проекта : приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи проекта :
1. Разработать план работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
3. Привлечь родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества.
На подготовительном этапе работы нами был
- подобран материал соответствующий теме недели и возрасту детей.
- подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.
- была проведена анкета среди родителей на тему «Приобщение детей к истокам русской культуры», с целью выявления уровня интереса родителей к устному народному творчеству»
На втором этапе реализации проекта составили перспективный план на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных задач включила в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.
Очень важно было создать развивающую среду. Подобрали соответствующие настольные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Совместно с родителями мини-музей «Русская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту.
Заучивали потешки, песенки, заклички: «Кисонька – мурысенька», «Сидит белка на тележке». Цель: развитии воображения и мыслительной деятельности. Рассматривали иллюстрации по теме недели. Читали сказки «Гуси лебеди», «Теремок», «Колобок»» и т. д. Разыгрывали сценки по мотивам русских народных сказок, потешек с использованием мимики и пантомимики. Играли в такие подвижных игры, как «Салки-догонялки», «У медведя во бору», «Кот и мыши» и др. Из дидактических игр больше всего детей за интересовали такие игры, как «Собери сказку», «Узнай потешку», «В каком стиле расписано полотно?». В режимных моментах так же использовались потешки, заклички и т. д. Были проведены игры на музыкальных инструментах: ложках, погремушках. Слепив из соленого теста пироги и баранки, мы с детьми отправились в гости к старшей и подготовительной группе. Устроив посиделки, ребята нашей группы спели частушки, рассказали о своем походе в музей. Инициаторам похода детей в музей были родители. Им хотелось, чтоб дети после похода в музей могли проанализировать, что такое устное народное творчество и что оно в себе таит. А так же смогли оценить тот музей, который был создан в группе родителями и педагогами, чем они похожи и чем отличаются? Вылепив и раскрасив из глины ложки, дощечки, кувшины и многое другое. Мы приняли участие вместе с родителями в пополнении оформления музея в детском саду.
Анкета для родителей: «Приобщение детей к истокам русской культуры»
1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа :
a) как жили наши предки?.
b) какими занимались ремёслами?.
в) как сеяли хлеб?.
г) какую на Руси носили одежду?.
2. Знаете ли Вы русские праздники? …
3. Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов? …
4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции? ….
5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины? ….
6. Надо ли знать народные сказки и былины?.
7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду? ….
8. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?.
9. Какие народные игры Вам известны?.
10. Играете ли Вы в них с ребёнком?.
11. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий?.