Лескив Елена
Педагогический совет «Деловая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет Деловая игра :
«О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
старший воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад №312 комбинированного вида»
Цель: Развитие творческой активности и инициативы педагогов
Повышение интереса педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре
Публикация «Педагогический совет „Деловая игра „О русских обычаях, традициях и народном творчестве“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Русские народные игры
- Русские народные традиции и обычаи
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
В игровой форме анализ профессиональной компетенции педагогов в области русского устного и прикладного народного творчества, обычаев и традиций древних славян.
Обобщение опыта работы по формированию у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры.
Представление новых форм работы с детьми по активизации знаний у них о русских народных традициях
Подготовка к педсовету :
Всем педагогам с целью обобщения опыта работы детского сада и формирования банка идей, наработок и дидактики предоставить материал по данной теме. (Проекты. Занятия. Сюжетные, дидактические, хороводные и др. игры. Продуктивная деятельность. Работа с родителями (консультации, деловые игры, мастер-классы). Консультации для педагогов. И. т. д.) Принимаются любые формы работы по направлениям:
1. Воспитание любви к родному дому: семье, малой родине – городу, краю и Большой Родине – России.
2. Приобщение детей к основам национальной культуры, быта и развитие межличностных отношений
- художественная литература (устное народное творчество, сказки, былины)
- музыкальный фольклор
- виды декоративно-прикладного творчества
-знакомство с национальной архитектурой
- знакомство с национальной одеждой;
- фольклорные праздники;
- национальные традиции, обряды, обычаи, быт;
- народные детские игры;
- народные детские игрушки
3. Развитие потребности в активном творческом преобразовании окружающего мира в соответствии с национальными традициями
- формирование интереса к освоению русского традиционного рукоделия (вышивка, вязание крючком и на спицах.
- Формирование представлений о русских традиционных мужских ремёслах (гончарное дело, кузнечное дело, столярное дело)
- формирование представлений об использовании изделий национального декоративно-прикладного творчества в оформлении интерьера
4. Оформление развивающих зон (оформление, оснащение)
(Материалы желательно сформировать на электронных носителях, с приложением фотографий, иллюстраций, поделок, детской продуктивной деятельности и т. д.)
Составление отчёта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
План проведения педсовета :
1. Вступительное слово старшего воспитателя об обобщение опыта работы Детского сада по теме: «Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры»
2. Отчёты по проделанной работе воспитателей согласно решения педсовета №. :
1. Подготовка информационного материала для родителей по формированию правовой культуры.
2. Разработка и реализация педагогического проекта развития сюжетно-ролевой игры в каждой возрастной группе.
3. Интеллектуально-творческая игра «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»
Первый этап: «Веселье земли русской»
Второй этап: «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьёз»
4. Выработка решений педсовета.
1. По первому вопросу слушали старшего воспитателя ___
Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Меняются времена, эпохи и люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей -вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств и духовности. То что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. К сожалению последнее время замечено резкое снижение воспитательного воздействия семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. Наш Детский сад уже на протяжении более 5лет в приоритет своей деятельности ставит социально – личностное направление и одна из основных задач «Формирование основ духовности и патриотизма средствами народной культуры». За всё это время педагогами нашего детского сада накоплен обширный материал. Разработано и реализовано множество проектов, проведены различные мероприятия, оснащена и оформлена развивающая среда. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом, этот материал, те наработки, который нами созданы требует обобщения.
Сейчас мы заслушаем отчё ты воспитателей о работе с родителями по теме: «Права и дети»
Отчё ты воспитателей:
Составлена анкета для детей»Семья глазами детей
«Декларация о правах ребёнка (информационный материал)
Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?»
Консультация для родителей «Понимаем ли мы друг-друга?»
Памятка для родителей по созданию благоприятной атмосферы
Памятка для родителей «Искусство быть родителем»
Подобран цикл занятий для детей по ознакомлению с конвенцией о правах ребёнка. И т. д.
А начнем мы с вами с небольшой разминки, педагогического тренинга.
1. «Что породило, по вашему мнению, духовный кризис?
2. «Почему, несмотря на технический прогресс, улучшение условий жизни человека, в современном обществе произошел духовный кризис?»
3. Что значит, по вашему мнению, установить связь времен, вернуть утраченные ценности?
4. От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный творческий патриотизм?
5. Как вы считаете, в чем наиболее ярко отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности?
6. Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
7. Какие элементы народного творчества можно использовать в повседневной работе с детьми?
8. Какие методы и приемы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению дошкольников к русской народной культуре?
А теперь покажите, насколько вы эрудированны и компетентны в вопросах о русских обычаях, традициях и народном творчестве.
3. Интеллектуально-творческая игра Первый этап «Веселье земли русской»
Команды по очереди бросают куб. цвет верхней стороны куба определяет тему,
Темы: Красный цвет – декоративно-прикладное искусство
Зелёный цвет - русская кухня
Синий цвет – быт русского народа
Жёлтый цвет – русские народные праздники
Оранжевый цвет – славянская мифология (былины)
Белый цвет - язык наших предков
Каждая команда бросает кубик – 5 раз. На обдумывание ответа даётся не более 30 секунд (5-баллов –правильный развёрнутый ответ, 3 балла - ответ частично правильный. 0- балов нет ответа.)
Народное декоративно – прикладное искусство (красный цвет)
1Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их (красный, желтый, золотой)
2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (прялка)
3. На Руси был распространён берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая)
4. Что такое колт? (Височная подвеска)
5. Афанасий Никитич, отправляясь в Индию, вёз на продажу меха, железные изделия и «узорочьё». Что это такое? (браслеты, бусы – украшения)
6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её. (Богородская игрушка)
Русская кухня Зелёный цвет
1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)
2. Назовите самое главное угощенье во время древнерусского праздника –«Масленица» (Блины)
3. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)
4. Какое блюдо солят трижды? ( пельмени: соль кладут в тесто, начинку и при варке)
5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)
6. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)
Быт русского народа Синий цвет
1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (лучина)
2. Какая самая распространенная на Руси обувь (лапти)
3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую (Братина)
4. Чем определялась длина полотенец в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)
5. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. (Ковш)
6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)
Русские народные праздники Жёлтый цвет
1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)
2. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)
3. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)
4. Назовите весенние русские праздники (Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха)
5. Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? Что за примета? (Кто прокатится дальше у того лён вырастет длиннее)
6. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (масленица)
Славянская мифология. Русские былины. Оранжевый цвет
1. Назови столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)
2. Кто входил в богатырскую заставу?
(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
3. К кому перешёл меч- кладенец Святогора? (к Илье Муромцу)
5. Кому из Русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)
6. Где произошла первая встреча Садко с морским царём?
(на берегу Ильмень-озера)
7. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)
Язык наших предков Белый цвет
Назови современное значение старославянских слов
1. Полузимник, грудень (ноябрь+, декабрь, январь)
2. Сорока (русский головной убор, пир в память умершего, часть избы)
3. Отрок (ребёнок – подросток, отверженный от церкви, младший воин в дружине.)
4. Веверица (птица, белка, колесница, монета)
5. Елдаечки (Пшеничные лепёшки + Старинные женские украшения, Качели.)
6. Полтина (монета достоинством 5 рублей, монета достоинством 50 копеек, мера измерения земельной площади)
конкурс: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!»
Говоря о русской народной культуре нельзя не вспомнить о знакомых с детства русских народных сказках. Предлагаем вам шуточные вопросы по мотивам русских народных сказок.
Сказки для 1 команды:
1) Назовите сказку, в которой нелицензированный напиток приводит к перерождению личности? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
2) В какой сказке говорится о круговой поруке: ты-мне, а я-тебе? («Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко»)
3) В какой сказке женитьба по расчёту превратилась в женитьбу по любви? («Царевна-лягушка».)
Сказки для 2 команды:
1) Назовите сказку, в которой описывается несанкционированный захват личной собственности? («Заюшкина избушка»)
2) В какой сказке семья фермера успешно закончила уборку урожая? («Репка»)
3) В какой сказке преступник похитил детей с целью получения пропитания? («Волк и семеро козлят»)
Второй этап игры «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьёз»
Творческий конкурс : за 5 минут подготовить и презентовать
1 команде – Традиционная одежда «Русский национальный костюм»
2 команда - Традиция домостроя «Русская изба»
Рефлексия. притча
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность формировать личность:
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Пока жюри подводит итоги прошу высказать свою позицию
каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
• Большой – для меня было важным и интересным…
• Указательный – по этому вопросу я получила конкретную информацию…
• Средний – мне было трудно (мне не понравилось…
• Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
• Мизинец – для меня было недостаточно
Подведение итогов. Вот и закончилась наша деловая игра. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа и применять эти знания в работе с детьми.
4. Решение педсовета.
1. Продолжить работу по формированию у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры
Ответственные : воспитатели, старший воспитатель Срок: в течение года
2. Оформить в групповых комнатах уголок народной культуры :
• Изделия декоративно-прикладного искусства,
• Макеты русской избы.
• Оформить уголок ряженья
• Подбор иллюстраций, литературы,
3. В старшей, подготовительной группах – оформить уголок «Родного края»
2. Обобщить опыт работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Ответственные воспитатели, старший воспитатель. Срок до.
«Рецепт приготовления хорошего занятия, мероприятия»
Ну и напоследок поделюсь с вами рецептом приготовления хорошего мероприятия. Возьмите дюжину самых лучших и полновесных эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарований и злости. После того, как вы отобрали, разделите эмоции на части. И обязательно пойте!
Непременно добавьте в каждое свое мероприятие:
• 12 порций мудрости,
• 11 порций терпения,
• 10 порций храбрости,
• 9 порций работоспособности,
• 8 порций оптимизма,
• 7 порций преданности своёму делу,
• 6 порций вольнодумия и свободомыслия,
• 5 порций доброты,
• 4 порции отдыха и заботы о здоровье,
• 3 порции юмора,
• 2 порции такта,
• 1 порцию веры в каждого своего ученика.
Для того чтобы придать остроты и сладости вашему мероприятию, добавьте в него ложечку хорошего настроения, щепотку безрассудства, по вкусу развлечения, обязательно добавьте игры и обильно посыпьте все хорошим добрым юмором. А теперь налейте любовь к детям и взбейте все энергичными движениями, не допуская застоя. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте все блюдо улыбками, изюминками и веточками радости. Перед подачей мероприятие сервируется спокойствием, самоотверженностью и профессионализмом. Следуйте четко этому рецепту, в точности соблюдая ингредиенты блюда, при подготовке каждого своего мероприятия. Приятного вам аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к своему труду и творчеству!
Содержание и формы работы с детьми
Экскурсия по городу
Тематические вечера, досуги эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия)
Беседы с детьми о правилах поведения («О дружбе и о друзьях» «Чистое сердце»)
Слушание музыки, колокольных звонов, колыбельных песен. Знакомство с русскими композиторами
Этические беседы («Любовь к ближнему», «Нравственность добро, зло»
Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно-иллюстративного материала «Моя семья»
Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике рассказы о животных, о дружбе, справедливости
Посещение музея, библиотеки, с целью знакомства с духовными ценностями и историей отечества
Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей
Проведение праздников и развлечений с родителями («День матери», «масленица», «Богатырская сила»
Посещение с родителями детских спектаклей
Содержание и формы работы с детьми
Экскурсия по городу
Тематические вечера, досуги эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия)
Беседы с детьми о правилах поведения («О дружбе и о друзьях» «Чистое сердце»)
Слушание музыки, колокольных звонов, колыбельных песен. Знакомство с русскими композиторами
Этические беседы («Любовь к ближнему», «Нравственность добро, зло»
Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно-иллюстративного материала «Моя семья»
Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике рассказы о животных, о дружбе, справедливости
Посещение музея, библиотеки, с целью знакомства с духовными ценностями и историей отечества
Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей
Проведение праздников и развлечений с родителями («День матери», «масленица», «Богатырская сила»
Посещение с родителями детских спектаклей