Здорикова Ирина Михайловна
Широкое использования народного фольклора во всех его проявлениях (в устном народном творчестве)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида "Веточка" городского поселения "Рабочий посёлок Ванино" Ванинского муниципального района Хабаровского края.
Доклад
Широкое использования народного фольклора во всех его проявлениях.
Публикация «Широкое использования народного фольклора во всех его проявлениях (в устном народном творчестве)» размещена в разделах
(В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомлю детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, частушками, тем самым приобщая их к общечеловеческим нравственным ценностям.)
составила:
Герасимова И. М.
2015г.
Влияние малых форм народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста. Для ребёнка в три четыре года жизни очень важно общение с детьми своего возраста. Особенно в нынешних условиях жизни, когда большинство семей имеет по одному ребёнку. И не столько для игр и совместных развлечений, сколько для того, чтобы научиться жить в коллективе, научиться быть его равноправным членом. Самым лучшим средством приучить ребёнка к жизни в коллективе - это посещение детского дошкольного учреждения. Здесь он учится не только рисовать, петь, декламировать стихи, но и быть самостоятельным.
Ведущей деятельностью ребёнка является игра. В связи с этим «малый фольклор» вобрал в себя методические основы народной педагогики, способствует формированию коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста. Широкое использование фольклора в работе с детьми играет огромную роль в их всестороннем развитии, а главное в совершенствовании коммуникативных навыков общения. В дошкольном учреждении полезно широко использовать потешки, пестушки, загадки, пословицы, поговорки, колыбельные песенки, народные игры, скороговорки. Очень важно включать фольклор во все режимные процессы, организуемые в учреждении и в семье. Сказки - кладезь народной мудрости. В них высмеивались и осуждались человеческие пороки и восхвалялись доброта, честность, верность и любовь к ближнему. Животных наделяли человеческими качествами и говорили: «хитер как лиса, глуп как баран, труслив как заяц, храбр как лев, могуч как медведь и так далее». На народных сказках, прибаутках, пословицах, загадках выросло ни одно поколение. Они учат понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Беречь то, что любишь и бороться с тем, что мешает жить в мире и согласии. С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам. От строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил. Присущие детям непосредственность восприятия, вера в истинность происходящего усиливают остроту впечатлений. Ребенок мысленно участвует во всех перипетиях сказки, глубоко переживает чувства, волнующие её персонажей. Таким образом, эта внутренняя активность - "жизнь вместе с героем"- как бы поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом. Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.
Общеизвестны: Сорока-ворона, кашу варила"; Ладушки-ладушки! Где были? - У бабушки". Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов возможно использовать. С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Пестушки - песенки и стишки, которыми сопровождают первые
сознательные движения ребенка. Например:
"Ах, поет, поёт
Соловушка!
Ах, поёт, поёт
Молоденький;
Молоденький,
Хорошенький, Пригоженькой. "
Потешки - песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками,
ножками. Например:
"Потягунючки, поросту нюшки!
Роток - говорунюшки,
Руки - хватунюшки,
Ноги - ходунюшки. "
Заклички - детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам: Весна красна! На чём пришла? На сошечке, на бороночке, На овсяном снопочку, На ржаном колосочку.
Приговорки - словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в бане: С гоголя - вода, С младенца - худоба! Укатись вся.
Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни.
Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра - забава «ладушки - хлопушки», где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр - забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.