Мария Владимировна Балабанова
Педагогический совет «Развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
План педсовета :
1. Вступительное слово
2. Обсуждение итогов тематического контроля (аналитическая справка)
3. Анализ анкет родителей воспитанников ДОУ
4. Деловая игра «Речевичок»
5. Решение педсовета
1. Вступительное слово
Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.
Публикация «Педагогический совет „Развитие речи“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Мы начинаем приобщать детей к книге: читая им сказки, стихотворения, рассказы. Но, чтобы речь детей стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения недостаточно. Ребенок дошкольного возраста обладает удивительными способностями в овладении речевыми навыками и умениями.
Работа по развитию речи включает в себя :
Работу над звуковой культурой речи
Формирование грамматических навыков,
Расширение словарного запаса слов
Развитие связной речи
Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения.
Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется.
Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.
Развитие связной речи : решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др., пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т. д.
Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.
Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец, представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания.
Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.
Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию:
• в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова,
• в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи;
• народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Анализ анкет родителей воспитанников
В нашей работе не обойтись без помощи родителей воспитанников. Но чтобы успешно взаимодействовать с ними, мы провели анкетирование и проанализировали полученные результаты. В анкетировании приняло участие – 96 родителей. (анализ анкетирования)
Обработка данных
анкет для родителей
«Воспитание у ребёнка интереса и любви к книге»
1-11 февраля 20___г.
1. Есть ли у Вас дома детская библиотека?
Да -90
Нет – 6
2. В Вашей библиотечке преобладают познавательные книги, сказки, стихи?
Есть всё – 23
Сказки – 55
Стихи – 20
Познавательные книги – 31
Детские рассказы – 1
3. Часто ли Вы покупаете ребёнку книги?
Часто – 62
Редко – 29
Иногда – 4
4. Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребёнку?
Просматриваю содержание – 52
Учитываю возраст ребенка – 59
Выбираю книгу по иллюстрациям – 16
Покупаю случайно – 2
5. Как часто Вы читаете ребёнку книги?
Ежедневно - 56
Два-три раза в месяц - 25
Один раз в месяц – 14
6. По чьей инициативе Вы читаете книги?
По просьбе ребёнка - 76
По своей инициативе – 35
7. Как Вы узнаёте, внимательно ли слушал ребёнок художественное
произведение?
Спрашиваю, что нового он узнал из прочитанной книги - 39
Обсуждаю поступки героев - 43
Предлагаю пересказать содержание – 31
8. Есть ли у ребёнка любимые художественные произведения?
Да – 58
Нет – 8
Затрудняюсь ответить – 29
9. Рассказывает ли Вам ребёнок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду?
Да – 66
Нет – 29
Иногда – 4
10. Какова, по Вашему мнению, роль книги в развитии ребёнка?
Познавательная – 32
Развивает память – 14
Нет ответа – 11
Огромная – 20
Развивает речь – 10
Расширяет кругозор – 15
Расширяет словарный запас – 3
Развивает фантазию, воображение – 9
Никакой, ребенок просто не усваивает в этом возрасте – 1
Полезная во всех отношениях – 2
Воспитывает усидчивость – 1
Не может пересказывать – 1
Развивающая роль – 6
Воспитательная роль – 3
Нравственное воспитание – 5
Ребенку обязательно надо читать, обсуждать книги, но это я не делаю - 1
Деловая игра «Речевичок»
Педагогов просят разбиться на 3 группы,
Конкурс №1
«Расположи задачи в порядке возрастания»
В каждой возрастной группе решаются свои задачи по речевому развитию, которые указаны в программе. Вы все хорошо их знаете. Предлагаю в игровой форме проанализировать эти задачи.
Воспитателям предлагаются отдельные задачи, на доске написаны названия возрастных групп. Педагоги после обсуждения должны соотнести предложенные им задачи с возрастными группами и доказать правильность своего решения.
Конкурс №2
«Методы и приемы
ознакомления детей с художественной литературой»
Каждой группе нужно выбрать свой метод ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми.
Методы и приемы ознакомления детей с литературой
Метод Приемы
Словесный Чтение произведение
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи
Практический Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки
Конкурс №3
детских стихов среди воспитателей и специалистов
Исходя, из интересов наших воспитанников мы должны хорошо уметь рассказывать стихи для детей и о детях. Предлагаю вам устроить небольшой конкурс на лучшего чтеца. Победителя будем выбирать все вместе.
Конкурс №4
«Оформи книжный уголок»
Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков (команды по очереди отвечают) :
рациональное размещение в группе
соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы
соответствие интересам детей
постоянная сменяемость
эстетическое оформление
востребованность
Ведущая предлагает командам отобрать книги в соответствии с возрастной группой. ( каждая команда соответствует определенной возрастной группе: младший, средний, старший дошкольный возраст. Из предложенных книг они должны отобрать те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе)
Конкурс №5
Командам предлагается по схеме ТРИЗ на время разобрать слова: мобильный телефон, суши, шкаф.
Это что-то часть чего-то
Это что-то
Это что-то
из чего-то
Это что-то
было чем-то
Это что-то
что такое, какое
Это что-то будет чем-то
косточка
ароматная,
сладкая,
кислая,
мягкая,
сочная
Подведение итогов педсовета :
Уважаемые коллеги, на этом наш педагогический совет завершен. По результатам проведенной работы принимаются следующие решения:
активизировать работу по ознакомлению детей с книгой, используя разнообразные методы и приемы
принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки