Ольга Керстан
Формирование у детей представления о богатой русской культуре, обычаях и традициях посредством русского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться с вами уважаемые коллеги своей работой по самообразованию по теме:«Формирование у детей представления о богатой русской культуре, обычаях и традициях по средствам русского фольклора».
Надеюсь, что моя работа пригодиться вам в вашей работе с детьми.
Темочки:
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
[b]Проект "Это русское раздолье это Родина моя"
Тема самообразования:
«Формирование у детей представления о богатой русской культуре, обычаях и традициях по средствам русского фольклора»[/b]
Работая с детьми, в первый год по этой теме, я обнаружила затруднения: дети мало знакомы с фольклором, жизнью и бытом, обычаями и традициями русского народа. Проанализировав тему, я поставила цели и задачи.
Цель: способствовать духовно-нравственному развитию личности ребёнка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через приобщение к истокам народной культуры.
Задачи: развитие национально - познавательного интереса к культурному населению России; воспитание положительного отношения к традициям своего народа; развитие коммуникативных качеств, инициативы, способности к импровизации.
На основе этого был разработан проект «Это русское раздолье – это Родина моя»
Актуальность проекта
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем жизненном пути. Мы всё чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждёт их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?
О важности того, чтобы ребёнка с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый интенсивный, а потому и верный способ патриотического воспитания.
В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста надо воспитывать патриотом – человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растёт, её традиции, историю, культуру, язык.
Чувство Родины – отношение ребёнка к семье, самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Поэтому воспитание нравственно-патриотических чувств – сложный педагогический процесс, участниками которого должны стать родители, дети, педагоги.
По словам К. Д. Ушинского: «Воспитание, чтобы не быть бессильным, должно быть народным».
Анализ средств воспитания, которые сложились в русской народной педагогике и у других народов, показал общность подходов к воспитанию детей. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Опыт народного воспитания характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств её воспитания и обучения приобщение к культуре, к труду, любовь к Родине, традициям, этике. Он представляет собой своеобразную (общую для человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками.
В рамках проекта предполагается знакомство с историей русского народа, начиная с простого – знакомство с фольклором, и прежде всего со сказкой. С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказки, загадки, пословицы формируют начало любви к своему народу, своей Родине. В рамках данного проекта дети так же познакомятся с историей возникновения народных праздников, игр, забав.
Цель проекта:
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи проекта:
Познакомить детей с предметами русского быта и их назначением.
Дать представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах.
Знакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.
Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству.
Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.
Содержание работы:
Создание атмосферы национального быта (развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного).
Широкое использование фольклора (фольклор - источник познавательного и нравственного развития детей).
Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками (они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека).
Знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры.
Знакомство с русскими народными играми (в них заключается огромный потенциал для физического и умственного развития ребенка).
Методы и приёмы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:
Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование пословиц, загадок, поговорок.
Чтение художественной литературы.
Использование русских народных песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Применение игрушек и изделий народных промыслов.
Представление кукольного театра.
Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
Рассматривание иллюстраций о русском быте.
Беседы, вопросы, разъяснения
Формы образовательной работы:
Организованные занятия.
Совместная деятельность.
Праздники и развлечения.
Наблюдения в быту и природе.
Организация конкурсов рисунков и поделок
Посещение тематических выставок
Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
1 этап: Знакомство с русским фольклором
Цель: развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества, вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.
Задачи:
обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.
знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы).
познакомить с укладом жизни и быта русского народа.
повысить уровень развития речевой активности.
приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями
Работа с родителями:
- консультации по теме проекта;
- создание тематических папок с приобщением родителей;
- родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация);
- выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.
2 этап. Знакомство с историей возникновения вещей и утвари
Цель: знакомство детей с народным промыслом России, развитие эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей Родины, дать детям представление о жизни людей в старину.
Задачи:
расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси;
способствовать формированию эстетически-нравственных представлений о Родине средствами народно-прикладного искусства;
закреплять знания о наиболее известных видах декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, богородской, филимоновской и других, их истории, назначении предметов, их названия;
знакомить с разнообразием народных игрушек, народных музыкальных инструментов;
знакомить с традиционными видами женского рукоделия – прядением, вышиванием, вязанием.
воспитывать эстетическую отзывчивость.
Работа с родителями:
- Консультации: «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома», "Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство", «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству», «Народные промыслы в системе художественно-эстетического воспитания дошкольников».
- Анкетирование – «Народное искусство в жизни нашей семьи».
Совместная работа детей и родителей:
- Мастер-классы – «Ознакомление с дымковской росписью и ее элементами», «Веселая мастерская» - изготовление нитяных игрушек, «Лоскуток» - лоскутное шитье.
- Выставки – «Лавка чудес», «Наши мамы рукодельницы».
Разучивание народных игр:
«Селезень утку догонял», «Дударь-дударь-дударище» «Плетень», «Кружева», «Прялица».
3 этап. Знакомство с традициями и обычаями русского народа.
Цель: формирование нравственно - патриотических качеств, национальной памяти через культуру и традиции русского народа, в которых он оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.
Задачи:
прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.
Работа с родителями:
Консультации для родителей на темы: «Приобщаем детей к народным традициям», «Проведение семейного досуга», «Народные праздники», «Почему пекут блины в масленичную неделю?», «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?», «Коляда, коляда, отворяй ворота», «Сказки, рассказанные на ночь», «Колыбельная для малышей», «Игры, хороводы наших бабушек»
Наглядно-текстовая информация для родителей о народных праздниках:
Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций».
Сбор семейных реликвий: «Моя семья»; «Наши имена»; «Кем я могу гордиться в моей семье»; «Моя родословная»; «Семейные праздники и традиции»; «Песни, игры, хороводы наших бабушек»; «Откуда произошла моя фамилия?»; «Герб моей семьи».
Конкурсы: «Секреты семейных подарков», «Любимое блюдо моей семьи», «Моя родословная», «Бабушкин сундук»
Родительские собрания «В каждой семье свои традиции»
Задачи:
1. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;
2. Обмен опытом семейного воспитания и традиций;
3. Повышение педагогической культуры родителей;
4. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
4 этап. Знакомство с фольклором и традициями других национальностей
Цель: приобщение детей к культуре разных народов нашей страны, показать детям преемственность поколений, смену эпох, изменения в традициях людей, быте, стиле одежды, речи и т. д. с течением времени; воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей через традиции и обычаи разных народов страны.
Задачи:
Объяснить детям уникальность каждой культуры, традиций определённого народа, раскрыть мысль об относительной общности, целостности нашего мира, о человеческом социуме как одной большой семье
Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре, продолжать знакомить с традициями русского гостепреимства и обычаями народов других национальностей
Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к людям, к обычаям разных народов, гордость за свой детский сад, сплочённость и дружбу в детском коллективе
Работа с родителями:
Детский семейный праздник «Мы все вместе – одна семья!»
Цель: способствовать воспитанию интереса и уважения к людям разных национальностей, к их культуре и деятельности, развитие чувства взаимопонимания между детьми.
Литература:
1. И. Пинкеева «Обычаи и традиции русского народа», «Русские праздники», «Русские народные игры»
2. Н. Костомаров «О жизни, быте и нравах русского народа»