Приложение МААМ

Формирование у детей представления о богатой русской культуре, обычаях и традициях посредством русского фольклора

Ольга Керстан
Формирование у детей представления о богатой русской культуре, обычаях и традициях посредством русского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Хочу поделиться с вами уважаемые коллеги своей работой по самообразованию по теме:«Формирование у детей представления о богатой русской культуре, обычаях и традициях по средствам русского фольклора».

Надеюсь, что моя работа пригодиться вам в вашей работе с детьми.

Темочки:

[b]Проект "Это русское раздолье это Родина моя"

Тема самообразования:

«Формирование у детей представления о богатой русской культуре, обычаях и традициях по средствам русского фольклора»[/b]

Работая с детьми, в первый год по этой теме, я обнаружила затруднения: дети мало знакомы с фольклором, жизнью и бытом, обычаями и традициями русского народа. Проанализировав тему, я поставила цели и задачи.

Цель: способствовать духовно-нравственному развитию личности ребёнка, обладающей чувством национальной гордости, любви к Отечеству, своему народу через приобщение к истокам народной культуры.

Задачи: развитие национально - познавательного интереса к культурному населению России; воспитание положительного отношения к традициям своего народа; развитие коммуникативных качеств, инициативы, способности к импровизации.

На основе этого был разработан проект «Это русское раздолье – это Родина моя»

Актуальность проекта

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем жизненном пути. Мы всё чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждёт их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

О важности того, чтобы ребёнка с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, искусство, историю предков. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый интенсивный, а потому и верный способ патриотического воспитания.

В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста надо воспитывать патриотом – человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растёт, её традиции, историю, культуру, язык.

Чувство Родины – отношение ребёнка к семье, самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Поэтому воспитание нравственно-патриотических чувств – сложный педагогический процесс, участниками которого должны стать родители, дети, педагоги.

По словам К. Д. Ушинского: «Воспитание, чтобы не быть бессильным, должно быть народным».

Анализ средств воспитания, которые сложились в русской народной педагогике и у других народов, показал общность подходов к воспитанию детей. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Опыт народного воспитания характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств её воспитания и обучения приобщение к культуре, к труду, любовь к Родине, традициям, этике. Он представляет собой своеобразную (общую для человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками.

В рамках проекта предполагается знакомство с историей русского народа, начиная с простого – знакомство с фольклором, и прежде всего со сказкой. С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Сказки, загадки, пословицы формируют начало любви к своему народу, своей Родине. В рамках данного проекта дети так же познакомятся с историей возникновения народных праздников, игр, забав.

Цель проекта:

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

Задачи проекта:

Познакомить детей с предметами русского быта и их назначением.

Дать представления о разнообразных современных профессиях и древних ремеслах.

Знакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.

Знакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)

Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству.

Формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.

Содержание работы:

Создание атмосферы национального быта (развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного).

Широкое использование фольклора (фольклор - источник познавательного и нравственного развития детей).

Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками (они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека).

Знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры.

Знакомство с русскими народными играми (в них заключается огромный потенциал для физического и умственного развития ребенка).

Методы и приёмы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством:

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование пословиц, загадок, поговорок.

Чтение художественной литературы.

Использование русских народных песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Применение игрушек и изделий народных промыслов.

Представление кукольного театра.

Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

Рассматривание иллюстраций о русском быте.

Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы:

Организованные занятия.

Совместная деятельность.

Праздники и развлечения.

Наблюдения в быту и природе.

Организация конкурсов рисунков и поделок

Посещение тематических выставок

Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

1 этап: Знакомство с русским фольклором

Цель: развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества, вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.

Задачи:

обосновать значение устного народного творчества в развитии речи детей.

знакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы).

познакомить с укладом жизни и быта русского народа.

повысить уровень развития речевой активности.

приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями

Работа с родителями:

- консультации по теме проекта;

- создание тематических папок с приобщением родителей;

- родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация);

- выявить знания родителей о народном творчестве, о значении привития знаний их детям через анкетирование.

2 этап. Знакомство с историей возникновения вещей и утвари

Цель: знакомство детей с народным промыслом России, развитие эмоционально-познавательного интереса к историческому и культурному наследию нашей Родины, дать детям представление о жизни людей в старину.

Задачи:

расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси;

способствовать формированию эстетически-нравственных представлений о Родине средствами народно-прикладного искусства;

закреплять знания о наиболее известных видах декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской, богородской, филимоновской и других, их истории, назначении предметов, их названия;

знакомить с разнообразием народных игрушек, народных музыкальных инструментов;

знакомить с традиционными видами женского рукоделия – прядением, вышиванием, вязанием.

воспитывать эстетическую отзывчивость.

Работа с родителями:

- Консультации: «Декоративно-прикладное искусство в детском саду и дома», "Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство", «Приобщение детей и родителей к русскому народному творчеству», «Народные промыслы в системе художественно-эстетического воспитания дошкольников».

- Анкетирование – «Народное искусство в жизни нашей семьи».

Совместная работа детей и родителей:

- Мастер-классы – «Ознакомление с дымковской росписью и ее элементами», «Веселая мастерская» - изготовление нитяных игрушек, «Лоскуток» - лоскутное шитье.

- Выставки – «Лавка чудес», «Наши мамы рукодельницы».

Разучивание народных игр:

«Селезень утку догонял», «Дударь-дударь-дударище» «Плетень», «Кружева», «Прялица».

3 этап. Знакомство с традициями и обычаями русского народа.

Цель: формирование нравственно - патриотических качеств, национальной памяти через культуру и традиции русского народа, в которых он оставил самое ценное из своих культурных достижений, просеянных через сито веков.

Задачи:

прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.

прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.

расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.

Работа с родителями:

Консультации для родителей на темы: «Приобщаем детей к народным традициям», «Проведение семейного досуга», «Народные праздники», «Почему пекут блины в масленичную неделю?», «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?», «Коляда, коляда, отворяй ворота», «Сказки, рассказанные на ночь», «Колыбельная для малышей», «Игры, хороводы наших бабушек»

Наглядно-текстовая информация для родителей о народных праздниках:

Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций».

Сбор семейных реликвий: «Моя семья»; «Наши имена»; «Кем я могу гордиться в моей семье»; «Моя родословная»; «Семейные праздники и традиции»; «Песни, игры, хороводы наших бабушек»; «Откуда произошла моя фамилия?»; «Герб моей семьи».

Конкурсы: «Секреты семейных подарков», «Любимое блюдо моей семьи», «Моя родословная», «Бабушкин сундук»

Родительские собрания «В каждой семье свои традиции»

Задачи:

1. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых;

2. Обмен опытом семейного воспитания и традиций;

3. Повышение педагогической культуры родителей;

4. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

4 этап. Знакомство с фольклором и традициями других национальностей

Цель: приобщение детей к культуре разных народов нашей страны, показать детям преемственность поколений, смену эпох, изменения в традициях людей, быте, стиле одежды, речи и т. д. с течением времени; воспитание у детей толерантного отношения к людям разных национальностей через традиции и обычаи разных народов страны.

Задачи:

Объяснить детям уникальность каждой культуры, традиций определённого народа, раскрыть мысль об относительной общности, целостности нашего мира, о человеческом социуме как одной большой семье

Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре, продолжать знакомить с традициями русского гостепреимства и обычаями народов других национальностей

Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к людям, к обычаям разных народов, гордость за свой детский сад, сплочённость и дружбу в детском коллективе

Работа с родителями:

Детский семейный праздник «Мы все вместе – одна семья!»

Цель: способствовать воспитанию интереса и уважения к людям разных национальностей, к их культуре и деятельности, развитие чувства взаимопонимания между детьми.

Литература:

1. И. Пинкеева «Обычаи и традиции русского народа», «Русские праздники», «Русские народные игры»

2. Н. Костомаров «О жизни, быте и нравах русского народа»

Публикации по теме:

Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова… Оно объясняет.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством народных игр Тема моего доклада: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры». Свою деятельность я построила так,.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора Народная культура— предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной.

«Русские посиделки». Сценарий весеннего праздника с элементами русского фольклора для детей средней группы Действующие лица: Ведущая, Хозяюшка, Домовёнок Кузя – взрослые; гости – воспитанники группы и их родители. Реквизит: русская домашняя утварь,.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» в мини-музее «Русская изба» Конспект занятия в мини–музее «Русская изба» «Хлеб в обрядах и традициях русского народа». Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями,.

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа» Дата проведения 25 июля 2017 г. Конспект познавательного развития в разновозрастной группе (ФЦКМ) 3-7 лет. Тема: «Хлеб в обрядах и традициях.

Конспект развлечение «На бабушкином дворе» для детей 3–4 лет на материале русского фольклора Развлечение «На бабушкином дворе» для детей 3-4 лет на материале русского фольклора. Цель:познакомить детей с элементами русского фольклора;.

План по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» Тема «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» Цель:повышение своего профессионального мастерства.

Проект по развитию физических качеств детей посредством физического воспитания с использованием русского фольклора Проект развитие физических качеств детей посредством физического воспитания используя русский фольклор «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:.

Проектная деятельность в дошкольном отделении по приобщению детей к русской народной культуре средствами фольклораПроектная деятельность в дошкольном отделении по приобщению детей к русской народной культуре средствами фольклора Анализ современной ситуации показывает, что дети дошкольного возраста, имеют мало знаний о выдающихся защитниках Отечества, о достижениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей представления о богатой русской культуре, обычаях и традициях посредством русского фольклора
Опубликовано: 3 декабря 2017 в 13:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей представления о богатой русской культуре, обычаях и традициях посредством русского фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Керстан (УИ 451296) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД

Реклама