Титова Наталья Анатольевна
Педагогический проект «Знакомство дошкольников с дальневосточной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная задача взрослых –
открыть в ребёнке талант читателя».
С. Я. Маршак.
Уважаемые, коллеги, мои земляки, родившееся еще в СССР, наверняка Вы помните с детства яркие живописные иллюстрации Павлишина в книгах дальневосточных писателей, выпущенных Хабаровским книжным издательством.
Благодаря этим иллюстрациям, и живому выразительному языку стихов, рассказов и сказок П. Каморова, В Захарова, Е. Шульжика и другие у нас сформировался образный мир представлений о красоте и богатстве дальневосточной тайги, животном и растительном мире, окружающей нас природы.
Публикация «Педагогический проект „Знакомство дошкольников с дальневосточной литературой“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Любовь к дальневосточной литературе мы несем в своем сердце и сейчас и поэтому с особым трепетом относимся к работе с детьми в данном направлении.
Во – первых, потому что с помощью литературы формируется нравственная сторона личности ребенка.
Во – вторых, слушание читаемой литературы пробуждает и формирует моральные качества личности, помогает определить социально ценностные ориентиры и устанавливать на их основе взаимоотношения в социуме.
В – третьих, формирование патриотических чувств, ранней профориентации, воспитание любви к близким, семье, малой Родине невозможно без приобщения к литературе.
Таким образом, образование невозможно без книги.
Именно поэтому творческой группой педагогов нашего детского сада был разработан информационный практико – ориентированный проект:
«Моя Родина Хабаровский край - часть большой России»
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный.
Возраст детей: от 3 - 7 лет
Продолжительность проектной деятельности: 2019 -2020 учебный год
Долгосрочный
Ресурсы:
- Воспитатели.
-Музыкальный руководитель,
Специалисты краеведческого музея, ЦКМНС, педагоги школы № 4, педагоги ДОП образования ЭБЦ.
- Дети от 3 -7 лет и старшего дошкольного возраста.
- Родители.
- Книги, иллюстрации, портреты писателей.
- экспозиции музея.
-Атрибуты для театрализации.
- Материал для художественно-продуктивной деятельности: бумага, цветные карандаши, краски, кисти, палитры и т. д.
-Ресурсы интернета.
Актуальность темы:
Внесение регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс – это требование времени. Нормативными документами:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273 ФЗ «Об образовании в РФ»,
Приказ Мои НРФ от 17.10.2013г № 1153 ФГОС ДО,
Распоряжение от29.05.2015г. № 996 –р «Стратегия» (до 2025г)
Регулируется вопрос использования данного направления деятельности с детьми, это объясняется и многообразием полекультурности, группы посещают дети представители МНС.
Дальневосточная земля богата замечательными писателями и поэтами, создавшими яркие колоритные произведения, отличающиеся особым «дальневосточным» характером. Пронизанные чувством восхищения и глубокой любви к родному краю, его уникальной природе, его мужественными и трудолюбивыми жителями: это стихи, сказки, рассказы.
При анализе планирования и целенаправленного посещения образовательного процесса, выяснилось:
Наличие проблемы:
Отсутствие систематичности использования произведений дальневосточных писателей в интеграции разнообразных видов деятельности, т. е. «Чтение художественной литературы» иногда используется воспитателями, как отдельный вид, как форма организации совместной деятельности с детьми во второй половине дня, или утром перед завтраком, обедом. Чаще всего чтение художественной литературы, подвязано к общей теме недели, или готовящегося праздника, или группового проекта.
Поэтому чтобы исключить редкие случаи использования фрагментарного чтения, по принципу, а чтобы нам сегодня почитать, была поставлена педагогическая цель проекта: создание педагогических условий для приобщения воспитанников к миру литературы, используя взаимодействие детского сада и социальных партнёров
Задачи:
1. Использовать исторический и современный литературный опыта по знакомству с произведениями дальневосточных писателей в познавательной, речевой, художественно - творческой, игровой деятельности детей в течение всего года.
2. Способствовать повышению профессионализма педагогов, систематизации их опыта работы. Выстраивать инновационный опыт работы учреждения по реализации проекта «Наша Родина Хабаровский край - часть большой России»
3. Совершенствовать систему планирования воспитательно-образовательного процесса в образовательных областях «Социально – коммуникативное», «Речевое» и «Художественно – эстетическое развитие».
4. Повысить эффективность приобщения дошкольников к книжной культуре, путём создания открытого образовательного пространства: организация взаимодействия с родителями, культурными учреждениями города, учреждениями ДО.
Задачи по работе с детьми и родителями:
1. Обогащать представления детей образами литературного и поэтического языка произведений дальневосточных писателей.
2. Способствовать формированию чувства любви к «малой Родине» через знакомство с творчеством дальневосточных писателей.
3. Развивать речевые, коммуникативные и творческие компетенции дошкольников: умение слушать и понимать литературные произведения дальневосточных писателей, эмоционально откликаться на них, пересказывать содержание.
4. Развивать умение синтезировать полученные знания, используя прочитанное в других видах деятельности.
5. Приобщить родителей к деятельности, связанной с реализацией данного проекта, показать его значимость.
5. Обогатить развивающую среду: книжный уголок, уголок театрализации, развивать коммуникативные компетенций.
Этапы проекта
1. Знакомство с портретом писателя и его творчеством
П. Комарова
Д. Нагишкина,
Е. Кохана
В. Захарова,
Е. Шульжика,
Т. Чинаревой,
Р. Добровольского,
Е. Неменко,
А. Пассара,
Н Наволочкина
эмоциональный отклик в детском сердце, к сожалению, не всегда.
2. Личное знакомство при встрече «Литературная гостиная»
Предварительная работа с детьми:
тематическое оформление групповой комнаты,
дополнение центров детской активности (книжный, социально-коммуникативный, экологический, творчества, интеллектуального развития, театрализованной деятельности новыми материалами (книжки и игры маминого, бабушкиного детства); книги – самоделки, иллюстративный материал для знакомства детей с художниками, чьими — работами оформлены книги (Павлишина)
Основные формы работы:
Подбор портретов поэтов и писателей.
Чтение детских сказок, рассказов, стихов.
Выбор стихотворений
и подготовка выразительного чтения для заучивания,
рисование совместно с родителями по теме «Сказки народов Севера»,
Атрибуты и инвентарь:
портреты детских писателей,
портреты писателей – сказочников,
разрезные картинки, пазлы «Мои любимые сказки. стихи»,
рекомендации для родителей,
иллюстрации с героями любимых сказок, рассказов, стихов.
Этапы реализации проекта:
Месяц. Название темы. Работа с детьми. Работа с родителями
Знакомство детей с творчеством
* чтение произведения
* путешествие по выставке
* дидактическая игра
* подвижная игра
* чтение стихотворения, или сказки
* дидактическая игра
* подвижная игра
* рассматривание книг и иллюстраций в них
Рисование любимых литературных героев.
Консультация «Какие книжки читают дома»
Итоговые мероприятия, направленные на решение поставленных задач:
Литературная гостиная
КВН
Выставка рисунков
Театрализованное представление
Ожидаемый результат:
1. У детей повысился интерес к произведениям дальневосточных писателей. Знают наизусть стихи Е. Кохана, В. Шульжика, В. Захарова и др. (3-5 стихотворений, содержание произведений (5-8).
2. У детей усилилось чувство гордости за родной край и желание больше узнать о его природе, людях.
3. Создана предметно-развивающая среда по знакомству с дальневосточными писателями: наглядно-иллюстративный материал, библиотека, уголок театрализации по произведениям писателей.
4. У родителей возникла уверенность в необходимости иметь в домашней библиотеке произведения дальневосточных писателей и читать их детям.
5. Разработан перспективный план по знакомству детей старшей группы с дальневосточными писателями.
Продукт проектной деятельности:
1. «Копилка опыта» (собрание материалов, тематической НОД, книг, литературная викторина, пословицы, поговорки, крылатые выражения народов Приамурья.)
2. Выставка детского рисунка.
3. Библиотека.
4. Уголок театрализации: маленькие сценки по произведениям нанайских праздников.
5. Перспективный план по знакомству детей старшей группы с писателями Дальнего Востока и методический материал к нему.
6. Папки-передвижки, консультации для уголка родителей.
И в заключение хочется сказать, перефразировав слова Ф. Ремарка
Таким образом, открывая перед детьми волшебный мир книги, мы взрослые: родители, педагоги, открываем перед ними мир – полный настоящих чудес, столь же вечных, как вечно на земле детство. Перелистывая страницу за страницей, дети находят в них источник светлых чувств, мужества и радости, которая войдя в сердце человека, сопровождают его всю жизнь.