Дугинова Марина Николаевна
Педагогический проект «Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню,
Дай попробовать и я
пойму!»(Китайская пословица)
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способности сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, то такой школы не прошел».
К. Е. Тимирязев
Актуальность проблемы
Публикация «Педагогический проект „Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Проблема
Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность малыша? •Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? •Как способствовать развитию творческого начала ребенка?
Цель
Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность малыша? •Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? •Как способствовать развитию творческого начала ребенка?
Задачи
1. Изучение и анализ научно – методической литературы по теме проекта. 2. Создание социально - педагогических условий для опытно – исследовательской деятельности с семьями воспитанников. 3. Привлечение родителей к совместному сотрудничеству в рамках ДОУ. 4. Развитие интеллектуальных эмоций детей : создание условий для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач. 5. Выявление результативности работы с детьми, создание перспективности по теме
Главные достоинства экспериментирования в детском саду :
происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;
активно развивается речь ребенка;
воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;
формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;
формируются трудовые навыки;
укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Этапы проекта :
Организационный (1 этап) – (июль –август 2015 г.)
Организация предметно – развивающей среды.
Разработка перспективного планирования.
Подборка опытов с описанием проведения.
Содержательный (2 этап) – (сентябрь 2015г. – апрель 2018 г.)
Реализация перспективного планирования через: НОД, образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную экспериментальную деятельность, дидактические игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, видеороликов.
Результативный (3этап) – (май 2018 г.)
Анализ, результативность, перспективность проекта.
Этапы проекта :
Организационный (1 этап) – (июль –август 2015 г.)
Организация предметно – развивающей среды.
Разработка перспективного планирования.
Подборка опытов с описанием проведения.
Содержательный (2 этап) – (сентябрь 2015г. – апрель 2018 г.)
Реализация перспективного планирования через: НОД, образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную экспериментальную деятельность, дидактические игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, видеороликов.
Результативный (3этап) – (май 2018 г.)
Анализ, результативность, перспективность проекта.
Формы работы с радителями
Анкета для родителей «Выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей»
Консультация для родителей на тему:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Памятка для родителей «Экспериментирование с водой»
Мастер – класс «Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей
Можно сделать вывод
Анкета для родителей «Выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей»
Консультация для родителей на тему:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Памятка для родителей «Экспериментирование с водой»
Мастер – класс «Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей»
Можно сделать вывод
Использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым методом развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний, умений и навыков.