Татьяна Черненок
Экспериментирование-метод формирования познавательной активности у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что уже в раннем младенчестве, видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь, ребёнок начинает проявлять «интерес» к окружающему миру. Это начальная ориентировочная активность, которая является физиологической основой познавательного развития ребёнка.
Актуальность метода формирования познавательной активности у детей раннего возраста заключается в следующем: экспериментальные занятия способствуют развитию наблюдательности, интереса детей к окружающему миру, формируют реальные представления детей об окружающем, мотивируют их на осмысленную познавательную деятельность, обогащают детскую речь и познавательный опыт, стимулируют речемыслительную активность детей, уточняют и конкретизируют детский понятийный аппарат, развивают моторную ловкость рук.
Публикация «Экспериментирование-метод формирования познавательной активности у детей раннего возраста» размещена в разделах
Исходя из всего вышесказанного, я поставили перед собой цель: формирование познавательной активности у детей с помощью экспериментирования.
Задачи:
1. Расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах через экспериментирование с предметами рукотворного мира и объектами неживой природы (песок, вода, снег, лёд, воздух).
2. Способствовать стимулированию исследовательской активности детей посредством действий с дидактическими игрушками, природным материалом, разнообразными предметами взрослого быта.
3. Формировать у детей процессы познания, вовлекая их в совместную исследовательскую деятельность.
4. Поддерживать самостоятельную познавательную активность детей.
5. Развивать мышление, познавательные способности, речь, мелкую и крупную моторику, координацию движений рук.
6. Вызывать положительные эмоции при активных действиях по предложению взрослого и по собственной инициативе.
7. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной и к игровой исследовательской деятельностям, инициативность, уверенность в себе и своих возможностях, самостоятельность.
8. Приобщать родителей к сотрудничеству с педагогами и детьми через игры-занятия, в основе которых лежит экспериментирование.
9. Создать в группе необходимую предметно-развивающую среду.
10. Привлечь родителей к изготовлению, а также приобретению игр и пособий для проведения экспериментов.
В своей работе я учитывали особенности развития детей раннего возраста :
· Ситуативность поведения
Малышу интересно то, что находится в поле его зрения. И он не просто рассматривает предмет, а стремится с ним действовать. Восприятие и действие неразрывно связаны.
· Непроизвольность внимания и восприятия
Малыш быстро отвлекается, поэтому ему должно быть интересно. Игра длится, пока не угаснет интерес.
· Непроизвольность памяти
Воспоминания всплывают помимо воли или по инициативе взрослого, который просит принести знакомый предмет или выполнить действие.
· Мышление наглядно-действенное
Малыш не может заниматься чисто умственной деятельностью, познание окружающего мира осуществляется путём практических действий с предметами. Кое-какие знания мы даём, но важно помнить про минимум информации и максимум деятельности.
· Особая эмоциональность восприятия окружающего мира
Малышу присущи страстность, импульсивность и неустойчивость эмоций.
Условия работы с детьми раннего возраста
1. Взрослый – главная фигура для малыша
Много знает Всему может С ним всегда Поможет, Похвалит,
и умеет научить интересно поддержит, одобрит, защитит.
2. Потребность ребёнка в сотрудничестве со взрослым.
3. Взаимодействие со сверстниками.
4. Подбор материала и способов его исследования.
Для формирования познавательной активности детей мы создали в группе соответствующую развивающую среду:
– расширили и обогатили оборудованием центр воды и песка: появились ванна, большой таз, подносы, мельница, множество ведёрок, формочек, совочков, палочек, мелких игрушек, бросового материала;
– изготовили целую серию дидактических игр и игрушек :
«Подушечки – завлекушечки»
«Коробочки с секретом»
«Почтовый ящик»
«Подбери крышечку»
«Коллекция природных материалов»
«Сортировка предметов»
«Прищепки на верёвочке»
«Подбери по цвету»
«Такие разные тряпочки» и «Цветные верёвочки» .
Объектами исследования выбрали то, что интересно и доступно детям раннего возраста :
– в неживой природе – это вода, песок (крупа, снег, лёд, воздух;
– а из предметов:
1. обычные (например, шар, куб, кирпич, их форма, размер и качество,
2. необычные:
· меняющие форму : сжимающиеся (например, мячи, мягкие и резиновые игрушки) .
· движущиеся (например, бабочки на верёвочке и т. д.)
· звучащие (например, погремушка, музыкальная игрушка, телефон)
· прилипающие (магнит, прищепки, липучки,
· отражающие действительность (зеркало) и увеличивающие (лупа,
3. бумага.
А также их пересечение – предметы в воде.
Виды экспериментальной деятельности :
Занятия-эксперименты, совместные игры-эксперименты, самостоятельные эксперименты.
Приё мы работы с детьми: наблюдение, первичное обследование предмета, подражание, упражнение, испытание (проверка, проба, обыгрывание, эксперимент,
комментирование действий ребёнка, художественное слово, словесное указание, объяснение, показ действий с предметом.
Опытно-экспериментальная деятельность младших дошкольников.
Все дети очень любопытны, в каждом ребёнке заложено стремление познавать окружающий мир. Они любят всё необычное, интересное и загадочное. Работая в детском саду, я всё больше в этом убеждаюсь. Занятия с проведением опытов вызывают у ребят живой интерес. Зачастую таких занятий бывает мало ребёнку, ему хочется больше времени проводить в лаборатории, поэтому очень часто в свободное время мы с детьми экспериментируем.
Предлагаю вашему вниманию опыты, которые заинтересовали моих воспитанников младшей группы.
Темы: Фокусы с водой. Снег и лёд.
Задачи: продолжать знакомить детей со свойствами воды : прозрачность, бесцветность, может менять цвет; знакомить со свойствами снега: белоснежный, может окраситься, менять форму.
Цель: развивать познавательную активность через экспериментальную деятельность с водой, снегом.