МААМ-картинки

Фольклор как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста

Раиса Чугунекова
Фольклор как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Р. К. Чугунекова

<<Язык-это летопись истории народа>>К. Д. Ушинский

Великий педагог К. Д. Ушинский считал:<<. воспитание,если оно не хочет быть бессильным,должно быть народным>>.

Именно он ввел термин <<народная педагогика>>,считая фольклор сокровищницей языкового богатства народа,средством раскрытия национальной самобытности и воспитания патриотических чувств.

Публикация «Фольклор как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Недаром считают,что язык живет и развивается только тогда,когда его питают традиции,обычаи,верования и этническое самосознание народа.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом приобщения детей к устнуму народному творчеству,что дает возможность успешно обучать дошкольников хакасскому языку,воспитывать уважение к традициям,обычаям хакасского народа.

В данной работе показана система ознакомления детей дошкольного возраста с фольклором хакасского народа.

Отсюда вытекает решение таких задач:

1. Обогащать словарный запас детей;

2. Знакомить с образными выражениями и использовать их в речи;

3. Развивать интерес к изучению языка;

4. Воспитывать уважение к культуре хакасского народа.

При отборе фольклорного материала учитываем возрастные возможности детей. Практический опыт показал,что для детей младшего дошкольного возраста более доступным являются так называемые малые фольклорные формы-потешки,загадки,считалки,сказки. В среднем возрасте наряду с усложнением <<малых форм>> все большее место должно уделяться народным сказкам,пословицам,поговоркам. Со старшими детьми начинаем знакомство с тахпахами,мифами,легендами.

Рассказываем о народных сказителях-мастерах устного сказа-хайджи и ныманчи,которые были собирателями и хранителями народной поэзии. Для этого используем грамзаписи,аудиокассеты с записями исполнения хайджи-сказителей (богатырских сказок) Кадышева,Е. Улыгбашева,сопровождая их показом графики художника В. Тодыкова.

Также приглашаем артистов ансамбля <<Улгер>>.Все это вызывает интерес к культуре хакасского народа,к изучению языка,формированию толерантности.

Наиболее распространенным жанром фольклора являются сказки,они выразительно,в доступной форме для детей раскрывают исторически сложившиеся национальные и общечеловеческие ценности,богатство языковых средств,расширяют знания о прошлом Хакассии,о растительном и животном мире нашей Родины.

Для знакомства со сказками используем следующие методы:

~чтение;

~рассказывание;

~драматизация;

~постановка спектаклей;

~слушание записей сказок;

~рассматривание иллюстраций;

~музыкальное сопровождение.

Сказки на хакасском языке используем на занятиях по обучению детей хакасскому языку для определения понимания речи на слух (т. е. аудирования).

Важное значение имеет использование пословиц,поговорок и загадок для обогащения речи детей на хакасском языке. Через них дети усваивают образность языка они помогают совершенствовать речь детей. Например:<<Чылан ичiрiн пlлiнминче>>(змея своей кризны не осознает) и др.

Особый интерес у детей вызывают скороговорки,считалки,как на хакасском языке,так и в переводе. Например:<<Ибе,сибе,тубе,кросс>> и др.

Знакомство с загадкой начинаем с ее чтения,а подготовленный ребенок изображает отгадку жестами,мимикой (метод эмпатии,затем заучиваем. Пословицы,поговорки и скороговорки используем как часть занятия для работы по звукопроизношению,активации,закреплению словарного запаса детей.

Для заучивания используем такие методы и приемы:

~ритмизация (хлопки,притопы и др.);

~смена темпа речи (Быстро-медленно,громко-тихо);

~проговаривание по слогам.

Наработанный материал по фольклору используется не только на занятиях,но и в хакасских народных праздниках,литературных вечерах,КВН,викторинах(<<Чыл пазы>>,<<Сказка ложь,да в ней намек>>,Путешествие по сказкам>>>,<<Лучший знаток хакасских сказок>> и др.)

Организуем выставки детских работ по сказкам,выпускаем книжки-малышки.

Таким образом,происходит знакомство с фольклором хакасского народа,который способствует речевому развитию детей,вызывает интерес к изучению хакасского я зыка,воспитывает интерес и уважение к культуре хакасского народа.

Литература

1. Казачинова М. Е. Колыбельные песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста. -Абакан,1999.

2. Мудрое слово (хакасские пословицы,поговорки и загадки). Перев. Я. Коребского. -Абакан,1976.

3. Унгвицкая М. А. Хакасские народные тахпахи. -Абакан,1980.

4. Медведовская А. Я. Хакасские сказки. -Абакан,1992.

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Организация проектной деятельности в средней группе. АктуальностьРазвитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее.

Фольклор как средство формирования нравственных ориентиров у детей младшего дошкольного возраста Маслова Н. В., Кулагина Е. В Бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Омска «Центр развития ребенка-детский сад №356» «Фольклор.

Логоритмика и ее роль в стимуляции речевой активности детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениямиЛогоритмика и ее роль в стимуляции речевой активности детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями Логоритмика и ее роль в стимуляции речевой активности детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями. В нашем детском саду.

Логоритмика как один из условий формирование речевой активности у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №3 Ньургуьун» Паспорт Проекта.

Опыт работы «Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Статья посвящена актуальной.

Опыт работы «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» Выбирая тему по самообразованию,.

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста как способ формирования речевой активности Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности. Многие ученые, такие.

Стимуляция речевой активности детей раннего дошкольного возраста Стимуляция речевой активности детей раннего возраста Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Период от 0 до 5 лет является.

Театрализованная деятельность как метод развития речевой активности у детей раннего возраста Первая младшая группа. План: 1. Вступительное слово; 2. Задачи - поставленные перед детьми; 3. Процесс запоминания; 4. Перед собой поставила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 октября 2016 в 15:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор как средство развития речевой активности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Чугунекова (УИ 574495) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД