Елена Бельдюгина
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация проектной деятельности в средней группе.
Актуальность
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее время весьма актуальна, т. к. она развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование метода проектной деятельности, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности.
Цель и задачи:
Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей.
Изучить методическую литературу по данной теме и применить полученные знания на практике;
Развивать познавательную активность детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Выстроить систему работы, обеспечивающую формирование познавательной активности дошкольников в проектной деятельности.
Повысить компетентность родителей в развитии познавательной активности дошкольников
Проект
«Бабушки – сударушки
Цель:
Формировать у детей любовь и уважение к старшему поколению, как источнику мудрости.
Задачи:
Развивать коммуникативные навыки общения, связную речь, умение анализировать, устанавливать родственные связи, творческие способности;
Выставка рисунков» Моя любимая бабуля».
Фотовыставка «досуг с бабушкой»
Выставка поделок «бабушкины руки не знают скуки.»
Совместный праздник» Самая хорошая бабушка моя».
Проект "Зимушка - зима"
Цель и задачи:
Создать у детей радостное настроение посредством привлечения к праздничному мероприятию.
Расширять представление детей о зимнем времени года, особенности жизни диких животных в зимний период.
Закрепить знание о свойствах снега.
Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать умение в рисовании, лепке, аппликации. Развивать творческие способности.
Познакомить детей с народными традициями, обычаями, связанными с народными зимними праздниками.
Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о зиме.
Формировать представление о безопасном поведении зимой.
Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Свойства снега и льда
Выставка рисунков: «Зима»
Аппликация из пластилина «Снеговик»
Дидактические игры на тему: «Зима»
Фестиваль стихов: «Зимушка – зима»
Проект «Дымковская игрушка»
Актуальность
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, какие были, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
А обратиться к нашим истокам помогает - народное творчество: колыбельные песни, сказки, народные игры, праздники, частушки и декоративно-прикладное искусство- все это близко и интересно детям.
Цели:
Познакомить детей с народным промыслом «Дымковская игрушка».
Способствовать эстетическому воспитанию дошкольников, воспитывать уважение, восхищение художественным мастерством умельцев, через ознакомление детей с народными традициями декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Изучить истоки дымковской игрушки;
Формировать у детей чувства любви и гордости к своей стране, которая славится народными промыслами, мастерами – умельцами, расширять кругозор детей о Дымковской игрушке;
Выявить разнообразие форм геометрических орнаментов, цветовую гамму;
Научить превращать глину, пластилин в дымковскую игрушку;
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей совершенствовать навыки и умения в познавательной и творческой деятельности;
Воспитывать интерес к народному творчеству и бережное отношение к традициям народа;
Развивать грамматический строй речи, словарь, связную речь;
Создать коллекцию дымковских игрушек, оформить выставку;
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе;
Ожидаемые результаты по проекту:
1. Для детей: расширение знаний детей о Дымковской игрушке; пополнение словарного запаса; развитие мелкой моторики и двигательной активности детей; развитие творческих способностей у детей, навыков и умений в продуктивной деятельности.
2. Для педагогов: улучшение взаимоотношений между детьми, детьми и родителями, детьми и педагогами. Приобретение опыта в проведении разных мероприятий. Создание условий для осознания детьми своей значимости в совместной с педагогом деятельности.
3. Для родителей: улучшение детско-родительских отношений, повышение интереса у родителей к работе ДОУ, заинтересованность родителей в дальнейшем сотрудничестве с ДОУ.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный:
1. Изучение, анализ, подбор и приобретение методической литературы, иллюстративного и музыкального материала, видеофильмов.
2. Выбор темы проекта и планирование его содержания с учётом возрастных особенностей детей, их интересов и потребностей.
3. Разработка тематических занятий по теме проекта.
4. Подбор дидактических игр.
5. Составление картотеки русских народных подвижных игр.
4. Привлечение родителей в предстоящую деятельность.
5. Подбор стихотворений о дымковской игрушке.
6. Заготовка глины для лепки дымковских игрушек.
7. Создание необходимых условий для реализации проекта.
8. Подбор игрушек для мини – музея «Дымковская игрушка».
9. Сотрудничество с родителями в изготовлении костюмов для презентации проекта.
10. Продумать содержание экскурсии и подготовить экскурсоводов.
Деятельностный
1. Проведение НОД на тему: «В гости к Дымковской игрушке».
2. Беседы: «Путешествие в Дымковскую слободу», «Дымковские узоры», «Чудо – мастера», «Знакомство с глиной», «Русские промыслы».
3. Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров.
4. Чтение и заучивание стихотворений о дымковских игрушках.
5. Прослушивание музыкальных произведений: Ансамбль «Искорка», композиция «Вятка–река», русский народный наигрыш «Полянка».
5. Использование д/и ««Русские узоры», «Собери игрушку» (разрезные картинки) ; «Учись, играя: народные промыслы»;
6. Рисование «Дымковской барыни», «Дымковского коня», оформление выставки;
7. Проведение мастер – класса: изготовление из глины «Дымковской Барыни», «Дымковского коня»;
8. Создание мини – музея «Дымковская игрушка»;
9. Подготовка детей к экскурсии по мини – музею «Дымковская игрушка»(проведение экскурсии)
Содержание работы в процессе реализации проекта
Лепка из глины «Дымковская барышня».
Наши работы
Загрунтованная в белый цвет «Дымковская барыня»
А вот что у нас получилось…
Д/И «Укрась юбку дымковским узором»
Костюмы дымковской барыни для презентации проекта
Экскурсия
Завершающий
1. Обобщение результатов работы.
2. Презентация своей работы.
3. Планы на будущее.
Результат реализации
1. Расширен кругозор детей о русской народной игрушке.
2. У детей повысилась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. У детей и взрослых сформировалась определенная система исторических знаний, позволяющая осознать всю красоту рукотворного мира и единения человека с ним.
3. Дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоили цвета данной росписи, могут назвать все ее элементы, узнали приемы рисования и научились составлять узоры на различных формах.
Выводы:
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.