Галина Ирина
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
воспитателя Галиной Ирины Вячеславовны
2016 – 2017 г. г.
Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность темы: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Публикация «План по самообразованию „Экспериментирование, как средство развития познавательной активности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментальная деятельность. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребё нка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Задачи:
• -изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
• -создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
• -поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
• -развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• -развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• -развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
Предполагаемый результат:
• Создание условий в группе для самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников.
• Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
• Формирование умений у детей: анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
Этапы работы
№ Содержание работы Сроки
1 Теоретический план.
1. Изучение методической литературы по данной проблеме:
• Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
• Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.
• Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004
• Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
• Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
• Экспериментальная деятельность детей 5-6 лет: из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Поиск материала в интернете
В течении года
2
3 Практическое решение проблем.
1. Изучение литературы об экспериментировании, как средстве развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста.
2. Составление перспективного плана работы.
3. Разработать систему занятий по данной теме.
4. Организация занятий и мероприятий по плану.
Оценочный этап.
Анализ работы по теме самообразования.
Сентябрь
Октябрь – Ноябрь
В течении года
Май
Выводы: данная работа построена так, чтобы экспериментальная деятельность становилась средством развития наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей об окружающем мире
Перспектива: сформировать у детей познавательную активность, поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру. Чтобы познанное ребёнком дало возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Перспективный план работы
Тема: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»
Этап Содержание работы Сроки
(2016/2017) 1. Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования
2. Проведение мероприятий по плану
Конкурс на самое интересное исследование в природе.
Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек»
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».
Оформление картотеки экспериментов
Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»
Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом»
Сентябрь-октябрь 2016г.
Ноябрь-декабрь 2016г.
Январь 2017г.
Февраль 2017г.
Март 2017г.
Апрель 2017г.
Май 2017г.
Декабрь 2016г. -Май 2017г.
План НОД по теме самообразования (старшая группа)
№ НОД Дата
1 НОД «Учимся показывать фокусы» 17.10.2016.
2 Игра-эксперимент «Бывает ли воздуху жарко?» 19.12.2016г.
3 НОД «Этот удивительный воздушный шарик»
16.02.2017г.
4 НОД «Путешествие в страну «Чудес и Превращений» 24.03.2015г.
5 НОД по экологии «Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад» (творчество воспитанников)
27.04.2015г.