Елена Афанасьева
Педагогический проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать
Цель проекта :
Формирование культурно- гигиенических навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
• Развивать культурно- гигиенических навыков, формировать простейших навыков поведения во время еды, умывания.
• Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расчёской, носовым платком;
Публикация «Педагогический проект „Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2023
• Формировать навыки поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
• Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистого тела, что чистота- красота- здоровье- это неразделимые понятия;
• Формировать представления в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
• Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
• Дополнять предметно- развивающую среду группы.
Участники проекта :
Воспитатели, дети второй младшей группы, родители.
Планируемые результаты:
Предполагаемый результат проекта детей :
• Овладение культурно- гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми второй младшей группы6
• Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
• Представляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых).
• Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расчёской). Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
• Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешают полотенце на место.
• Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
Предполагаемый результат проекта для родителей :
• Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей
• Получения консультаций по вопросам формирования культурно- гигиенических навыков.
• Укрепление связей между садом и семьей.
• Изменение позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2022- август 2023 года.
В ходе реализации проекта предполагается использовать элементы следующих образовательных технологий:
Здоровье сберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные игры, дыхательная гимнастика, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика);
Личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно- ролевые игры)
Социоигровые (игры-драмматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)
Информационно-коммуникативные (презентации, интернет ресурсы).
РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ
1 ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ: определения уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составления плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словестных игр по данной теме.
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ: Выполнения плана работы с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.
2 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ: Подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей и опрос детей; презентация проекта.
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Деятельность педагога Деятельность детей
Наблюдает за детьми. Проводит диагностику. Организует предметно- развивающую среду. Подбирает литературу, игры, иллюстрации. Рассматривают иллюстрации. Выполняют поручения. Играют.
2 ЭТАП-ОСНОВНОЙ
Деятельность педагога Деятельность детей
Вводить в игровую ситуацию, формулирует проблему: Организуют занятия, беседы. Организует занятия, беседы. Организует игры. Читает худ. литературу. оказывает помощь детям при реализации замыслов. Привлекает родителей. Описывает и анализирует работу над проектом. Вживаются в игровую ситуацию, пытаются найти способы решения проблемы. С помощью воспитателя выбирают предметы- заместители, материалы для игр, экспериментирования, книги для рассматривания. Повторяют за педагогом действия, слова знакомых стихотворений.
Форма работы
Виды деятельности Содержание
Познавательная деятельность «Водичка, водичка.»
«учим куклу мыть руки»
«Научим машу- растеряшу убирать вещи».
«Кукла в ванночке не плачет»
«Рассматривание одежды куклы Кати»
«Одевание куклы на прогулку.»
«Мои здоровые зубки»
«Доброе утро расчёска»
«Помоги зайке сберечь здоровье»
«Доктор Айболит»
«Чтобы быть здоровым»
«Сохраним свое здоровье»
«Как нужно ухаживать за собой»
«Как нужно ухаживать за собой»
Речевое развитие.
Чтение. Гигиена:
Потешка «Теплою Водою…»
И. Демьянов «Замарашка»
А. Кондратьев «Зеркало»
Р. Сеф «Мыло»
Э. Мошковская «Уши»
Г. Лагздынь «Солнце Рано Утречком»
И. Токмакова «Гном»
Р. Куликова «Мыло»
Г. Зайцев – Дружи С Водой
К. Чуковский- Мойдодыр
Л. Барто- Девочка Чумазая
С. Бялковская- Юля- Чистюля
Александрова – Купание
Прием - Пищи
Г. Лагздынь- Куклу Кормили?
О. Дриз - Ну И Каша
Э. Мошковская – Маша и каша
С. Капутикян- кто скорее допьет?
Потешка –ножками потопали
А. Прокофьев- Вечером
Г. Лагдынь- Просто объеденье!
И. Токмакова – Ай да суп!
Опрятность
Потешка – Уж я косу заплету
Потешка- Где мой пальчик
«Мне уже четыре года…»(фольклор)
Потешка- завяжу потуже шарф
В. Бардадым – Вот как Галю одевала
Г. Лагздынь- Одевала малыша
С. Капутикян- Пожалейте нас!
Э. Успенский- мальчик стричься не желает
Э. Мошковская- Митя и рубашка
Е. Благина- как у нашей Ирки
БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВЕЩАМ И ИГРУШКАМ
К. Жанэ- Братишки
А. Шибаев- подружки
И. Муравейка- Я сама!
М. Александрова- Что взяла-клади на место!
А. Барто-Лошадка
Е. Благина- приходите-поглядите
Н. Глазкова- Танечка- хозяйка
Н. Глазова- мальчик Петя
Беседы • Чистота и здоровье
• Когда надо мыть руки?
• От чего болят зубы?
• Что значит быть здоровым?
• Витамины я люблю, быть здоровым я хочу.
• Друзья Мойдодыра
Дидактические игры и упражнения • Таня простудилась
• Сделаем кукле разные прически
• Вымоем куклу
• Правила гигиены
• Как мы моем ладошки и отжимаем руки.
• Покажем кукле Кате как умеем одеваться (раздеваться)
• Расскажем Кате как правильно кушать
• Покажем как правильно складывать одежду в шкафчик.
Экскурсии В прачечную детского сада.
В медицинский кабинет.
Рассматривание и обсуждение картин «Дети обедают»
«Мама купает ребенка»
«Игра с куклой»
Игровые ситуации Кукла катя не хочет мыть руки.
Как мы помогали кукле собираться в гости.
Поможем кукле накрыть на стол.
Мы в гостях.
Готовимся к приходу гостей.
Проблемные ситуации Почему Хрюшу не приглашают в гости?
Почему кукла испачкалась, как сделать ее чистой?
Почему у кукол грязное полотенце?
Алгоритмы • Мытье рук
• Последовательность одевания на улицу
• Складывание вещей
Работа с родителями Консультации :
• Формирование культурно- гигиенических навыков у детей,
• Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка,
• Здоровые зубы,
• Учимся правильно ухаживать за зубами.
• Личная гигиена
• Как правильно одевать ребенка на прогулку,
• Как приучить ребенка к аккуратности и опрятности,
• Как научить ребенка одеваться самостоятельно,
Продуктивная деятельность Творческое участие в оформление стенда 2Детский сад днем за днем»
3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Деятельность педагога Деятельность детей
Описывает и анализирует работу над проектом. Проводит диагностику. Презентация проекта. Рассказывает короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы. Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур. Оказывают помощь друг другу, проявляют самостоятельность в умывании, одевании, кормлении. Рассматривают в зеркале свое чистое лицо. Играют в сюжетно- ролевые игры.
Дальнейшее развитие проекта :
В средней группе продолжать работу по формированию КГН. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботится о нем. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание культурно- гигиенических навыков относится к первоочередным задачам воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом, уделять большое внимание показу (как держать ложку, чашку, что делать руками при умывании.)
Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с родителями. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни детей в группе и приемы обучения.
В индивидуальных беседах рассказать, чему научился их ребенок и что нужно закреплять дома.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей- первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого здоровья.
Список используемой литературы
1. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. Мозайка- синтез, 2007
2. Голицина И. С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа. СКРИПТОРИЙ 2010
3. БОГИНА Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Мозайка-синтез 2006
4. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. ВОЛГОГРАД изд. Учитель 2009
5. Конина Е. Ю. Формирование культурно- гигиенических навыков у детей. Игровой комплекс. Айрис-пресс 2007
6. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку. Дошкольное образование-2008 г.