Анна Николаевна Лаптева
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Природа — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №132»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Природа – наше богатство»
Подготовлен:
Лаптевой А. Н.
Кононенко Е. А.
Воспитатели МБДОУ№132
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1 Актуальность
1.2 Анализ внешней среды
1.3 Анализ внутренней среды
1.4 Проблема
2. Основная часть
2.1 Целеполагание
Публикация «Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников „Природа — наше богатство“» размещена в разделах
2.2 Задачи проекта
2.3 Ожидаемый результат
2.4 Реализация проекта
2.5 Ресурсное обеспечение
Список литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Актуальность
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Все чаще можно видеть небрежное, порой безжалостное отношение к природе не только детей, но и взрослых. Поэтому необходимо проводить работу по экологическому воспитанию не только у детей, но и у родителей. Чувственный опыт детей и взрослых приходит в процессе регулярного познания окружающего мира. Именно в детстве ребенок получает эмоциональные впечатления от природы, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Мы живем в сельской местности, поэтому у нас в руках большие возможности для воспитания у детей любви к природе родного края, что является основой моего экологического проекта. Мой проект долгосрочный, он охватывает работу с детьми начиная с младшей группы до выпуска детей из детского сада. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта :
- образовательная деятельность,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- игры, развлечения,
- наблюдения и экскурсии,
- работа с родителями,
- природоохранные акции.
1.3 Анализ внутренней среды
Сильные стороны
Слабые стороны
Программно – методическое обеспечение
Наличие программ и технологий:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, 2005 г.,
- Программа «Юный эколог»
С. Н. Николаевой, 2005 г. ,
- Методическое обеспечение:
учебно-методическая, подписные и периодические издания.
- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.
- Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;
- отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей воспитанников.
Материально – техническая база
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголок природы в группе;
- экологическая тропа на участке детского сада;
- огород на участке;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- костюмы животных, растений
- Отсутствие средств ТСО в группе (наличие ноутбука в группе было бы как нельзя кстати).
1.4 Проблема
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Основная цель проекта :
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Формирование у дошкольников представления о живой и неживой природе, их взаимосвязь.
2. Формирование познавательного интереса, желания общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы.
3. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.
4. Привитие навыка экологически грамотного, безопасного поведения в природе.
5. Воспитание любови и бережного отношения ко всему живому и развитие эстетического восприятия природы.
6. Развитие у старших дошкольников способность к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Расширение представлений детей о различных природных объектах,о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.
2. Осознание детьми экологических зависимостей, способствующих развитию современного экологического мышления.
3. Закладка основы экологической культуры личности.
4. Проявление чувства милосердия, гуманного отношения ко всему живому.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2020г.)
2 этап – практический (ноябрь 2020 –январь 2023 г. г.)
3 этап – заключительный (февраль – май 2024 г. г.)
Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2020г)
Мероприятия Сроки
1. Изучение программно – методического материала по направлению работы в течении всего этапа
2. Диагностика экологических знаний у детей сентябрь
3. Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома. сентябрь
4. Родительское собрание: «Участвуем в проекте «Чтоб продлить природе век, будь ей другом, человек» сентябрь
5. Сбор литературы о растениях и животных. октябрь
5. Составление каталога художественной литературы о
растениях и животных. октябрь
6. Подбор дидактических игр по экологическому
Воспитанию детей. октябрь
Практический этап (ноябрь 2020 – январь 2023 года)
Мероприятия Сроки
на протяжении всего срока реализации проекта
1. Обогощение эколого – игровой среды :
- сборник экологических сказок;
- видеотека «Любимые питомцы»;
- уголки «Времена года»;
- пополнение уголка природы;
- создание сборника наблюдений на прогулке;
2. Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала;
3. Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием;
4. Оформление наглядно – агитационного материала для родителей по организации экологического воспитания детей дома; проведение консультаций («Что читать детям о природе», «Ядовитые растения», «Чем вы можете помочь природе?»;
5. Создание экологической тропы на участке детского сада с привлечением родителей;
6. Облагораживание и озеленение территории детского сада совместно с родителями;
7. Наблюдения за объектами живой и неживой природы;
8. Проведение утренников по временам года;
9. проведение занятий с детьми по экологическому воспитанию в соответствии с программой М. А. Васильевой «Воспитание и обучение детей в детском саду»;
10. Проведение выставок детского творчества (из природного материала) с привлечением родителей;
11. Работа над созданием «Красной книги»;
12. Сбор стихов, картинок о животных и растениях, занесенных в «Красную книгу»;
13. Чтение книг о растениях и животных;
14. Изучение правил поведения в парке, лесу, на водоемах.
Младшая группа (2020– 2021уч. год)
1. Родительское собрание – круглый стол «Домашние
питомцы и ребенок» сентябрь
2. Конкурс рисунков совместно с родителями «Краски осени» октябрь
3. Открытое занятие «Покормить птиц зимой» декабрь
4. Экскурсии в парк в разные времена года в течении года
5. Развлечение «Идет матушка весна, отворяйте
ворота» март
6. Анкетирование родителей апрель
7. Разработка дидактических игр «Что такое хорошо и
что такое плохо», «Веселый поезд» июнь
8. Развлечение «Мы поедем в гости к лету» июль
7. Фотовыставка «Как я провел лето» август
Средняя группа (2021 – 2022 уч. год)
1. Развлечение «Путешествие в мир природы» октябрь
4. Конкурс рисунков на тему «Мое любимое животное» ноябрь
5. Экскурсии в парк в течении года
6. Разработка дидактических игр «Помогите малышам»,
«Кого не стало?» декабрь
7. Изготовление атрибутов к подвижным играм:
«Лягушки и цапля», «Обезьянки», «Кот и мыши» январь
8. Открытое занятие по экологическому воспитанию
«Весенние секреты» март
9. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры
«Хлебный магазин» апрель-май
10. Развлечение «Во поле береза стояла» июнь
Старшая группа (2022– 2023 уч. год)
1. Экскурсии в парк, рощу в течении года
2. Родительское собрание «Человек и природа» сентябрь
3. Открытое занятие по ознакомлению с окружающим «
Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко» сентябрь
4. Экспериментирование «Лаборатория профессора
Огородникова» октябрь
5. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры «
Путешествие в мир телевидения» ноябрь-декабрь
6. Развлечение «В гости к снеговику» январь
7. Разработка дидактических игр: «Угадай, чей след»,
«Чье гнездо?» февраль
8. Конкурс рисунков на тему «Волшебный мир зверей
и птиц" март
9. Развлечение «День птиц» апрель
10. КВН с участием родителей «Красная книга! Красная, значит природа в опасности» май
11. Развлечение «Волшебница вода» июнь
Подготовительная группа (2023 – 2024)
1. День знаний «Прости нас, матушка – природа» сентябрь
2. Развлечение «Жалобная книга природы» октябрь
3. Вечер загадок «Волшебный огород» ноябрь
4. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры «Юный эколог» декабрь
5. Разработка дидактической игры «Письмо мальчику Почемучке» январь
6. Разработка дидактической игры «Встреча с растением» март
7. КВН «Красота вокруг нас» апрель
8. Конкурс рисунков «Весенний пейзаж» май
9. Труд и наблюдение на приусадебном участке детского сада (посадка овощных культур и цветов) май-июнь
10. Развлечение «Саламандра – повелительница огня» август
11. Экскурсии на школьный опытный участок август-сентябрь
Заключительный этап (февраль – май 2024 уч. год)
Мероприятия Сроки
1. Викторина «Пусть исчезнет зло на свете, пусть с природой дружат дети»
февраль
2. Оформление альбома детских работ «Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб леса вокруг шумели» март-май
3. Оформление выставки «Мы – любители природы» (Книжки – самоделки, стихи, загадки, рассказы о растениях и животных). апрель
4. Развлечение «Чтоб продлить природе век, будь ей другом, человек» апрель
5. Подведение итогов проекта, мониторинг экологических знаний дошкольников
май
Ресурсное обеспечение:
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголок природы в группе;
- экологическая тропа на участке детского сада;
- огород на участке;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- костюмы животных, растений.
Методическое:
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать,
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта :
- Интернет-сайты;
- Выпуск фотоотчетов;
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Цель диагностики:
Выявление уровня экологической воспитанности дошкольников
Критерии сформированности
экологической воспитанности у детей :
Познавательный интерес к природе и ее изучению;
Знания об окружающей природе;
Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
Проявление бережного отношения к природе;
Практические умения и навыки по охране природы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурштейн Л. М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М. : 1996.
2. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
3. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.
4. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
5. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
6. Кондратьева Н. Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
7. Л. П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
8. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
9. Николаева С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. : Педагогическое общество России, 2003.
10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
11. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
12. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
13. Петрова Н. А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
14. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
15. Н. А. Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA – PRESS 1998.
16. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
17. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду. М. : 1993.
18. Рыжова Н. А., Наш дом природа. М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
19. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт. -сост. Г. А. Лапшина. -2-е изд. -Волгоград: Учитель, 2009.
20. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу», - Москва «Просвещение» 2002.
21. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленников, А. А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
2. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011
3. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.
Часть 2, - М., Издательство: Баласс, 2006
4. Егупова В. А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009
5. Поддубная Л. Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
6. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2011.