Папки-передвижки

Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Природа — наше богатство»

Анна Николаевна Лаптева
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Природа — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №132»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Природа – наше богатство»

Подготовлен:

Лаптевой А. Н.

Кононенко Е. А.

Воспитатели МБДОУ№132

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

1.1 Актуальность

1.2 Анализ внешней среды

1.3 Анализ внутренней среды

1.4 Проблема

2. Основная часть

2.1 Целеполагание

Темочки:

2.2 Задачи проекта

2.3 Ожидаемый результат

2.4 Реализация проекта

2.5 Ресурсное обеспечение

Список литературы

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1 Актуальность

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Все чаще можно видеть небрежное, порой безжалостное отношение к природе не только детей, но и взрослых. Поэтому необходимо проводить работу по экологическому воспитанию не только у детей, но и у родителей. Чувственный опыт детей и взрослых приходит в процессе регулярного познания окружающего мира. Именно в детстве ребенок получает эмоциональные впечатления от природы, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются элементы экологической культуры. Мы живем в сельской местности, поэтому у нас в руках большие возможности для воспитания у детей любви к природе родного края, что является основой моего экологического проекта. Мой проект долгосрочный, он охватывает работу с детьми начиная с младшей группы до выпуска детей из детского сада. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта :

- образовательная деятельность,

- опытно-экспериментальная деятельность,

- игры, развлечения,

- наблюдения и экскурсии,

- работа с родителями,

- природоохранные акции.

1.3 Анализ внутренней среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Программно – методическое обеспечение

Наличие программ и технологий:

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, 2005 г.,

- Программа «Юный эколог»

С. Н. Николаевой, 2005 г. ,

- Методическое обеспечение:

учебно-методическая, подписные и периодические издания.

- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.

- Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;

- отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей воспитанников.

Материально – техническая база

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на участке;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

- костюмы животных, растений

- Отсутствие средств ТСО в группе (наличие ноутбука в группе было бы как нельзя кстати).

1.4 Проблема

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Основная цель проекта :

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

1. Формирование у дошкольников представления о живой и неживой природе, их взаимосвязь.

2. Формирование познавательного интереса, желания общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы.

3. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.

4. Привитие навыка экологически грамотного, безопасного поведения в природе.

5. Воспитание любови и бережного отношения ко всему живому и развитие эстетического восприятия природы.

6. Развитие у старших дошкольников способность к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Расширение представлений детей о различных природных объектах,о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.

2. Осознание детьми экологических зависимостей, способствующих развитию современного экологического мышления.

3. Закладка основы экологической культуры личности.

4. Проявление чувства милосердия, гуманного отношения ко всему живому.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный (сентябрь – октябрь 2020г.)

2 этап – практический (ноябрь 2020 –январь 2023 г. г.)

3 этап – заключительный (февраль – май 2024 г. г.)

Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2020г)

Мероприятия Сроки

1. Изучение программно – методического материала по направлению работы в течении всего этапа

2. Диагностика экологических знаний у детей сентябрь

3. Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома. сентябрь

4. Родительское собрание: «Участвуем в проекте «Чтоб продлить природе век, будь ей другом, человек» сентябрь

5. Сбор литературы о растениях и животных. октябрь

5. Составление каталога художественной литературы о

растениях и животных. октябрь

6. Подбор дидактических игр по экологическому

Воспитанию детей. октябрь

Практический этап (ноябрь 2020 – январь 2023 года)

Мероприятия Сроки

на протяжении всего срока реализации проекта

1. Обогощение эколого – игровой среды :

- сборник экологических сказок;

- видеотека «Любимые питомцы»;

- уголки «Времена года»;

- пополнение уголка природы;

- создание сборника наблюдений на прогулке;

2. Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала;

3. Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием;

4. Оформление наглядно – агитационного материала для родителей по организации экологического воспитания детей дома; проведение консультаций («Что читать детям о природе», «Ядовитые растения», «Чем вы можете помочь природе;

5. Создание экологической тропы на участке детского сада с привлечением родителей;

6. Облагораживание и озеленение территории детского сада совместно с родителями;

7. Наблюдения за объектами живой и неживой природы;

8. Проведение утренников по временам года;

9. проведение занятий с детьми по экологическому воспитанию в соответствии с программой М. А. Васильевой «Воспитание и обучение детей в детском саду»;

10. Проведение выставок детского творчества (из природного материала) с привлечением родителей;

11. Работа над созданием «Красной книги»;

12. Сбор стихов, картинок о животных и растениях, занесенных в «Красную книгу»;

13. Чтение книг о растениях и животных;

14. Изучение правил поведения в парке, лесу, на водоемах.

Младшая группа (2020– 2021уч. год)

1. Родительское собрание – круглый стол «Домашние

питомцы и ребенок» сентябрь

2. Конкурс рисунков совместно с родителями «Краски осени» октябрь

3. Открытое занятие «Покормить птиц зимой» декабрь

4. Экскурсии в парк в разные времена года в течении года

5. Развлечение «Идет матушка весна, отворяйте

ворота» март

6. Анкетирование родителей апрель

7. Разработка дидактических игр «Что такое хорошо и

что такое плохо», «Веселый поезд» июнь

8. Развлечение «Мы поедем в гости к лету» июль

7. Фотовыставка «Как я провел лето» август

Средняя группа (2021 – 2022 уч. год)

1. Развлечение «Путешествие в мир природы» октябрь

4. Конкурс рисунков на тему «Мое любимое животное» ноябрь

5. Экскурсии в парк в течении года

6. Разработка дидактических игр «Помогите малышам»,

«Кого не стало?» декабрь

7. Изготовление атрибутов к подвижным играм:

«Лягушки и цапля», «Обезьянки», «Кот и мыши» январь

8. Открытое занятие по экологическому воспитанию

«Весенние секреты» март

9. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры

«Хлебный магазин» апрель-май

10. Развлечение «Во поле береза стояла» июнь

Старшая группа (2022– 2023 уч. год)

1. Экскурсии в парк, рощу в течении года

2. Родительское собрание «Человек и природа» сентябрь

3. Открытое занятие по ознакомлению с окружающим «

Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко» сентябрь

4. Экспериментирование «Лаборатория профессора

Огородникова» октябрь

5. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры «

Путешествие в мир телевидения» ноябрь-декабрь

6. Развлечение «В гости к снеговику» январь

7. Разработка дидактических игр: «Угадай, чей след»,

«Чье гнездо?» февраль

8. Конкурс рисунков на тему «Волшебный мир зверей

и птиц" март

9. Развлечение «День птиц» апрель

10. КВН с участием родителей «Красная книга! Красная, значит природа в опасности» май

11. Развлечение «Волшебница вода» июнь

Подготовительная группа (2023 – 2024)

1. День знаний «Прости нас, матушка – природа» сентябрь

2. Развлечение «Жалобная книга природы» октябрь

3. Вечер загадок «Волшебный огород» ноябрь

4. Разработка и реализация сюжетно – ролевой игры «Юный эколог» декабрь

5. Разработка дидактической игры «Письмо мальчику Почемучке» январь

6. Разработка дидактической игры «Встреча с растением» март

7. КВН «Красота вокруг нас» апрель

8. Конкурс рисунков «Весенний пейзаж» май

9. Труд и наблюдение на приусадебном участке детского сада (посадка овощных культур и цветов) май-июнь

10. Развлечение «Саламандра – повелительница огня» август

11. Экскурсии на школьный опытный участок август-сентябрь

Заключительный этап (февраль – май 2024 уч. год)

Мероприятия Сроки

1. Викторина «Пусть исчезнет зло на свете, пусть с природой дружат дети»

февраль

2. Оформление альбома детских работ «Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб леса вокруг шумели» март-май

3. Оформление выставки «Мы – любители природы» (Книжки – самоделки, стихи, загадки, рассказы о растениях и животных). апрель

4. Развлечение «Чтоб продлить природе век, будь ей другом, человек» апрель

5. Подведение итогов проекта, мониторинг экологических знаний дошкольников

май

Ресурсное обеспечение:

Материально-техническая база:

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- уголок природы в группе;

- экологическая тропа на участке детского сада;

- огород на участке;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

- костюмы животных, растений.

Методическое:

- теоретическая и методическая литература,

- периодическая печать,

- материалы по передовому педагогическому опыту.

Информационное обслуживание проекта :

- Интернет-сайты;

- Выпуск фотоотчетов;

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Цель диагностики:

Выявление уровня экологической воспитанности дошкольников

Критерии сформированности

экологической воспитанности у детей :

Познавательный интерес к природе и ее изучению;

Знания об окружающей природе;

Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;

Проявление бережного отношения к природе;

Практические умения и навыки по охране природы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурштейн Л. М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М. : 1996.

2. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

3. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.

4. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

5. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

6. Кондратьева Н. Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

7. Л. П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.

8. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

9. Николаева С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. : Педагогическое общество России, 2003.

10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

11. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

12. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.

13. Петрова Н. А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.

14. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.

15. Н. А. Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA – PRESS 1998.

16. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002

17. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду. М. : 1993.

18. Рыжова Н. А., Наш дом природа. М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.

19. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт. -сост. Г. А. Лапшина. -2-е изд. -Волгоград: Учитель, 2009.

20. В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу», - Москва «Просвещение» 2002.

21. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленников, А. А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006

2. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011

3. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.

Часть 2, - М., Издательство: Баласс, 2006

4. Егупова В. А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

5. Поддубная Л. Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

6. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2011.

Публикации по теме:

«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников«Природа — наш дом». Программа по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста и младших школьников Программа по экологическому воспитанию "ПРИРОДА - НАШ ДОМ" «Человек! Возведи взор свой от земли к небу, — какой, удивления достойный,.

Акция в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников «Капелька»Акция в детском саду по экологическому воспитанию дошкольников «Капелька» Акция – это коллективная деятельность, предпринимаемая для достижения конкретной цели, она позволяет охватить детей и родителей группы и.

Мастер-класс «Коллективный коллаж по экологическому воспитанию «Природа и мы»Мастер-класс «Коллективный коллаж по экологическому воспитанию «Природа и мы» Наша планета. Есть одна планета — сад, В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных, Лишь на ней одной цветут,.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Наш дом — природа» ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» Занятие по экологическому воспитанию Тема: «Наш дом – природа» Воспитатель: Саакян К.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольниковОбобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами своей радостью. Много лет занимаюсь вопросами экологического воспитания дошкольников. Обобщая.

Опыт работы по экологическому воспитанию детей «Природа в развитии и воспитании ребенка» Тема: «Природа в развитии и воспитании ребенка». Автор опыта: воспитатель «Солодушинский детский сад» Куликова Анна Викторовна Место нахождения:.

Проект по экологическому воспитанию «Хлеб — наше богатство!» в старшей группеПроект по экологическому воспитанию «Хлеб — наше богатство!» в старшей группе Вид проект: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели. Тип проекта: краткосрочный 1.

Проект в средней группе «Хлеб — наше богатство» ВИД ПРОЕКТА: информационно-исследовательский. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный (2 недели). Участники проекта: дети средней группы,.

Проект по экологическому воспитанию «Зеленый дом»Проект по экологическому воспитанию «Зеленый дом» Проект "Зеленый дом" Тема проекта: "Формирование экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста". Руководитель проекта:.

Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» К Всемирному дню окружающей среды. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Природа — наше богатство»
Опубликовано: 13 мая 2021 в 11:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Природа — наше богатство»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Николаевна Лаптева (УИ 930911) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД