Росткова Валентина
Педагогический проект по ранней профориентации «Мы строители» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников
«Мы строители»
старшая группа
Актуальность
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление со строительными
Публикация «Педагогический проект по ранней профориентации „Мы строители“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Строитель. Знакомство с профессией
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
специальностями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир архитектуры, приобщение к его ценностям. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение строительных специальностей способствует развитию представлений об их значимости, ценности труда каждого мастера.
Все представления о разнообразии профессий у дошкольника ограничены его жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Целью нашего проекта стоит углубленное освещение профессии строителя, не только для расширения кругозора ребенка, но отчасти для будущей профориентации. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения. Эта работа начинается уже в детском саду. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Проблема: большинство детей дошкольного возраста имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях строителей.
Причины:
- недостаточность знаний у детей об особенностях профессии строителя;
- низкий словарный запас у детей по данной теме;
-незаинтересованность родителей в совместной игре с детьми в профессии.
Цель проекта : познакомить детей дошкольного возраста с профессиями строителя, ее особенностями и специальностями.
Задачи:
1. Сформировать представления детей о профессиональных действиях строителя, о том какие инструменты и машины используют в работе, значимости их труда в обществе;
2. Развивать словесно-логическое мышление и речь детей;
3. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности, заинтересовать родителей к совместной игре с детьми в профессии;
4. Воспитывать в детях чувство уважения к профессии строителя.
Мероприятия:
По задаче 1
1.1. Знакомство детей с детской литературой о труде взрослых, профессиях.
1.2. Беседа на тему: «Кем я хочу стать»
1.3. Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним
По задаче 2:
2.1. Создание игрового материала для уголка сюжетно-ролевых игр.
2.2. Создание и закупка игрового оборудования строителя.
2.3. Создать картотеку дидактических и сюжетно-ролевых игр, презентации, интерактивные игры, плакаты, фотографии,технологическую карту для детей.
2.4. Подобрать видео мультфильмы по теме проекта.
По задаче 3:
3.1. Провести анкетирование родителей
3.2. Проведение родительского собрания «Все профессии важны, все профессии нужны»,
3.3. Консультаций и рекомендации для родителей по теме.
Ресурсы:
Кадровые ресурсы: воспитатели группы, строительные организации, музыкальный руководитель.
Материально-технические ресурсы: помещение группы, видеопроектор, ноутбук, принтер, бумага, книги, материалы для проведения занятий, демонстрационные материалы, музыкальный зал, музыкальный центр, книги, материалы для проведения занятий,
Финансовые ресурсы: имеющаяся МТБ в ОО позволяет провести проект без дополнительных затрат.
Социальные ресурсы: воспитанники группы, родители воспитанников.
Продукты проекта : диагностический инструментарий, методические материалы по работе с детьми (конспекты НОД, беседы, сценарии мероприятий с детьми, картотека сюжетно-ролевыхи дидактических игр, мультфильмов, презентаций, детская литература по теме "Строитель", плакаты, фотографии специальностей строителей, технологические карты, маркеры игрового пространства, созданный своими руками и закупленный игровой материал.
Методические материалы по взаимодействию с родителями (конспекты родительского собрания, консультаций, рекомендации, анкеты).
Ожидаемые результаты:
• Расширение знания детей о профессии строитель.
• Пополнение словарного запаса на тему «Строитель».
• Воспитание у детей уважительного отношения к человеку труда.
• Повышение активности и заинтересованности родителей в жизни детского сада
Критерии эффективности:
• повышение уровня знаний детей, о специальностях строителей;
• наличие художественной и методической литературы видео и мультимедийным материалом, по проекту;
• наличие нового игрового материала по проекту;
• повышение педагогических знаний родителей по данной теме, заинтересованность родителей в проектной деятельности.
Календарный план
Действия по реализации проекта Сроки исполнения Ответственные
(ФИО, должность)
Вводная беседа: «Строительные профессии». Цель: познакомить детей с трудом строителя его трудовых действиях.
Чтение художественной литературы
Г. Люшнин. «Строители»; С. Баруздин «Строим дом».
Цель: расширение и уточнение знаний о строительных профессиях.
Презентация:
Знакомство с профессиями строителя.
Цель: закреплять знания детей о профессиях строителя
Дидактическая игра
Что будет, если?.
Цель: активизировать знания о строительных профессиях.
Консультация для родителей
Соц. акция 9 октября Сентябрь Воспитатель: Росткова В. Н.
Беседа «Главный архитектор»
Цель: расширить представление детей о профессии архитектора.
Физкультминутка строим новый дом
сюжетно-ролевая игра «Мы архитекторы»
чтение художественной литературы:
Шалаева Г. П. «Архитектор»
Дидактическая игра
Подбери глагол
Цель: закреплять представления о действиях, совершаемых строителями,
рассматривание иллюстраций и фотографий на тему "Строители"
Цель: активизировать и пополнять словарь глаголами.
Рассматривание иллюстраций
Анкетирование:
"Первые шаги в профориентации дошкольников"
Цель: выяснить у родителей о необходимости проводить в ДОУ работу по ранней профориентации дошкольников.
Консультация: знакомство детей с профессиями
Соц. акция 10 июня Октябрь Воспитатель:
Заостровцева Я. О.
НОД Тема: «Профессия каменщик»
Цели: расширить знания детей о специальности каменщика.
Беседа «Кто построил детский сад»
Дидактическая игра «Назови, какой дом» загадывание и отгадывание загадок.
Чтение художественной литературы:
Г. Люшнин. «Строители»;
Сюжетно-ролевая игра «Строители»
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»
«Каменщик» А. Макаров стихотворение
Игра «Кирпичная кладка» проверки внимательности и глазомера
Пополнение РППС спец. одежда
Создание картотеки дидактических игр Ноябрь Воспитатель: Росткова В. Н.
НОД Тема: «Кем быть?»
Цель: знакомство детей дошкольного возраста с профессией сварщика (изготовление сварочной маски)
просмотр мультфильма «Сварщик волшебник»,
загадки, пословицы. Декабрь Воспитатель:
Заостровцева Я. О.
родители
НОД Тем: Машинист крана (крановщик).
Цель: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о строительной профессии – машинист крана (крановщик).
Чтение стихотворений, загадок о профессиях.
Чтение Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»
Физкультминутка «Подъемный кран»
настольные игры «Кем быть?», «Угадай профессию», рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», беседы по ним.
наблюдение за транспортом на прогулке. Январь Воспитатель: Росткова В. Н.
НОД Тема: «Профессия - плотник»
Цель: продолжать знакомить детей с профессиями строителя.
Дидактическая игра – плотник «Инструменты»
Цель: Расширять у детей представления об инструментах
Физкультминутка «Дровосек»
Разгадывание кроссворда с ключевым словом «плотник»,
пословицы.
Пополнение РППС набор инструментов Февраль Воспитатель:
Заостровцева Я. О.
ОУ
НОД Тема: «Профессия штукатур-маляр»
Цель: познакомить детей со строительной профессией штукатур-маляр.
Физкультминутка «Маляры»
Дидактическая игра "Подбери нужный инструмент для строительства"
Родительское собрание
изготовление папки-передвижки на данную тему
Экскурсия к строящемуся дому.
Сказки, в которых описывается дом, материалы, из которых он сделан, назначение, («Теремок», «Кошкин дом», «Три медведя», «Морозко», «Лиса, заяц и петух», «Зимовье», «Рукавичка», «Три поросенка» и др.). Март Воспитатель:
Росткова В. Н
Настольные игры «Кем быть?
Беседа на тему: «Экскаваторщик»
Цель: закреплять знания о профессии экскаваторщик.
Рассматривание картинок на тему, загадывание загадок,
выставка транспорта.
Дидактическая игра: «Я крановщик»
цель: принимать на себя роль крановщика Апрель Воспитатель: Заостровцева Я. О.
Беседа на тему: «Я делаю бетон»
Цель: продолжать знакомить детей с профессиями на стройке
Презентация по теме, эксперимент изготовление бетона
Игра «Закончи пословицу»
БеседаТехника безопасности на стройке
Физкультминутка «Давайте поиграем в стройку»
Дидактическая игра “Какой дом?” Май Воспитатель:
Росткова В. Н.
Игровой час «Стройка»
Цель: развитие у детей игровых умений
Самостоятельная деятельность
С- р игры «Стройка»
Развлечение: «Путешествие в страну профессий»
Цель: расширять познавательный интерес к профессиям, формировать уважительное отношение к труду взрослых разных специальностей. Июнь, июль, август Воспитатель:
Заостровцева Я. О.
Результаты реализации проекта (какие изменения по сравнению с исходными данными были получены) и диагностический инструментарий для подтверждения их достижения.
Опрос:
1. Кто работает на стройке?
2. Какие специальности на стройке ты знаешь, архитектор, сварщик, бетонщик, крановщик, маляр.
3. Какую работу выполняет архитектор?
4. Что нужно для работы архитектору?
5. Какую работу выполняет плотник?
6. Что нужно для работы плотнику?
7. Какую работу выполняет каменщик?
8. Что нужно для работы каменщику?
9. Какую работу выполняет маляр?
10. Что нужно для работы маляру?
11. Какую работу выполняет крановщик?
12. Что нужно для работы крановщику?
13. Какую работу выполняет бетонщик?
14. Что нужно для работы бетонщику?
15. Какую работу выполняет экскаваторщик?
16. Что нужно для работы экскаваторщику?
17. Какую работу выполняет сварщик?
18. Что нужно для работы сварщику?
19. Зачем нужен труд строителей?
Риски проекта
Риски проекта Способы их устранения
Дети не заинтересуются предлагаемыми материалами. Мероприятия строить в интересной и занимательной форме с применениемновыхпедагогических технологии.
Недостаточная заинтересованность родителей темой проекта. Беседы, консультации, родительские собрания о необходимости сотрудничества достижения общих целей.
Пассивность социальных партнеров. Поиск путей взаимовыгодного сотрудничества.
Загруженность педагогов и детейучебнойдеятельностью, отсутствие времени на участие в проекте. Планирование основных мероприятий проекта с учетом календаря.
Литература:
1. Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 URL : https://zakonbase.ru/content/base/19378
2. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М. : Мозаика-Синтез, 2011 – 136 с.
3. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду.
Система работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2012
– 128 с.