Любовь Сазонова
Педагогический проект «Индивидуализация обучения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится:
«Одним из основных принципов дошкольного образования является: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования).
Публикация «Педагогический проект „Индивидуализация обучения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагога направлено на обеспечение активного участия ребёнка в учебном процессе»
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием как традиционных так и нетрадиционных техник изобразительной деятельности является наиболее благоприятной для проявления индивидуализации ребенка, творческого развития способностей детей, так как в ней особенно ярко проявляются разные стороны развития ребенка, развиваются специальные умения и навыки.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора – всё это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Кроме того, изобразительная деятельность – это проблемная деятельность для ребёнка: с самого начала ему предстоит выбор, так как в основе любого изображения лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск: как рассказать в рисунке всё, что хочу? Что рисовать? Чем рисовать? Как изобразить, чтобы было похоже? Как передать свои эмоции?
Для того чтобы индивидуализация могла состояться, от педагога требуется умение создать предметно- пространственную развивающую среду, в которой прежде всего должны учитываться потребности детей в свободном и самостоятельном использовании традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, смена которых систематически проводится в соответствии с темой недели.
Для того чтобы индивидуализация обучения могла состояться в ходе осуществления деятельности, эта деятельность должна быть гибкой.
Нетрадиционные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Основным критерием индивидуализации образовательного процесса является предоставление ребенку права выбора.
Как происходит индивидуализация в разных видах изобразительной деятельности: лепке, рисовании, аппликации.
В лепке дети получают возможность выбора материала и оборудования:
фигуры лепки и материала – стеки, пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и т. д. Например, на этой недели мы решили расширить представления детей о домашних животных - кошках. Проводится беседа на тему «Какие бывают кошки» : большие и маленькие (коты, кошки и котята). Дети рассказывают о своих питомцах. Рассматривают фотографии, иллюстрации, картинки с изображением кошек, находят отличия, определяют части тела – туловище, лапы, голова. Какой они формы. И завершающий этап - каждый из детей может выбрать подходящий материал, выбрать приём лепки и слепить любого животного из представителей кошачих – кота, кошку, котенка или целое семейство.
В аппликации дети также получают возможность выбора :
Бумага цветная, картон, природный и бросовый материал, ткани разнообразные салфетки, клей, ножницы, линейки.
В рисовании право выбора:
-инструмента - карандаши простые и цветные, кисти разные, способа рисования изображений, вида краски - гуашь, акварель ; материала в виде трафаретов, например «Рыбы» или «Бабочки» и другие материалы, такие как крупа, чайный пакетик, пищевой краситель.
Творческая деятельность может выполняться в небольших подгруппах.
Подгруппы из пяти- шести детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, Занятие в такой группе может быть повторено несколько раз так, чтобы все желающие могли поучаствовать в нем.
Во всех видах изобразительной деятельности дети имеют возможность выбора положения собственного тела (сидя, стоя и т. д.). Дети могут общаться, перемещаться, меняться материалами, помогать друг другу.
Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных работ, причём такой сложности, как они желают. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.
В результате каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания. И самое, главное, в процессе творческой деятельности ребенок забывает о своем страхе – а вдруг не получится.