Гунель Биннатова
Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Следопыты страны чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-5 лет «Следопыты страны чудес»
Актуальность
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Сухомлинский В. А.
Публикация «Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет „Следопыты страны чудес“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действий, переживаний.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно - исследовательская деятельность!
Основываясь на ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Исследовательская, поисковая активность - это естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира : рвет и комкает бумагу и смотрит, что из этого получится; проводит опыты с разными предметами; мешает песок с водой на участке, бросает камешки в лужу, измеряет глубину снежного покрова и т. д. Все это - объекты исследования.
Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными; при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения - представление результатов, полученных в исследовании, что в свою очередь приведет их к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Проблема: сегодня в дошкольном образовании особенно строго стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка способную к саморазвитию и самосовершенствованию, так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Экспериментальная деятельность – это не изолированный от других вид деятельности. Она тесно связана со всеми видами деятельности : наблюдением, трудом, речью и др. Основные методы и формы обучения подчинены решению этих задач. Она так же отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования.
Новизна: взаимодействия педагога с родителями по формированию познавательных интересов детей в познавательно-исследовательской деятельности как одной из составных условий успешности готовности к обучению детей в школе.
Гипотеза: использование методов исследовательского обучения в детском саду способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей дошкольного возраста.
Цель: развитие познавательных интересов, любознательности, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности, создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с родителями законными представителями.
Задачи:
организовать РППС группы по познавательно – исследовательской деятельности;
развивать интерес детей к исследовательскому поиску;
стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни;
организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;
развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Тип проекта : познавательно - исследовательский.
Объект исследования : исследовательская деятельность детей средней группы.
Общие сведения о проекте :
Место реализации: МАДОУ «Колокольчик» группа № 16.
По методу информационно – практический
По содержанию педагогический
По продолжительности: среднесрочный (сентябрь-ноябрь)
По форме реализации: групповой
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатель
Возраст детей: 4-5 лет
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Области интеграции: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предполагаемые результаты:
Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе - оформление уголка
по экспериментированию;
Формирование у детей предпосылок познавательно – исследовательской деятельности, активное участие в экспериментировании, заинтересованное участие детей в образовательном процессе.
Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
Рост уровня любознательности, наблюдательности.
Активизация речи детей, пополнение словарного запаса новыми понятиями. Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления исследовательской деятельности.
Методы проекта :
игровой;
творческий;
проблемное общение;
проблемно-поисковый;
опытно – экспериментальный;
использование ИКТ;
развивающие игры.
Этапы реализации проекта :
1 этап - информационный:
определение темы проекта, формулировка цели, определение
задачи проекта;
проработать и подобрать методическую литературу по данной
теме;
подготовить картотеку опытов и экспериментов, в соответствии
с возрастом детей;
организация развивающей среды в группе - оформление уголка
по экспериментированию;
провести наблюдения с детьми природных явлений в реальной
жизни;
анкетирование родителей. Оформление консультативного
материала для родителей.
дать рекомендации родителям проводить опыты и исследования
с детьми в домашних условиях.
подбор наглядно-дидактических пособий, методического и
демонстрационного материала, детской художественной литературы.
подбор оборудования и материалов для оснащения центра
экспериментальной деятельности.
разработка циклов НОД.
2 этап - содержательный.
Реализация запланированных мероприятий.
Привлечение родителей к участию в проекте.
Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с ФГОС ДО, т. е. с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, применялась интеграция образовательных областей:
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие НОД :
«Человек. Звук и слух»;
«Где прячутся детки?»;
«Металл. Его свойства и качества»;
«Вещество. Вода и ее свойства»;
«Воздух - невидимка».
Беседы:
«Кто улетит, кто останется?»;
«Почему все звучит?» ;
«Откуда берется ветер?»;
«Зачем звери меняют шубку?»;
«Почему все звучит?»
«Где работает воздух?»
«Что растворяется в воде?».
Опыты и эксперименты:
«Какая бывает земля?»;
«Загадочные пузырьки»;
«Где вода?»;
«Чем пахнет вода?»;
«Живой кусочек»;
«Для чего корешки?»
«Свойства мокрого песка»;
«Веер»;
«Как спрятать воздух?»;
«Тонет - не тонет».
Презентации:
«Путешествие маленькой капельки»;
«Воздух - невидимка».
Наблюдения:
«Почему падают листики с дерева?»;
«Рост и развитие растений».
Конструирование:
«Вертушка»;
«Кораблики»;
Речевое развитие Чтение художественной литературы:
А. Майков. «Осенние листья по ветру
кружат.»;
А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.»;
А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка.»;
С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете»;
Рассказ М. Дружинина «Супер - железяка»;
Детская энциклопедия «Все обо всем» сост.
О. И. Перфильев.
Социально – коммуникативное развитие Дидактические игры:
«Определи на ощупь»;
«Что изменилось?»;
«У кого колечко?»;
«У кого какие детки?»;
«Волшебный материал»;
«Морской бой»;
«Волшебные бутылочки»;
«Назови форму»;
«Угадай на вкус»;
«Отгадай по запаху»;
«Достань камешек».
Сюжетно – ролевые игры:
«Купание куклы – «неряшки»;
«Оденем Машу на прогулку»;
«Лаборатория Почемучки».
Магнитные и настольные игры:
«Рыбалка»;
«Лото»;
«Что из чего сделано»;
«Почемучка».
Ирга - драматизация:
«Три поросенка».
Трудовая деятельность :
«Уход за комнатными растениями»;
«Уборка рабочего инвентаря после использования».
Художественно-эстетическое развитие Аппликация:
«Шлепать весело по лужам»;
«Ёжик с грибами» (прир. матер.);
«Рыбки в аквариуме».
Рисование:
«Глиняные игрушки»;
«Веселый колокольчик»;
«Капелька- шалунья».
Оригами:
Зайка беленький»;
«Лодочка»
«Физическое развитие» Артикуляционная гимнастика:
«Ветерок»;
«Горка закрывается — открывается»;
«Подуй на чёлку!»;
«Грибок».
Пальчиковые игры:
«Солнышко и дождик»;
«Прогулка»;
«Огород»;
«Осенние листья»;
«Капель».
Физкультминутки:
«Листопад»;
«Ягоды»;
«Большой — маленький»;
«Клен»;
«Во дворе стоит сосна».
Подвижные игры:
«Удочка»;
«Птички и кошка»;
«К названному дереву беги»;
«Найди листок, как на дереве».
Оснащение развивающей предметно – пространственной среды :
Мини - центр: «Лаборатория следопытов» (экспериментальный центр)
Примерное оборудование для исследовательской деятельности :
Различные ёмкости;
Мерные ложки, воронки разного размера;
Перчатки, фартуки, головные уборы;
Пластиковые, резиновые трубочки;
Деревянные лопаточки, лопаточки, шпатели;
Пластиковые контейнеры;
Приборы - помощники: (увеличительные стекла, весы, песочные весы,
компас, магниты, телескоп, лупы, песочные часы, фонарик, свечи и др.);
Пластиковые разноцветные стеклышки;
Набор по экспериментированию «Подводный мир»;
Медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т. д.);
Кинетический песок, набор песка разного цвета;
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
Серии картин с изображением природных сообществ;
Журналы наблюдений.
Материалы для исследования :
Пищевые материалы: соль, сахар, кофе, чай, мука, шоколад.
Растворимые ароматические вещества: соли для ванн, детские шампуни и пенки;
Природные материалы: камешки разной величины, ракушки, каштан, шишки, жёлуди, кора деревьев, мох, глина, почва, семена, мел, листочки, перья и т. д.
Бросовый материал: различного вида и цвета бумага, вата, салфетки,
нитки, резина, поролон, кусочки ткани, меха, пробки и т. д.
Правила безопасности:
Работа под наблюдением взрослого;
Сначала спроси - потом экспериментируй;
Вещества для экспериментов брать ложечкой;
Не брать в рот ничего;
Не трогать глаза грязными руками.
Работа с родителями:
Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Совместно с родителями мы стараемся многое сделать для развития детей, используя естественные ситуации (по дороге домой или в детский сад, дома на кухне, в магазине, на прогулке). Детям очень интересны совместные занятия и мероприятия с родителями, с целью развития совместных интересов предложили родителям провести дома с детьми ряд опытов и исследований, ответить на некоторые вопросы, например: «Кому нужна вода- и ее роль в нашей жизни?», «Где можно найти воду дома, в природе?» и т. д. Именно поэтому, привлекаем родителей к совместному решению данных вопросов, используя следующие формы :
анкетирование «Детское экспериментирование в семье»;
родительского собрания на тему: «Как прекрасен этот мир, посмотри!»
домашнее задание по подготовке к мастер- классу: «Исследуем вместе» (представление презентаций);
мастер класс совместно с родителями и детьми : «Волшебница- вода»;
привлечь родителей к созданию познавательно- исследовательской среды;
консультация на тему: «Экспериментальная деятельность детей дома».
оформление фото - газеты: «Следопыты страны чудес»;
организация выставки совместно с родителями : «Осенняя фантазия».
3-этап - заключительный.
Презентация проекта;
Мастер- класс для родителей «Волшебница вода»;
Оформление фото - газеты: «Следопыты страны чудес»;
Итоговое мероприятие совместно с родителями: «В стране волшебства»;
Развлечение совместно с родителями: «В гости к Звездунову».
Вывод:
На протяжении реализации проекта дети, родители, воспитатель находились в тесном контакте. Для родителей и совместно с родителями были оформлены фото - выставки, родители представили свои мини - проекты, презентации по тематике. Они так же, как и дети были заинтересованы участием в проекте, выполнением домашнего задания, и с гордостью делились результатами своих исследований. Наш проект заинтересовал и привлек более 70% родителей.
Поэтому можно сделать вывод о том, что экспериментальная или познавательно – исследовательская деятельность может служить средством развития познавательных способностей для саморазвития дошкольника.
Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества
И в заключении хочу отметить, что работая в системе по внедрению познавательно - исследовательской деятельности в группе, дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Познавательно-исследовательская деятельность в группе позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем
Используемая литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста «Детство-пресс» методическое пособие с. 13,
3. Организация опытно- экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1,2/ Сост. Н. В. Нищеева. - СПБ. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2017.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005.
5. Н. А. Гуриенко планирование познавательно- исследовательской деятельности. Санкт-Петербург «Детство- Пресс» 2017.
6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду - М. :Сфера,2004.
7. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2004 - № 8 - с. 29 - 33.
8. Никонова Н. Лаборатория природы. // Дошкольное воспитание. 2004 - № 7 - с. 28 - 31.
9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации. / Под ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 2005.
10. Прохорова Л. Н., Балакшина Т. А. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира // Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / под ред. Прохоровой Л. Н. - Владимир, ВОИУУ, 2001.
11. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,
2011.
12. Использование интернет ресурсов.
Воспитатель
МАДОУ «Колокольчик» ___ Г. А. Биннатова.