Вера Шкиль
Планирование работы по познавательно-исследовательской деятельности по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое планирование по познавательно – исследовательской деятельности
в группе общеразвивающей направленности для детей 4 - 5 лет.
Месяц Неделя Число Тема образовательной деятельности Целевые ориентиры Оборудование Методическое обеспечение
Публикация «Планирование работы по познавательно-исследовательской деятельности по программе Н, Е, Вераксы „От рождения до школы“ 4–5 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Темочки
Сентябрь 1. «Наоборот» Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово. Картинки с изображением взрослых животных и их детёнышей, белый и чёрный кубики, одинаковые по величине, маленькая и большая куклы, длинная и короткая деревянная палочки, большой и маленький камушки одинакового цвета (галька, 2 чё рных шарика: маленький и большой; 2 белых шарика: маленький и большой. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Издательство Мозаика-синтез Москва 2015г. стр. 9
2. «Большой – маленький»
Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение». Большая и маленькая куклы, большая и маленькая пуговицы, маленькая и большая одежда для кукол, большие и маленькие предметы: коробочки, ложки, сумочки, карандашики, шарики, кубики, колечки. Платок из плотной ткани. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Издательство Мозаика-синтез Москва 2015г. стр. 12
3. «Превращения» Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действия превращения на основе употребления пар слов: «был-будет», «был-стал (станет)», например: тигрёнок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной. Картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных; пластилин, медицинский бинт, разрезанный на части по 5-10 см. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Издательство Мозаика-синтез Москва 2015г. стр. 14
4. «Схема превращений» Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения». Предметные картинки. Бумага, карандаши. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 17
Октябрь 1. «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга» Формирование представлений о наличии отличительных и сходных признаков у разных объектов. Формирование представлений о наличии отличительных и сходных признаков у одних и тех же объектов по прошествии времени, развитие диалектического действия объединение. Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников». Москва 2015г. стр. 54
2. «Развитие человека» Формирование представлений об одновременном сохранении и изменении характеристик объекта в ходе его развития. Развитие диалектического мыслительного действия объединение. Фотографии родителей воспитанников в разные периоды жизни (1 – 3 фото). Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников». Москва 2015г. стр. 60
3. «Я - маленький» Формирование представлений об одновременном сохранении и изменении характеристик объекта в ходе его развития. Развитие диалектического мыслительного действия объединение. Фотографии детей периода младенчества и раннего детства. Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников». Москва 2015г. стр. 59
4. «Я - взрослый» Формирование представлений об одновременном сохранении и изменении характеристик объекта в ходе его возрастного развития. Развитие диалектического мыслительного действия опосредствование. Бумага, цветные карандаши, фломастеры. Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников». Москва 2015г. стр. 61
5. «Имя человека» Формирование представлений об имени как знаке сохранения существенного в объекте. Развитие диалектического мыслительного действия объединение. Рисунки детей на тему: "Я- взрослый". Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников». Москва 2
2015г. стр. 64
Месяц Неделя Число Тема образовательной деятельности Целевые ориентиры Оборудование Методическое обеспечение
Ноябрь 1. «Лёд – вода» Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения». Лёд в целлофановом пакетике (или пробирка, наполненная льдом на одну треть) (на каждого ребёнка, две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года (на одной картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке; на другой замёрзшая речка, идёт снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки). Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Издательство Мозаика-синтез Москва 2015г. стр. 18
2. «Морозко» Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения. Две конфорки (с возможностью нагревания одной из них, два кружка – синий и красный, два кусочка льда. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 20
3. «Твёрдое – жидкое» Формирование представлений о твёрдых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения. Кусочек льда, камень (желательно с гранями, стакан молока, стакан воды (на каждого ребёнка). У воспитателя: стакан с водой, большой кусок льда квадратной формы, тазик с водой, камешек; картинки с изображением зимы и лета. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 22
4. «Снегурочка» Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения. Картонные кружки: один с изображением солнца, другой с изображением Деда Мороза. Картинки: Дед Мороз и Снегурочка, старик и старуха, горящий костёр, костёр, облачка в небе, облачков виде контура фигуры Снегурочки. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 24
Декабрь 1. «Жидкое – твёрдое» Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения. Стакан горячего компота, стакан с замороженным компотом. Кусочки парафина (на каждого ребёнка). Спиртовка лабораторная или электрическая плитка, стакан с холодной водой. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 26
2. «Нагревание – охлаждение» Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении, отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения. Картинки: Пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плита с дымящейся кастрюлей. Символ нагревания (тепла) – кружок картона с изображением солнца, символ охлаждения (холода) – кружок картона с изображением белых снежинок на синем фоне. Сахар, пробирка или стакан, спиртовка. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 29
3. «Испарение» Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лёд – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (тёплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию. Кусочки льда (на каждого ребёнка, стакан со льдом, плитка или спиртовка, небольшая кастрюля. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 31
4. «Золушка» Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование представлений об испарении жидкостей. Развитие способностей к преобразованию. Одеколон (или спирт) во флаконе, пипетка, блюдечки (на каждого ребёнка). Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 34
Месяц Неделя Число Тема образовательной деятельности Целевые ориентиры Оборудование Методическое обеспечение
Январь 2. «Выпаривание соли» Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию. Картинки с изображением моря, реки, соляного озера; соль, пробирка, спиртовка. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 37
3. «Стирка и глажение белья» Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию. Кукольные платье и штанишки, тазик с водой, горячий утюг; картинки: грязный ребёнок, чистый ребёнок. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 39
4. «Конденсация» Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию. Вода в чайнике или кастрюле, зеркало или стекло. Картинки: избушка на курьих ножках, Баба-яга, Настенька, ручеёк. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 41
Месяц Неделя Число Тема образовательной деятельности Целевые ориентиры Оборудование Методическое обеспечение
Февраль 1. «Змей Горыныч о трёх головах» Развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды – лёд, вода и пар. Развитие способностей к преобразованию. Кусочек льда, горячая плитка, картинки: Змей Горыныч с тремя головами, Иванушка и Настенька. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 43
2. «Лёд – вода – пар» Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. Символы: картонный синий квадрат – «лёд»; картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки – «вода»; вырезанное из белого картона облако; картонный кружок с изображением Деда Мороза на фоне снежинок; картонный кружок с изображением жёлтого солнца на красном фоне, от солнца идут лучи. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 45
3. «Игра в школу» Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды. У детей на столиках символы льда, воды и пара, у воспитателя символы нагревания и охлаждения, колокольчик, дудочка. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 48
4. Игра «Царство льда, воды и пара» Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений о знаках и символах. Символ нагревания и охлаждения (солнце и Дед Мороз, символика льда, воды, и пара, дудочка, колокольчик. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 51
Месяц Неделя Число Тема образовательной деятельности Целевые ориентиры Оборудование Методическое обеспечение
Март 1. Свойства веществ. Формирование представлений о свойствах твёрдых и жидких веществ. Развитию экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию. Деревянная палочка, кусок мела, кусок пластилина, стакан с водой, пустой стакан (на каждого ребёнка, кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, изображение бассейна, кубик. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 53
2. Строение веществ Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию. Речной песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа 3 или 5-кратного увеличения, по два стакана с тёплой водой, чайные ложки (на каждого ребёнка). Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников». Москва 2015г. стр. 56
3. Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной Закрепление представлений об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию. Пульверизатор с флаконом, на дне которого немного воды, резиновая груша. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 58
4. Воздух и его свойства Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию. Надувные резиновые игрушки, тазик с водой, картинки: водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 58
Апрель 1. Воздух вокруг нас Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. Стакан, вода в аквариуме, камушек, бумага, игрушечная ветряная мельница; картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолёт, птицы. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 63
2. Водолаз Декарта Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Бутылка (1 литр, кусок резины от воздушного шарика, нитки, колпчок или пробирка. "Водолаза Декарта" изготавливают следующим образом: в бутылку наливают воду, затем наливают воду в пробирку (меньше половины) и опускают пробирку в бутылку. далее стр. 64-65 Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 64
3. Плавание тел. Изготовление корабля. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Глубокая тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, металлические предметы-скрепки, кнопки; бумага; картинка с изображением парохода. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 66
4. Термометр Знакомство с термометрами. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. Термометры, чайные ложки (желательно из нержавеющей стали, по два стакана воды: горячей (40-50 град.) и холодной (из холодильника) (на каждого ребёнка). Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 68
5. Нагревание проволоки Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тел. Развитие способностей к преобразованию. Алюминиевая проволока (сечение 2-3 мм, длина 20-80 см, деревянный или пластмассовый кубик, кусок картона (на каждого, спички, коробок, свечка. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 70
Месяц Неделя Число Тема образовательной деятельности Целевые ориентиры Оборудование Методическое обеспечение
Май 1. Иванушка и молодильные яблоки Формирование представлений об испарении воды, паре. Развитие способностей к преобразованию. Пробирка или маленькая бутылочка, пробка, маленький ключ на верёвочке, спиртовка или свечка. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 72
2. Письмо к дракону Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию. Спиртовка или свечка, металлическая трубка или деревянная палка (20-40 см, обёрнутая бумагой, - письмо; картинки, соответствующие сюжетй сказки. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 74
3. Незнайка и мороженное Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию. Два кусочка мороженного, два маленьких блюдца, меховая варежка; мальчик в маечке и в трусиках; мальчик с зонтиком, в плаще, идёт дождь; осенний лес, опавшие листья; мальчик в зимней одежде. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (для занятий с детьми 4-7лет). Москва 2015г. стр. 75
4. Я в будущем Формирование представлений о вариативности путей развития. Развитие диалектических мыслительных действий превращение, опосредствование. Детские рисунки "Я - человек", бумага, цветные карандаши, фломастеры. Е. Е. Крашенинников, О. Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников». Москва 2015г. стр. 63