Эвелина Рогалева
IIчасть «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
2. Формирование професс-ной проблемы на основе проведенного анализа.
На основе проведенного анализа можно сформулировать профессиональную проблему. Усовершенствование системы работы по ознакомлению дошкольников с книжной культурой и развитию интереса к мифологической, познавательной, юмористической, лирической, фольклорной литературе и народным эпосам
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся
Публикация «IIчасть „Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с Книжной культурой“» размещена в разделах
В процессе внедрения Федерального Государственного Стандарта изменяются требования к результатам освоения Программы по усовершенствованию системы работы на формирование у детей дошкольного возраста интереса к книжной культуре в виде целевых ориентиров:
1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности (рассматривание книг, иллюстраций к произведениям, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (сюжетно-ролевой игре, драматизациях, общении, Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; может организовать игры с использованием речевок, считалок, загадок (подвижные, развивающие, сюжетно-ролевые, дидактические, драматизацию, следует правилам игры, замечает переживания сверстника во время игры, может помочь своему товарищу, умеет работать в команде, вести диалог, рассказать об игрушке, описать картину, рассказать по серии картинок.
2. Ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками, взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться при распределении ролей в сюжетно-ролевых играх и драматизациях, учитывать интересы и чувства других.
3. Ребенок, обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах игровой деятельности (драматизациях по прочитанным детским произведениям).
4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
5. Ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности игровой, коммуникативной.
6. Ребенок проявляет любознательность к содержанию книг, придумывает объяснение явлениям природы на основе прочитанных произведений (М. Пришвин «Золотой луг». Н. Некрасов «Перед дождем», поступках людей П. Ершов «Конек-Горбунок», обладает элементарными представлениями о социальном мире, как читатель способен выбирать самостоятельно художественное произведение или научное, рассказывает по памяти о героях произведений,
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Система работы по ознакомлению дошкольников с книжной культурой состоит из программы формирования у детей интереса к художественной и познавательной литературе, учить вслушиваться в ритм и мелодию поэтических текстов, развития литературной речи, приобщение к словесному искусству, знакомство с видами детской литературы (сказками, баснями, стихотворениями, произведениями о природе, животных и мире людей с подбором форм:
-Мультимедийное пособие («книга – лучший друг». «Что мы знаем о книге», «Кто создает книгу», «Путешествие в прошлое книги»). Цель: Формирование у дошкольников интереса к книжной культуре.
-Коммуникативные игры: «Назови доброго героя», «Доскажи словечко», и др,
Цель: Формирование у детей интереса к произведениям, культуру речи, умение отвечать на поставленный вопрос.
-Чтение, пересказ: Н. Носов «Фантазеры, «Огурцы», Т. Габбе «Самый красивый наряд на свете»
Цель: расширение кругозора дошкольников, формирование умения пересказывать отрывки из произведений, отвечать на вопросы.
Заучивание стихотворений «А. С. Пушкина «У Лукоморья.», Э Успенский «Память», С. Черный «Волшебник» и др.
Цель: Знакомить с поэтическими произведениями, совершенствовать навыки чтения стихотворений.
-Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин»
Цель: Формирование знаний о деятельности библиотекаря и сотрудников магазина.
-драматизации сказок, произведений6 «ш. Перро «мальчик спальчик, К. Ушинский «Чудесное яблоко» и др.
Цель: Совершенствование художественно-речевые исполнительские навыки в драматизации, прививать чуткость к литературно - поэтическому слову.
В программу включила :
-работа с детьми;
-работа с родителями;
-совместная работа с родителями и детьми,
-сотрудничество с сотрудниками библиотеки и сотрудниками книжного магазина.
В системе работы по формированию интереса к видам детской литературы откорректировала планы работы : тематический план с темами: «Книга - лучший друг», «С книгами знаться, ума набраться», «Путешествие по сказкам.
В перспективном планировании включила : тема:
1. «С книгами знаться, ума набраться
-рассказ педагога о биографии А. С. Пушкина;
-рассматривание иллюстраций –фотографий из книг, журналов А. С. Пушкин в детстве, юности т. д.
-заучивание стихотворения «Птичка»,
-беседы по сказкам,
-чтение произведений А. С. Пушкина: «У Лукоморья…», «Птичка», «Сказка о мертвой царевне» и др.
-мультимедийное пособие: «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»,
-драматизация стихотворения «У Лукоморья дуб…» ,
-продуктивная деятельность: лепка любимого героя из сказок А. С. Пушкина
2. неделя «Книга – лучший друг»
Знакомство с творчеством К. И. Чуковского:
-рассказ о творчестве К. И. Чуковского,
-чтение произведений К. И. Чуковского,
-рассматривание фотографий, иллюстраций к произведениям: «Телефон». «Федорино горе» и др. ,
-драматизация по произведению: «Телефон»,
-продуктивная деятельность: рисование «самый веселый герой в произведении «Мойдодыр» и др.
Разработаны конспекты деятельности с детьми: по ознакомлению с окружающим, «Плохие и хорошие книжки», коммуникации «Библиотекарь»
Тесно ведется работа с родителями. В уголок для родителей мы выставляем советы, пожеланию по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «О чем и как беседовать с детьми после чтения», Проводятся консультации на темы6 «Книга в жизни ребенка», «Место книги в режиме дня».
Особая роль принадлежит родительским собраниям – наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей. На родительских собраниях выступали с темами: «Книга начинается с детства», «Книга воспитывает», «Как научить ребенка любить книгу», «Через книгу к добру».
Цель: Повысить у родителей компетентность о важности книг, убедить, просветить и настроить на приобщение детей к книжной культуре для
развития у детей грамматически правильно построенной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса, способных активно слушать и вслушиваться в художественную речь, воспитывать воображение, культурного человека.
Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Поэтому совместно с родителями оформили книжный уголок разнообразной литературой по жанрам (стихи, рассказы, сказки, познавательные и развивающие книжки, а так же добавили разные типы книг (книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы, книжки-трафареты) в соответствии возраста и интересов детей. Так же оформили «Полочку умных книг», где разместили для детей справочно - энциклопедическую литературу.
В совместной работе с родителями и детьми проводятся выставки рисунков по произведениям А. С. Пушкина «Любимый герой сказки», К. И. Чуковского: «Веселый герой», «Добрые персонажи» в произведении Мойдодыр», выставки книг : «Познавательная литература», «Умные книги и журналы» и др.
Организовывали мастерские по ремонту книг. Дети в сотрудничестве с родителями, сами подбирали необходимый материал-бумагу по цвету и толщине, клей и т. п. Во время совместного труда они вспоминали содержание книг, делились впечатлениями о поступках героев. Это представляет более широкие возможности по формированию бережного отношения к книгам.
В систему работы включила сотрудничество с библиотекой и книжным магазином, чтоб приучить детей к книгам с малых лет (экскурсии, литературные викторины).
мультимедийное пособие «Книга - лучший В профессиональной педагогической деятельности с детьми использую :
(интерактивную доску, ТСО: магнитофон, проектор, МФУ) .
Использую средства для прослушивания сказок, стихотворений, мультимедийного пособия.
Совместно с психологом подобрали мониторинг под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. а. Васильевой: Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Составили карту по задачам ознакомления дошкольников с художественной литературой.
Цель диагностики: изучение показателей достижения детей и уровня их ознакомления с художественной литературой.
В процессе проведения мониторинга путем наблюдений за дошкольниками в системе ознакомления у детей интереса к книжной культуре в повседневной жизни детского сада получили данные: высокий уровень 22%; средний 64%; низкий 14%
Для ознакомления детей с видами художественной литературы, и формирования у дошкольника бережного отношения к книге, было разработано друг»
5. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Кадровые условия:
-повышение квалификации педагогов по курсу «Система работы по ознакомлению дошкольников с книжной культурой»;
-курсы современных педаг-ких технол-ий ИКТ.
Научно-метод-кие:
-подборка для исполь-ия педагогами метод-кой лите-ры по изучению приобщения дошкольников к художественной литературе:
«Обручи», «Дошкольное воспитание», Ребенок в детском саду». интернет-ресурсы, использование ИКТ.
Материально-технические:
-пополнение группы ТСО (компьютер, интерактивная доска;
-подобрать мультимедийное пособие, видеозаписи сказок и произ-ний. Мультфильмов;
-пополнить центры: «Библиотека» и «Книжный магазин» (игрушками, книгами разнообразных жанров детской литературы, атрибутами для сюжетно-ролевых игр и драматизаций, элементами одежды.
-приобретение детской художественной, познавательной и научной литературы в соответствии с возрастом детей и их интересов;
- пополнить разработками конспектов деятельности, развлечений, литературных вечеров, методичками, буклетами и др.
Нормативно-правовые аспекты:
-заключение договоров с библиотекой и книжным магазином для организации экскурсий.
Информационные:
Проведение собраний с родителями на тему: «Книга начинается с детства», «Книга воспитывает», «Как научить ребенка любить книгу», «Через книгу к добру»;
Организационные:
-организация встреч с работниками библиотеки и сотрудниками книжного магазина
- организация с родителями выставок рисунков по произведениям А. С. Пушкина «Любимый герой сказки», К. И. Чуковского: «Веселый герой», «Добрые персонажи» в произведении Мойдодыр», выставки книг: «Познавательная литература», «Умные книги и журналы» и др.