Надежда Вахрушева
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через знакомство с культурой народов, населяющих Пермский край
▼ Скачать + Заказать документы
Вахрушева Н. П.,
воспитатель МБДОУ
«ЦРР — д/с №210» г. Перми
Все мы живем в особое время, время, когда смешение языков, народов и культур достигло невиданного размаха. Как научиться понимать и принимать человека, живущего рядом с тобой и отличного от тебя. Когда-то в этом нам помогало интернациональное воспитание. Что же сейчас может занять пустую нишу? Формирование толерантности как качества личности, важного для создания позитивных отношений между людьми разных национальностей.
Публикация «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста через знакомство с культурой народов, населяющих Пермский край» размещена в разделах
- Пермский край
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Путь каждого человека в социум начинается с рождения. Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, нам, взрослым нужно окружить его любовью и красотой, которых особенно не хватает сегодняшним детям. С младшего возраста воспитатели учат детей элементарным навыкам взаимодействия в атмосфере добрососедства и понимания. Подрастают дети, усложняются задачи, которые ставят перед собой педагоги:
- сформировать у детей эмоционально-ценностное отношение к культуре родного края;
- способствовать налаживанию межличностных отношений;
- воспитывать чувство толерантности и уважение к другим людям.
Педагоги учат детей быть открытыми, относиться с понимание к другим народам, их истории и культуре, знакомят с основами человеческого общежития.
Свою работу в МБДОУ № 210 начинала со знакомства с историей Пермского края, где проживают люди разных национальностей: башкиры, удмурты, коми-пермяки. Создали в детском саду мини-музей «Изба», в котором наглядно в экспонатах представили мир предков, атмосферу старых традиций и обрядов, любовь народа к природе. Активное участие в оборудовании музея принимали сотрудники и родители воспитанников детского сада. На занятиях в музее дети учатся уважать традиции и историю русского народа, без чего невозможно принять культуру других народов.
Особым притяжением обладают экспонаты, изготовленные своими руками. Это кукла в русском народном костюме, а также первая кукла моей мамы, в традиционной одежде коми-народа, которой она играла в детстве.
Дети с удовольствием рассматривают кукол, сравнивают элементы одежды, отмечают различия в них при общем сходстве костюмов в целом. Они знают, что такими же орнаментами украшались предметы быта из дерева и меха.
Одно из центральных мест в нашем музее занимает кукла. Кукла с раннего возраста – спутник ребенка. Она открывает детям прекрасный мир народного искусства, несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии. С проектом «Традиционная русская кукла» приняла участие в городском конкурсе инновационных проектов в дошкольном образовании.
Знания детей об истории и культуре Пермского края пополняются и обогащаются в различных видах деятельности:
- На занятиях по развитию речи дети знакомятся с жизнью, бытом, культурой народов, проживающих в Пермском крае. Дети с интересом слушали коми-пермяцкие народные сказки : «Перя-богатырь», «Медвежья нянюшка», заучивали пословицы, колыбельные песни.
- На занятиях по изодеятельности дети прорисовывали народные орнаменты, отображали в рисунках сказочных героев.
Усвоенные знания и навыки дети применяют в самостоятельной творческой деятельности, а также в подготовке к праздникам и развлечениям.
Родители воспитанников активно включаются в совместную с детьми деятельность: шьют национальные костюмы, изготавливают атрибуты к детским спектаклям.
В сюжетно-ролевых играх дети используют свои знания, полученные на занятиях: едут в гости в город Кудымкар, становятся героями сказок, поют колыбельные песни при укладывании кукол спать.
Наш детский сад посещают дети разных национальностей, есть среди них и татары. Приобщая наших воспитанников к культуре этой национальности, мы учили их замечать общее и различное в сказках, игре, музыке, традициях, проявлять толерантное отношение к людям другой расы.
Знакомство детей с культурой других национальностей обогащает их знания, прививает уважение и взаимопонимание. Дети становятся отзывчивыми, доброжелательными. Формируется эмоционально окрашенные чувства причастности их к русской культуре и возможности соприкоснуться с другой культурой. Приобретение этих культурных ценностей способствует развитию духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть определяет меру общего развития ребенка.