Получи документы

НОД по ознакомлению с родной культурой «Традиции русской семьи» для детей старшего дошкольного возраста

Ааа
НОД по ознакомлению с родной культурой «Традиции русской семьи» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с историей и традициями русского народа.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа;

- формировать элементарные представления об истории Руси через знакомство с куклой-оберегом;

- обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;

- научить изготавливать народную куклу-оберег.

Развивающие:

- развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности;

Публикация «НОД по ознакомлению с родной культурой „Традиции русской семьи“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- расширять словарный запас детей;

- развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы работы с тканью;

- развивать мелкую моторику рук и кистей.

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус, умение видеть красоту;

- воспитывать самостоятельность, желание доводить начатое дело до логического завершения;

- воспитывать дружеские отношения.

Интеграция областей:

- Речевое развитие: расширение номинативного словаря и словаря признаков; введение в речь детей фразеологизмов.

- Социально-коммуникативное развитие: знакомство детей с русской-народной игрой, старорусскими традициями.

- Познавательное развитие : расширение представлений о русской культуре и традициях.

Методические приемы:

Словесный: беседа, использование словесно-художественного образа, художественное слово, вопросы, загадки, напоминания.

Наглядный: визуализация с помощью картинок (презентация) и наглядных образов.

Игровой: (наглядно-действейный метод)

практический: самостоятельное выполнение детьми задания.

Форма организации познавательной деятельности : подгрупповая форма организации деятельности детей.

Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется к детям, испытывающим трудности при выполнении практического задания с учетом возрастных особенностей.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Ребята, я приглашаю вас на необычное занятие. Сегодня предлагаю отправиться в стародавние времена.

II. Эмоционально-волевой тренинг.

Чтобы наше занятие прошло интересно и весело, я предлагаю встать в круг, взяться за руки и сказать всем вместе:

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Замечательно! Присаживайтесь на подушечки и посмотрите в окно. Какая же чудесная погода за окном: светит солнце, распускается зеленая листва.

Скажите, а какое сейчас время года? Правильно, весна. Это моя самая любимая пора. Все оживает и расцветает. А что вы можете сказать про весну, какая она бывает? (дождливая, солнечная, зеленая, нарядная, пышная, сухая, травянистая, цветоносная, яркая, буйная, звонкая, поющая, веселая, волшебная, праздничная, прекрасная, чудесная, соловьиная)

И в такой чудесный день мне бы хотелось поговорить с вами тоже о чем-то светлом, добром и прекрасном. А что может быть лучше и прекраснее родной земли, Родины? Скажите, как называется страна, в которой мы живем?

А кто знает, как наша государство называлось раньше, в старину? Правильно, оно называлось красивым словом Русь. Великая Русь.

А какие еще слова можно подобрать к слову Русь? Какая она, наша Родина? (могучая, златоглавая, святая, деревянная, березовая, былинная, сказочная, древняя).

Вот сколько много красивых слов можно сказать о нашей родной земле. И я предлагаю вам окунуться в старые, добрые времена на Руси.

- Как вы думаете, куда мы попали? Правильно, мы попали в старинную русскую избу, в которой раньше жили люди.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине.

И про эту старину

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

- Как вы думаете, из чего раньше делали дома? (из дерева, бревен). А если дом сделан из дерева, то он какой? (деревянный).

- А как назывались мастера, которые делали дома из дерева? (плотники)

Предлагаю вам сегодня побеседовать не только о людях, которые жили в старину, но и о семье и семейных русских традициях.

- Как вы считаете, люди, которые жили в этой избе, чужие или родные друг другу? Как можно их назвать одним словом? (семья) Прислушайтесь к этому слову: семь я. Это значит, что вы, как бы, повторяетесь в родной семье 7 раз. Приглядитесь повнимательней к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет ваших глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки.

- А вспомнить всех членов семьи вам помогут мои загадки:

III. Загадывание загадок.

Излучает она свет,

От улыбки ямочка.

Никого дороже нет,

Чем родная. (мамочка)

Угадайте, кто же это?

Добрый, сильный, ловкий, смелый,

Жду ответа я, ребята,

Молодцы! Конечно. (папа)

Всё хозяйство: лебеда,

Да хохлатка Рябушка,

Но ватрушками всегда

Нас накормит. (бабушка)

Мочит в теплом молоке

он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый. (дедушка)

Кто веселый карапузик

Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка -

Это младший мой. (братишка)

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться?

Очень модная девчонка -

Моя старшая. (сестренка)

Вот она какая семья!

- Детки, вы в детском саду проводите много времени, вы как одна большая семья. Живите дружно, любите и уважайте друг друга!

- А как, по-вашему, называется комната, в которой мы с вами очутились? (горница)

В старину на Руси только трудом держался дом. Семьи были большие, работы было много: коровушку покорми - подои, курочкам пшена насыпь, печку истопи, хлебушка испеки, дом подмети, дрова наруби - принеси, в ступице маслица сбей, ниточку шерстяную напряди.

- Обведите взглядом комнату и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно? (печь). Конечно, в старину говорили : "Печь - всему голова". Печь - это сердце дома. Она кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись.

Печка - древняя кормилица. Чем же могла печь накормить своих хозяев? что в ней готовили? (кашу, щи, пекли пироги и хлеб)

Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной. А как назывался мастер, который клал печи?

- Ребята, вспомните, в каких русских народных сказках мы встречаем образ печи7 (Гуси-лебеди, По щучьему велению, Колобок, Маша и медведь)

- На печи лежит отдыхает хозяин Гаврила, а рядом - его жена Марфа, еду на всю семью готовит. Посмотрите, во что одеты хозяева избы. Так раньше одевались люди на Руси. Основной частью одежды была рубашка или сорочка. Непременным атрибутом у мужчин был пояс или кушак, а женщины наряжались в сарафаны. Всю одежду люди изготавливали сами, затем украшали разными узорами. Полоса означала землю, крестик - воду, кружочек - солнышко - защиту.

- Что же еще вы видите в горнице?

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает? (прялка)

Долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно, шили одежду. Кудель - клочок шерсти нанизывали сверху прялки, вытягивали и скручивали ниточку, наматывали ее на веретено.

- Ребята, посмотрите, а что на столе у хозяев стоит? Во главе стола - самовар.

Выпускает жаркий пар

Древний чайник - самовар.

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, пирогами и блинами. самовар был символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

А это та посуда, которой раньше пользовались люди. Сделана она из дерева и глины. все это называется кухонная утварь. Как назывались мастера, которые делали посуду из глины? (гончары)

А я знаю интересную игру, которая называется "Гончары". Как раньше говорили на Руси: "Делу время - потехе час". Повеселим себя этой старинной русской игрой?

IV. Подвижная игра.

Тогда вставайте в круг, рассчитайтесь на 1 - 2. Вторые номера, поднимите руки, зайдите за первые.

- Хозяин, твой горшок?

- Мой.

- Почем продаешь?

- По 5 рублей.

- Ой, что то дорого, пойду к другому.

- Не уходи, постой, возьми мой. Смотри, какой он красивый.

- Ладно, беру.

Выходит из круга, Берет хозяина за правую руку. Они качают руками и говорят вместе со всеми детьми:

- Чичары, чичары, собирайтесь, гончары!

По мосту, по насту, по лебедю горазду. Вон!

Со словом «Вон!» Хозяин и купец разбегаются в разные стороны, обегают круг и возвращаются к горшку. Кто добежит первым, становится купцом, кто проиграл - горшком, а сидящий горшок становится хозяином.

- Отдохнули и хватит, а то мы можем разбудить ребеночка хозяев. Посмотрите, он спит в люльке.

В далекие времена придумали наши предки куклы - обереги. Люди всегда верили в духов, обожествляли живую и неживую природу. Делали таких кукол из куска материи, не сшивая, а просто туго скручивая ткань. Создавая куклу, мастерица нашептывала разные заговоры - наговоры. кукла - оберег не имела лица. Считалось, что кукла с лицом может сглазить, принести несчастье ребенку.

Самый первый оберег младенца был кукла - пеленашка. Ее делали перед появлением ребеночка на свет, клали в колыбель, чтоб злой дух не поселился в ней. Такая кукла оберегала сон малыша.

V. Показ презентации.

- Давайте посмотрим, каких кукол делали раньше на Руси. (дети садятся, презентация)

- Посмотрите, каких кукол я привезла для вас из поездки по волшебной земле России Карелии. Этих кукол меня научили делать местные народные мастерицы. А вы хотели бы тоже сами сделать такую куклу? Тогда приглашаю вас в нашу мастерскую. Работа предстоит не простая, по- этому давайте разомнем наши пальчики.

VI. Пальчиковая гимнастика "Наша семья".

Мама лепит пирожки (имитируем лепку пирожков)

Папа полку мастерит (ударяем кулачками друг о друга)

Дед в очках читает книжку (имитируем руками очки)

Шьет бабуля мне штанишки (имитируем шитье иголкой)

Моет пол сестричка Маша (трем ладонями друг о друга)

Трудится семья вся наша (соединяем руки между собой, скрестив пальцы)

На лужок я побежал (бежим 2 пальчиками до локтя)

Всем большой букет нарвал! (составляем букет из рук)

VII. Продуктивная деятельность.

Изготовление куклы.

Оценка результатов.

- Ну вот и подходит к концу наше занятие и я предлагаю вам сделать завершающий ритуал. (садимся в кружок возле свечи)

VIII. Релаксация и рефлексия.

- Эта свеча - символ домашнего очага, домашнего тепла, ведь для нас наш детский сад - второй дом. Пусть эта свеча согревает всех нас в трудную минуту, дает нам жизненного света и тепла! А сейчас закройте глаза, представьте, как горит свеча, почуствуйте, что мы одно целое, одна семья. каждый из вас важен и значен в нашей семье. Вас любят, о вас заботятся в детском саду и дома, и вы должны отвечать тем же.

- Спасибо вам. Мне было приятно с вами общаться.

Итог занятия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Строительство дома для родной семьи» Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Строительство дома для родной семьи» Цель. Закрепить знания детей о профессии строителей.

Сценарий развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Традиции русской кухни» Программное содержание: Знакомить детей с особенностями национальной кухни, традициями гостеприимства. Материалы к развлечению: Каравай.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ознакомлению с родной культурой «Традиции русской семьи» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 июня 2015 в 09:13
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по ознакомлению с родной культурой «Традиции русской семьи» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ааа в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД