наталья сараева
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Дошкольник старшего возраста, приученный к книге, обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного, "проживать" его. Книга, дает возможность домыслить, она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, учит анализировать, закладывать в дошкольнике нравственные и культурные ценности.
Публикация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой» размещена в разделах
В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача знакомства дошкольников с книжной культурой в образовательную область «Речевое развитие», главной целью, которой является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлено развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
К сожалению, родители в силу своей занятости не уделяют должного внимания чтению книг с детьми, составлению рассказов и сказок. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Все чаще первое знакомство дошкольников старшего возраста с классической литературой происходит через интернет и телевидение. От нас, педагогов, зависит, как сложатся у дошкольника первые «отношения» с книгой. Чтобы воспитать читателя в ребенке, мы должны сами проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, уметь интересно беседовать с ребенком и помогать осмысливать произведение. Еще П. Вяземский писал:
Где есть поветрие на чтенье,
В чести там грамота, перо,
Где грамота, там просвещенье,
Где просвещенье – там добро.
Приобщение ребёнка к книге, к чтению, позволяет заложить базовую основу его общей культуры и поэтому рассматривается как одна из актуальнейших задач речевого развития дошкольников. ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» знакомство детей с книжной культурой. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность исследуемой темы.
Ознакомление детей с основами книжной культуры выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно-речевого развития ребенка, помогает ему быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения окружающий, подражать, в том числе и героям книг. Задачи, решаемые организацией работы по приобщению к книжной культуре, требуют от педагога организации совместной деятельности с детьми художественно-речевой деятельности, ведь чтение для дошкольников – это прежде всего общение с книгой и другими читателями.
Именно совместное решение задач художественно-эстетического воспитания и познавательно-речевого развития дошкольников в процессе чтения художественной литературы позволяет нам говорить о качестве работы по ознакомлению дошкольников с книжной культурой.
Анализ недостатков в результатах образовательного процесса:
у детей отсутствует глубокий интерес к печатной книге;
дошкольники недостаточно знакомы с произведениями детской литературы;
у воспитанников в меньшей степени развита интонационная выразительность речи.
Недостатки в основном процессе:
система работы по ознакомлению дошкольников с книжной культуры не включена в ООП ДОО,
отсутствие взаимодействия между педагогами по организации читательской деятельности.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
отсутствие методической литературы в соответствие с ФГОС ДО,
недостаток в технических средствах обучения.
Таким образом, успешное ознакомление и овладение дошкольниками книжной культурой возможно при наличии у них интереса к познанию, достаточным развитием устной речи, однако в образовательном процессе реализация системы работы затрудняется низкой мотивацией дошкольников, из-за отсутствия квалификации воспитателей по данной проблеме, недостатка методической, художественной литературы, технических средств обучения, взаимодействия педагогов ДОУ.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проделанного анализа
Усовершенствование системы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у воспитанников
Целевые ориентиры Конкретизация Проявление
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребенка складываются предпосылки грамотности Может организовать диалог с детьми по поводу проблем затронутых в произведении, выразительности текста, особенности его звучания. Участвует в совместном обсуждении прочитанного. Озвучивание, иллюстрирование прочитанных книг, творческие игры, дидактические игры.
знаком с произведениями детской литературы. Может назвать автора книги, узнает название произведения по иллюстрации, пересказывает сюжет рассказа. Декламация, чтение наизусть, рассматривание иллюстраций, перессказывание с использованием иллюстраций
ребенок проявляет любознательность Знает где приобретается литература, знаком с основами бережного отношения к книге Посещает детскую библиотеку.
выявление и осознание ребенком своих творческих способностей, художественного вкуса Знаком с рифмой, может назвать любимую книгу и автора, выполняет творческие задания Игры в рифмы, участие в создание рукописной книги.
4. Характеристика изменений в образовательном процессе
В содержании образовательного процесса следует изменить:
1. Организация взаимодействия с детской библиотекой, проведение совместных мероприятий, экскурсий «Мои любимые сказки», «Герои любимых книг»;
2. Организация проекта по теме «Подари книге новую жизнь»;
3. Организация конкурсов: «Мой Пушкин», «Конкурс стихов»;
4. Организация непосредственно-образовательной деятельности по темам: «Литературный калейдоскоп», «Как рождается книга»;
5. Организация тематических книжных выставок. Например, «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки», «Книги, прочитанные в сентябре».
6. Внедрение мультимедийных пособий.
Педагоги должны повысить свою компетентность в соответствии с ФГОС:
- Понять природу читательской деятельности (А. А. Леонтьев «Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии»,
- Ознакомится с положениями ФГОС ДО и методическим сопровождением;
- Выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Организовать сотрудничество с детской библиотекой.
В средствах и методах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:
1. Создание библиотеки и комнаты для чтения книг для детей в ДОО;
2. Обогащение предметно-развивающей среды играми, иллюстрациями в работе с книгой;
3. Расширение теоретических методов обучения: демонстрация репродукций посредством слайдовой презентации, беседы с детьми в ходе режимных моментов, ситуативные беседы;
4. Использование дидактические пособий: «Путешествие в сказку», «Назови героя книги»;
5. Создание сборника для детей, родителей и педагогов «Мои первые книжки»;
6. Составление кроссвордов и ребусов по мотивам сказок и детских рассказов;
7. Изготовление рукописных книг, выпуск газеты: «Мы читаем»;
8. Организация в совместной деятельности многократного чтения, рассказывания в разных условиях;
9. Использование в работе интерактивной доски.
10. «Оживление» иллюстраций, проигрывание сцен, ролевые, творческие литературные игры: «Книжный магазин», «Как звучит сказка», игры-путешествия и др.
Работа с воспитанниками :
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой включает в себя следующие технологии и методики:
• Приемы работы с текстом по осмыслению содержания: рассказ о герое, событии; обсуждение поступка героя, выборочный пересказ, постановка вопросов к тексту, ответы на вопросы и др;
• Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
• Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
• Иллюстрирование, составление диафильма, комиксов по сказкам «Телефон», «Доктор Айболит» и др. ;
• Игровой метод: путешествие по книжным островам : «Ремонт книги», «Играй-ка», «Остров умных библиотекарей», «Книгочей»;
• Составление пазлов со сказочными картинками,
• Организация праздника «Моя любимая книга».
Сотрудничество с родителями
• Родительское собрание с проведением анкетирования «Читаем дома».
• Консультации: «Приобщение детей к книжной культуре», «Техника выразительного чтения».
• Совместное посещение детской библиотеки.
• Участие в конкурсе рукописной книги.
• Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды.
Частое и регулярное чтение литературных текстов, умелое их сочетание с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мир, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Контроль
Для выяснения эффективности системы проводимой педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой необходимо проведение мониторинга. Можно использовать методику Т. П. Романовой «Формирование интереса и потребности в чтении».
Беседа-опрос детей по теме «Ознакомление с художественной литературой» (Романова Т. П.)
Цель: Выявить у ребёнка уровень сформированности интереса к художественной литературе и потребности в чтении.
Анкета для родителей по теме «Ребёнок и книга» (Романова Т. П.).
Цель: Выявить уровень заинтересованности родителей в формировании у ребёнка интереса к чтению художественной литературы.