светлана камаева
Педагогический проект «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Общеизвестно, что в возрасте 2 – 3 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик. И обозначает себя соответствующим образом. В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость или идентичность (психологическое ощущение ребенком себя, будущим мужчиной или женщиной). Детям становится понятно, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Публикация «Педагогический проект „Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Однако содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению многих исследователей, приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола.
Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребенка происходит уже к 3 – 4 годам, то есть к концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (брань, курение и т. д.). Ребенок еще и не использует эти символы «мужественности» и «женственности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. И поэтому важно ориентировать ребенка на ценности своего пола не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Кроме того, анкетирование, проведенное среди родителей наших воспитанников, показало, что 30% из 46 опрошенных респондентов считают, что разницы в воспитании мальчиков и девочек в дошкольном возрасте быть не должно, 17% родителей считают, что многое ребенок черпает из семьи и специально работать над формированием каких-либо мужских или женских качеств не нужно. Эти данные свидетельствуют о необходимости проведения специальной работы с родителями.
Объектом исследования выступает процесс формирования гендерной устойчивости детей младшего дошкольного возраста.
Предметом – условия гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Целью данной работы является проектирование воспитательно-образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию у них гендерной идентичности, апробирование ее на практике.
Реализации цели способствует решение следующих задач:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, выявление сущности понятий: «гендерное воспитание», «гендерная идентичность», «условия для развития гендерной идентичности дошкольников», для создания более полного представления об аспектах гендерного воспитания детей младшего дошкольного возраста;
2. Разработать и реализовать в педагогической практике перспективный план мероприятий с детьми младшего дошкольного возраста;
3. Провести мониторинг эффективности реализации комплекса мероприятий направленных на развитие гендерной устойчивости детей 3 – 4 лет;
4. Проанализировать результаты достижений мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста при реализации разработанного комплекса мероприятий.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, опыт работы позволяет выдвинуть следующую гипотезу: процесс формирования у детей гендерной идентичности будет протекать успешно и своевременно, если для этого будут созданы условия, как в семье, так и в дошкольном учреждении.
Предметно-развивающая среда как одно из условий гендерного развития детей младшего дошкольного возраста
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний, удовлетворения интересов и получения социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника (физическая, игровая, умственная и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей и интересов. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Работу для создания благоприятных условий гендерного воспитания необходимо начинать с дизайна помещения. Ведь помещение, в котором проводят время дети – это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все начинается от стен, мебели и заканчивается игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. И то, что смогут увидеть девочки и мальчики из этого окна повлияет на формирование их вкусов, взглядов, уверенности в себе и своих возможностях и многого другого, что связано с развитием личности маленького ребенка. Одной из важных задач, которую надо решать при воспитании детей 3 – 4 лет, является внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков.
Вместе с тем при воспитании детей с учетом их гендерных особенностей решающая роль принадлежит все же оснащению группы. Поэтому первоочередной задачей стоящей перед педагогами работающими с детьми 3 – 4 лет, является создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды.
Материалы и оборудование, которыми будут пользоваться девочки и мальчики (мягкие игрушки, настольные игры, книги и т. п., располагаются в группе по договоренности, существуют специальные игровые уголки для мальчиков и девочек.
При подборе материалов необходимо учитывать тот факт, что девочки и мальчики 3- 4 лет не могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу, без опоры на ролевые атрибуты.
С детьми этого возраста в детском саду должен ежедневно играть воспитатель, а в семье – родители.
Формировать и развивать гендерную идентичность детей младшего дошкольного возраста возможно через различные виды детской деятельности. В особенности через игровую и продуктивную деятельность.
Чтобы осуществлять воспитание детей 3 – 4 лет с учетом их гендерных особенностей, у воспитателя должна быть сформирована гендерная компетентность. Под гендерной компетентностью мы понимаем информированность педагога относительно того, что понятие гендер охватывает круг психосоциальных и социокультурных характеристик, ассоциирующихся с мужским или женским полом в рамках определенной культуры, и умение использовать эти знания на практике.
Кроме педагога заниматься гендерным воспитанием ребенка, должны и родители. Для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка 3 – 4 лет с учетом его гендерных особенностей в семье, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, то есть компетентными. При этом гендерная компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального и психолого-педагогического плана.
Родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей младшего дошкольного возраста. Но нередко родители перекладывают ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания. Поэтому организация системной поддержки гендерной идентичности детей 3 -4 лет в семье это сложная и подчас недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственного желания родителей научиться и от желания сотрудничать с педагогом.
Итак, чтобы воспитать детей 3 – 4 лет с учетом их гендерных особенностей, необходимо создать определенные условия, речь о которых шла выше. Если педагогу удалось создать такие условия и приобщить родителей к совместной работе, то вопрос о гендерном воспитании будет решаться без особых трудностей. И к семи годам мы получим развитых мальчиков и девочек, четко знающих, к какому полу они относятся и обладающих навыками поведения присущими именно их полу.