Екатерина Гутник
Педагогический проект «Волшебный декупаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Колосок»
Педагогический проект
на тему:«Волшебный декупаж».
(Средняя группа)
Автор проекта :
Воспитатель : Гутник Екатерина Сергеевна
Содержание проекта
Актуальность реализации проекта :
Публикация «Педагогический проект „Волшебный декупаж“» размещена в разделах
Работая с детьми средней группы, я заметила, что не все дети могут самостоятельно выбирать изобразительные материалы и располагать изображение на листе, не проявляют фантазию и художественное творчество. Поэтому я решила познакомить детей с техникой «Декупаж», которая, на мой взгляд, поможет детям развить творческие способности, фантазию.
Для решения этой проблемы я работала с детьми над проектом «Волшебный декупаж», в котором уделила внимание развитию творческих способностей у детей через технику «Декупаж».
Известный педагог-новатор Ш. А. Амонашвили отмечал, что дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу.
Поэтому педагогу необходимо создать такие условия, которые могли бы реализовать весь положительный потенциал ребенка как творческой личности и помочь ему адаптироваться в социальной жизни.
Способность к творческой деятельности вызывает успех, который в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Художественная деятельность является эффективным средством воспитания культуры чувств, познавательной активности, развития творческого потенциала подрастающего поколения;
Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется и совершенствуется.
Проблема:
- неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
- пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении;
- низкое умение экспериментировать с изобразительными материалами;
- недостаточное проявление фантазии, художественного творчества.
Цель : эстетическое развитие детей подготовительной группы посредством техники «Декупаж».
Реализацию цели решала через следующие задачи:
• повысить интерес детей к аппликации, в частности к созданию декоративного образа;
• развивать художественное восприятие в процессе ознакомления с техникой «Декупаж», подвести детей к осмыслению динамики, фактуры, ритма, материала, как средств выразительности;
• формировать умение создавать декоративный образ в аппликации, используя разнообразные средства образной выразительности.
В проектной деятельности содержания техники «Декупаж» исходила из следующих положений:
-необходимости расширения опыта у детей подготовительной группы в использовании различных способов создания декоративного образа, а также развития интереса к выражению собственных замыслов в технике «Декупаж»;
-инициирование и предоставление самостоятельности детям на различных уровнях в процессе художественного восприятия, изобразительной деятельности;
-варьирование содержания игр, упражнений, занятий для более индивидуально-дифференцированного подхода к освоению дошкольниками художественного опыта;
-реализация подхода для формирования универсальных учебных действий, определяющих способность ребенка учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира;
-сотворчество родителей и детей.
Новизна:
Техника «Декупаж» ранее не использовалась на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Тип проекта - познавательный, творческий, информационно-исследовательский.
Сроки реализации-краткосрочный.
Вид проекта-групповой.
Предполагаемый результат
В результате работы по данной теме у детей:
-развивается ассоциативное мышление в процессе восприятия художественных произведений;
-обогащается опыт составлений композиций и использование нетрадиционных методов рисования;
-ребенок осознает себя в реальном мире;
-развивается интерес и эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира и произведений искусств;
-дети активно в самостоятельной деятельности используют приобретённый опыт.
Режим работы:во время и вне занятий.
Участники проекта- воспитатель, дети (возраст 4-5 лет, родители воспитанников.
План работы.
Для повышения интереса к аппликации, желанию экспериментировать с художественными материалами и для развития художественного восприятия, я решила использовать технику «Декупаж».
Декупаж – это техника украшения аппликации декорированием с помощью вырезанных бумажных мотивов. Самый популярный материал для декупажа, это трехслойные салфетки. Отсюда и другое название – салфеточная техника.
Декупаж – высокое искусство аппликации.
Википедия рассказывает нам, что декупаж (фр. Decouper – вырезать) – декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулезном вырезании изображений из различных материалов (дерева, кожи, тканей, бумаги и т. п., которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.
За скупыми фразами официальных определений и формулировок скрывается интереснейшее и очень выразительное искусство, которое не оставляет равнодушным множество последователей, ценителей мастеров.
Декупаж может быть как самостоятельным видом творчества, так и использоваться в сочетании с различными видами и стилями росписи, органично дополняя друг друга.
Для декорирования в технологии «декупаж» используются различные шкатулки, предметы интерьера, декоративные доски и многое, многое другое.
С точки зрения педагогической практики «декупаж» является интересной техникой для детей. Техника достаточно проста в освоении и ребенок, не отвлекаясь на свойства материала, полностью занят основной задачей – выстраиванием тональных и колористических ритмов.
Работа именно с «декупажем», как с аппликацией и коллажной техникой, позволяет кроме прочего прививать детям внимание к выразительным характеристикам фактур. Также работы, выполненные детьми в декупажной технике, выглядят более современно и лучше, воспринимаются родителями детей.
Техника эта способствовала развитию мелкой моторики (необходимость работы с тонкой бумагой, к тому же она позволяет делать законченные работы, что важно для работы с детьми.
Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, предмет, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать. Его можно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребёнок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.
Материал и оборудование:
-предмет для декорирования;
-трёхслойные салфетки;
-ножницы;
-клей ПВА,
-кисточки;
-губка;
-гуашь;
-лак (используется только воспитателем в отсутствии детей).
Мастера, работающие в технике «Декупаж», используют акриловые краски. Учитывая материальное положение родителей, мне показалось, что использовать акриловые краски дороговато. Я поэкспериментировала и заменила акриловые краски на гуашь.
Технология работы:
Работа над декорированием предметов выполняется в определённой последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует соблюдать:
1) выбираем предмет для декорирования (например, блюдце);
2) грунтуем (клей ПВА смешать с белой гуашью в равных долях);
3) трёхслойные салфетки с рисунками (выбираем элементы рисунка);
4) вырезаем или обрываем по краю рисунка;
5) отслаиваем салфетку (нам нужен только первый слой рисунка);
6) на высушенной поверхности блюдца накладываем элементы рисунка по замыслу;
7) клей ПВА наносим поверх элемента салфетки, используя синтетическую кисточку;
8) фон создаем щетинной кисточкой методом «тычка» (или другими нетрадиционными методами, а затем дорисовываем, что считаем нужным (прожилки, завиточки т. д.);
9) заключительный этап работы - нанесение лака, выполняет только воспитатель в отсутствии детей.
Подготовительная работа.
Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы. Провести работу по подбору необходимой литературы, иллюстрационного материала. Подготовить наглядные пособия для игровой и продуктивной деятельности.
Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а также нетрадиционного бросового материала и природного материала для игровой и продуктивной деятельности.
Работу проводила одновременно по трем направлениям:
-работа с детьми;
-обогащение предметно-развивающей среды;
-работа с родителями.
В работе с детьми использовала следующие методы:
- знакомство с историей возникновения техники «Декупаж», рассматривание картин, фотографий по теме,
-чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами;
- проведение дидактических или подвижных игр и т. д.
- рассматривание произведений искусства
- занятия с использованием слайдов,
-просмотр иллюстраций, открыток,
-просмотр мастер-классов;
-рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства;
- беседы с детьми ;
- дидактические игры;
- наблюдения;
- упражнения для мелкой моторики;
- образец;
-показ способов изображения;
-декорирование на картоне;
-декорирование пластиковых тарелок,
-декорирование коробок;
-слушание музыки;
- проведение занятий в разной игровой форме (в виде путешествия, шоу- игры и т. д.);
-проведение выставок;
-взаимодействие с родителями воспитанников;
- использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации.
Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводя некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.
Работа проводилась в три этапа.
На первом этапе расширение представления детей о содержании деятельности декоратора, в частности создания образов в технике «декупаж»; экспериментирование с различными материалами и инструментами, расширение знаний детей в использовании нетрадиционных способов рисования.
На втором этапе формирование умения создавать образ в салфеточной аппликации; в условиях совместной деятельности согласовывать свой замысел с замыслом других детей и взрослых.
На третьем этапе реализация творческих замыслов самостоятельно: создание декоративных изделий для кукольных интерьеров, украшений в подарок. Было проведено итоговое занятие на тему «Декупаж подставок для чашек».
Итоги проектной деятельности показали, что:
-у детей развилось ассоциативное мышление в процессе восприятия художественных произведений;
-возросла выразительность образов в декоративной технике;
-обогатились знания детей о средствах художественной изобразительности;
-расширился опыт составления композиций и использование нетрадиционных методов рисования;
-развился интерес и эмоциональная отзывчивость на красоту окружающего мира и произведений искусств;
-у детей и их родителей значительно возрос интерес к работе в технике «Декупаж».
Важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда в детском саду. Прежде всего, я приступила к созданию условий, необходимых для занятий изобразительной деятельности. Собрала в одном удобном и доступном для детей месте нужные для изобразительной деятельности инструменты и материалы. Опираясь на принципы построения предметно-развивающей среды, в группе создано всё необходимое для творческой деятельности детей. Специально отведён уголок для работы в технике «Декупаж». Я слежу за зоной продуктивного творчества, за тем, чтобы все материалы были в достаточном количестве и в рабочем состоянии.
Создания такого уголка просто необходимо для развития творческих способностей у детей. Подталкивая их к самостоятельности, расширяется и предметно-пространственная среда группы. Дети, получая знания, применяют их и в самостоятельной деятельности, проводя опыты под моим наблюдением и самостоятельно.
Здесь дошкольники чувствуют себя более раскрепощёнными, свободно мыслят. На занятиях более плодотворно и результативно выполняют самостоятельные работы. Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса – ребёнком и взрослым, ребёнком и ребёнком.
«Декупаж», результатом которой были мини-выставки по следующим темам: «Волшебный декупаж», «Мы – декораторы», у многих из них появилась увлеченность этим процессом и заинтересованность в конечном результате.
Работа в технике «Декупаж» обеспечивает общекультурную подготовку, прикладную и практическую направленность дошкольного образования, что определено в стандартах.
Уверена, что данный проект может быть успешно использован и станет большим подспорьем в оформлении как групповых помещений, так и интерьера детского сада.
Важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда в детском саду. Прежде всего, я приступила к созданию условий, необходимых для занятий изобразительной деятельности. Собрала в одном удобном и доступном для детей месте нужные для изобразительной деятельности инструменты и материалы. Опираясь на принципы построения предметно-развивающей среды, в группе создано всё необходимое для творческой деятельности детей. Специально отведён уголок для работы в технике «Декупаж». Я слежу за зоной продуктивного творчества, за тем, чтобы все материалы были в достаточном количестве и в рабочем состоянии.
Создания такого уголка просто необходимо для развития творческих способностей у детей. Подталкивая их к самостоятельности, расширяется и предметно-пространственная среда группы. Дети, получая знания, применяют их и в самостоятельной деятельности, проводя опыты под моим наблюдением и самостоятельно.
Здесь дошкольники чувствуют себя более раскрепощёнными, свободно мыслят. На занятиях более плодотворно и результативно выполняют самостоятельные работы. Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса – ребёнком и взрослым, ребёнком и ребёнком.