Миля Васильева
Педагогический проект «Мусор — проблема настоящего» для детей с ТНР старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
для детей старшей группы №13
«Морские черепашки» компенсирующей направленности
по работе с детьми с ТНР (общее недоразвитие речи)
на тему: «Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности.
Мусор – проблема настоящего»
Подготовили воспитатели: Акимова Светлана Вениаминовна и Васильева Миляуша Айратовна
Публикация «Педагогический проект „Мусор — проблема настоящего“ для детей с ТНР старшей группы» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
«Есть такое твердое правило, - Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».
Антуан де Сент-Экзюпери.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема: «Формирование экологической культуры дошкольников посредством проектной деятельности. Мусор – проблема настоящего».
Вид проекта : информационно - исследовательский, творческий, практико - ориентированный
Участники проекта : дети (5-6 лет, воспитатели группы, учитель-логопед, родители воспитанников.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Срок реализации проекта : с 01.10.2020 по15.05.2021.
Актуальность:
Человечество вступило в новую эпоху взаимодействий с окружающей природой, и, как следствие, понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мировоззрением, новой экологической культурой. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены образовательного учреждения в окружающий мир и социальную действительность.
Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного края в рамках детского сада? Для того чтобы обратить внимание на проблему загрязнения нужно проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения, и что нужно делать, чтобы снизить этот вред.
Поэтому было решено составить подробное перспективное планирование работы, которая будет стимулировать маленьких жителей и их родных на сохранность окружающей среды.
Наш проект - это звонок для каждого из нас. Говорят, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Если человек чувствует ответственность за то, что его окружает, он будет выполнять совсем несложные правила: бросать мусор в урну, сортировать его и выбрасывать в разные контейнеры. Но такого человека нужно воспитать.
Девиз проекта : «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Проблема проекта : Дети дошкольного возраста имеют представление о том, что мусорить плохо, но у них нет понимания того, почему и как мусор может повлиять на чистоту Земли в целом.
Цель проекта : сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Задачи проекта :
расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;
познакомить детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов;
выявление причин образования несанкционированных свалок, определить, насколько опасны мусорные свалки для экологии города и здоровья жителей, осветить в глазах дошкольников, родителей, данную проблему и попытаться найти пути её решения.
формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
развивать связную речь, грамматический строй речи, мелкую и общую моторику;
расширять словарный запас;
стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
учить в корректной форме выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
развивать воображение, умение реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности;
воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
Особенности проекта : В идею проекта положена мысль научить детей мыслить, делать выводы и корректировать свое экологическое поведение.
Суть проекта : Провести экологический эксперимент, научить детей делать правильные выводы, познакомить с деятельностью, направленную на чистоту окружающего мира, на защиту природы от мусора.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Для детей : привитие детям экологической культуры; ответственное отношение к общественно-значимым заданиям; развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности; приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.
Для воспитателя: повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост; самореализация.
Для родителей: повышение уровня личностного сознания; экологической культуры; укрепление взаимоотношений между детьми и родителями; самореализация.
Этапы проведения проекта :
I этап – подготовительный (октябрь)
Заинтересовать родителей в реализации проекта, создание условий для реализации проекта, первичная диагностика, изучение методической литературы по теме, поиск материалов в интернете.
II этап – основной (октябрь-апрель)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Презентация проекта.
III этап – итоговый (май)
Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными результатами, обобщение материалов проекта. Проведение итогового мероприятия.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Этапы проведения проекта Форма работы Задачи Участники проекта Сроки реализации
I этап – подготовительный 1. Сбор литературных источников, изучение методической литературы, поиск материалов в интернете.
2. Составление перспективного плана работы.
3. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта.
4. Привлечение родителей к работе по проекту (анкетирование) : «Экологическое воспитание».
5. Беседа с детьми на темы: «Как мусор появился на планете Земля?», «Чем мусор может навредить планете Земля?», «Как можно сберечь Землю?» раскрыть мир природы;
научить проникать в её тайны;
формировать основы экологического миропонимания у детей,
привлечь внимание родителей к данной проблеме. Воспитатели
Дети
Родители Октябрь
II этап – основной
Сбор и систематизация информации:
1. Экскурсия в парк.
2. Чтение художественной литературы на тему экологического воспитания.
3. Рассматривание иллюстраций в книгах об окружающей среде.
4. Показ презентации «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен».
5. Наблюдение на участке ДОУ.
6. Викторина «Сколько живет мусор».
Исследовательская деятельность:
1. Прогулки по территории ДОУ, с целью нахождения мусора;
2. Рассматривание мусора, выявление путей попадания его в природу, может ли этот мусор как - ни будь навредить природе, ее обитателям?
3. Эксперимент «Как разлагается мусор» (закапывание разного вида мусора) : бытового, пищевого и. т.
4. Создание предметно-окружающей среды для сортировки мусора в детском саду (контейнеры для раздельного сбора мусора) «Зеленый патруль».
5. Экспериментальная деятельность.
Изготовление новой бумаги. развивать у детей соответствующих знаний. познавательные, практические и творческие умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях,
изучение способов сортировки, переработки, утилизации мусора;
показать разнообразие бытового мусора, его влияние на окружающую среду;
стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение детей обобщать, делать выводы.
Акции:
1. «Сбор макулатуры».
2. «Сбор батареек».
3. Листовка - агитация «Выкидывайте мусор в урны!» воспитание экологического сознания у детей;
привлечение детей к активной деятельности по спасению нашей планеты от неблагоприятных воздействий со стороны человеческой деятельности. Воспитатели
Дети
Родители Октябрь-Март
НОД на тему:
1. «Бросим умный взгляд на мусор».
2. «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!» (изготовление детьми природоохранных знаков). формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
совершенствовать умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки;
расширять представления об экологических проблемах и способах их устранения. развивать внимание, память, воображение;
воспитывать любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание бережно относиться к ней. Воспитатели
Дети Октябрь-Март
Информация по темам (консультации, папки передвижки, памятки) :
1. «Экологическая ситуация в городе»,
2. «Правила поведения детей в экстремальных условиях»,
3. «Выбор экологически безопасных мест для прогулок»;
4. Выпуск экологической газеты для родителей «Прикоснись к природе сердцем».
5. «Любимые уголки природы нашего города». психолого– педагогическое просвещение родителей по вопросам экологического воспитания;
совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
Воспитатели
Родители Октябрь-Март
Театрализованная деятельность:
1. Театрализованная постановка, экологическая сказка «Скажем мусору – нет». посредством сказки показать детям, как важно уважать мир вокруг и не сорить;
показать способы применения некоторых видов отходов в творчестве;
развивать творческие способности в детях, самостоятельную активность;
развивать навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;
воспитывать умение сотрудничать с другими членами коллектива. Воспитатели
Дети Октябрь-Март
Дидактические игры по экологии:
1. «Экологические знаки»,
2. «Что будет?»,
3. «Объяснялки»,
4. «Защитники природы»,
5. «Сортируем мусор правильно». обогащать и систематизировать знания детей о природе;
приобретение новых знаний посредством игровой деятельности; Воспитатели
Дети Октябрь-Март
Творческая деятельность:
1. Выставка рисунков «Выбрасывая еду, мы загрязняем планету!»
2. Конкурс плакатов «Сохраним нашу планету!»
3. Выставка поделок «Новая жизнь ненужных вещей».
(работа в творческой мастерской, изготовление поделок из бросового материала).
совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно – творческие способности;
побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями. Воспитатели
Дети
Родители Октябрь-Март
Подвижные игры:
1. "Кто быстрее соберет пакеты",
2. «Самый меткий»
3. «Попади в корзину»
4. «Сбей флакон» учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
выбирать ведущего с помощью считалки;
воспитывать справедливость, действовать быстро, ловко;
совершенствовать двигательные умения и навыки. Воспитатели
Дети
Октябрь-Март
III этап – заключительный Мероприятие с родителями:
1. Мастер-класс по дидактическим играм «
2. Квест игра: «Мусор – проблема настоящего».
формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Воспитатели
Родители Апрель-Май
Итоговое мероприятие:
1. Квест игра: «Мусор – проблема настоящего».
2. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результативности «Итоговая диагностика». Воспитатели
Дети Апрель-Май
Анализ результативности проекта
Положительная динамика формирования экологического развития у воспитанников.
Результаты итоговой диагностики
№ п/п Уровни развития Количество человек Процент
успеваемости
1 Высокий
2 Средний
3 Низкий
Продукт проектной деятельности :
Разработка анкетирования для родителей: «Экологическое воспитание».
Викторина «Сколько живет мусор».
Разработка картотек дидактических и подвижных игр;
Разработка консультаций для родителей;
Создание предметно-окружающей среды для сортировки мусора в детском саду (контейнеры для раздельного сбора мусора) «Зеленый патруль».
Информация по темам (консультации, папки передвижки, памятки) : «Экологическая ситуация в городе», «Правила поведения детей в экстремальных условиях»,«Выбор экологически безопасных мест для прогулок», выпуск экологической газеты для родителей «Прикоснись к природе сердцем», «Любимые уголки природы нашего города».
Сценарий экологической сказки «Скажем мусору – нет».
Разработка презентации: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен».
Разработка НОД;
Создание картотек: дидактических игр и подвижных игр по формированию экологической культуры;
Сценарий итогового мероприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко Т. Л. Экологические занятия с детьми 5-6 лет,- Воронеж, 2002.
2. ГульянцЭ. К. Что можно сделать из природного материала, - М. : Просвещение, 1984.
3. Концептуальные подходы к дошкольному экологическому воспитанию и образованию / под ред. дпн. профессора Т. М. Носовой. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2003.
4. Коробко В. И., Бычкова В. А. Твёрдые бытовые отходы. Экономика. Экология. Предпринимательство. - М., 2012.
5. Мазурина А. Ф. Наблюдения и труд в природе, - М. : Просвещение, 1976.
6. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве, - М. : Новая школа, 1995.
7. Рыжова Н. А. Невидимые ниточки природы, - М., 1995.
8. Рыжова Н. А. Я и природа, - М., 1996.
9. Филенко Ф. П. Поделки из природного материала, - М. : Просвещение, 1976.
10. Шишкина В. А. Прогулки в природу, - М. : Просвещение, 2003.