Татьяна Замыслова
Педагогический проект «Как привлечь ребёнка к чтению?»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : по доминирующей деятельности: практико–ориентированный;
по количеству участников: семейный; по продолжительности: долгосрочный.
Проблема
В настоящее время с каждым годом все больше и больше утрачиваются традиции чтения. Книга оказывается вытесненной современными технологиями, интерес к ней постепенно утрачивается. Эта проблема осознаётся в современном мире как общенациональная и государственная. Тенденция падения интереса к чтению в России - тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым. Данная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры: увеличивается количество людей не читающих или читающих лишь от случая к случаю, утрачиваются традиции семейного чтения, снижается интерес к печатной прессе, растёт невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения. … Как следствие ухудшается владение родным языком, снижается уровень грамотности, снижаются до минимума затраты интеллектуальных усилий при чтении.
Публикация «Педагогический проект „Как привлечь ребёнка к чтению?“» размещена в разделах
Таким образом, вопрос о приобщении ребенка к книге - один из самых открытых сегодня. И наша семья не исключение. Несмотря на то, что приобщать к чтению свою дочь мы начали с раннего детства, сейчас наблюдаем снижение интереса к книге. Изучив проблему, мы выделили несколько причин:
Взрослые всё меньше и меньше находят время на чтение книг и общение с ребёнком. Как следствие, ребёнок быстро находит книге и чтению замену, переключая своё внимание на объекты и виды деятельности, чьего – либо посредничества.
Недостаточная компетентность в вопросе привития интереса к книге, недостаточная осознанность важности этой задачи для формирования полноценной личности.
Не совсем грамотное руководство родителей данным процессом (бессистемность, отсутствие учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, безэмоциональность и т. д).
Актуальность вопросов «что читать?» и «как читать?».
Изучив проблему и осознав причины снижения интереса к чтению, мы разработали и реализовали проект «Как привлечь ребёнка к чтению?». Возможно, наш опыт по привлечению ребёнка к чтению пригодится другим семьям.
Актуальность
«Книга – источник знаний» - это выражение знакомо нам еще с детства. Никто не будет отрицать огромного значения книги в жизни человека. Народная мудрость гласит: «Чтение – вот лучшее учение», «Испокон века книга растит человека», «Кто много читает, тот много и знает». Книга для ребенка является источником знаний, развития, познания мира. В процессе общения с книгою маленький человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и: учится думать, анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности. Чтение развивает речь, делая её правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Чтение развивает душу, уча сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху. Процесс общения ребёнка с книгой – это процесс становления в нём личности. Желательно, чтобы книга вошла в мир ребёнка как можно раньше, с целью - обогащения детского мира. Книга способна сделать детский мир интересным, полным и подарить радость от волшебных и необычайных открытий, объяснить ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Первые шаги в мир художественной литературы маленький читатель делает в дошкольном возрасте. Проводниками для детей становятся взрослые и, в первую очередь, родители. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
В нашей семье всегда много читали и, при возможности, составляли семейную библиотеку. Эту привычку мы стараемся передать и нашей дочке Соне. Но как привлечь ребёнка к чтению в нашем современном мире? Как формировать устойчивый интерес к книге? на эти вопросы мы попытались найти ответы в рамках проекта «Как привлечь ребёнка к чтению?».
Цель проекта : приобщение ребёнка к книжной культуре
Задачи проекта :
1. Формировать художественный вкус и предпочтения.
2. Повышать интерес ребенка к художественной литературе.
3. Разработать систему работы с книгой.
4. Повышать компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
5. Возрождать традиции домашнего чтения.
6. Развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах детской деятельности (игровой, продуктивной, общении с взрослыми).
7. Воспитывать у ребёнка любовь и бережное отношение к книгам.
8. Обобщать и распространять семейный опыт.
Этапы проекта
Организационный этап.
Изучение литературы по проблеме привлечения ребёнка к чтению.
Определение цели и постановка задач для реализации поставленной цели.
Определение прогнозируемого результата.
Подбор методов и приёмов для достижения поставленных задач.
Разработка модели взаимодействия всех участников проекта.
Составление плана осуществления проекта.
Практический этап
Введение опыта ежедневного чтения книг.
Проведение тематических вечеров:
-вечер сказок «Посидим – послушаем»;
-вечер стихов «Волшебные страницы»;
-вечер народного фольклора «Тень, тень, потетень…»;
-вечер загадок «Загадки из сказки».
Проведение бесед: «Что читали мама и папа когда были маленькие», «Любимые книги мамы и папы», «Мои книжки», «Мой любимый сказочный герой».
Создание альбомов «В гостях у сказки» и «Книжкины загадки».
Организация просмотра мультфильмов по мотивам литературных произведений.
Подбор имеющихся игр: пазлы, кубики, настольные игры по мотивам литературных произведений.
Организация экспериментальной деятельности «Какие бывают книги»
Организация практической деятельности «Книжку – малышку мы сделаем сами»
Включение театрализованные игры (игр – драматизации и игр с фигурками разных видов настольного, пальчикового и кукольного театра) по текстам знакомых литературных произведений.
Сюжетные игры «Книжный магазин», «Книжкина больница».
Дидактические игры
Заключительный этап
Обобщение и презентация опыта по привлечению ребёнка к чтению на родительском собрании и сайте группы «Буратино» детского сада.
Создание собственной библиотеки ребёнка.
План осуществления проекта (основной этап)
Совместная деятельность родителей и ребёнка
ежедневно:чтение книг с последующим обсуждением содержания.
Понедельник: беседы: «Что читали мама и папа когда были маленькие», «Любимые книги мамы и папы», «Мои книжки», «Мой любимый сказочный герой».
Вторник: продуктивная деятельность: рисование по мотивам литературных произведений, лепка, аппликация
Среда: тематические вечера:
-вечер сказок «Посидим – послушаем»;
-вечер стихов «Волшебные страницы»;
-вечер народного фольклора «Тень, тень, потетень…»;
-вечер загадок «Загадки из сказки».
Четверг: сюжетные игры «Книжный магазин», «Книжкина больница».
Пятница: включение театрализованные игры (игр – драматизации и игр с фигурками разных видов настольного, пальчикового и кукольного театра) по текстам знакомых литературных произведений.
Суббота:практическая и экспериментальная деятельность
Воскресенье:воскресный кинозал
Описание методов и приёмов
Известны определенные методы, способствующие формированию интереса к литературе и чтению книг в дошкольном возрасте. Ими должны овладеть родители.
1. Выразительное чтение вслух.
Способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Например: «Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк» Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
2. Заучивание наизусть. Это дословная передача текста. Для стимулирования желания учить стихи можно награждать сладкими призами.
3. Игры-драматизации. Игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания литературных текстов. В современной методике дошкольного воспитания кукольным спектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому родителям следует владеть методами и приемами использования кукольных постановок. Кукольный театр поможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия.
4. Иллюстрирование. Предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста. Можно предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет. Такая работа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, но и творческих способностей, фантазии, воображения.
Приложение 1.
Рекомендуемый список литературы для чтения детям 4 – 5 лет :
Фольклор народов мира
Сказки
Русские
Про Иванушку-дурачка. Обраб. М. Горького; Лисичка-сестричка и волк. Обраб. М. Булатова; Зимовье. Обраб. И. Соколова-Микитова; Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Обраб. А. Н. Толстого; Журавль и цапля. Обраб. В. Даля; Лиса и козёл. Обраб. О. Капицы; Лисичка со скалочкой. Обраб. М. Булатова; Жихарка. Обраб. И. Карнауховой; Чудесные лапоточки. Небывальщина. Обраб. Н. Колпаковой.
Разных народов
Мордовская. Как собака друна искала. Обраб. С. Фетисова; Украинская. Колосок. Обраб. С. Могилевской; Английская. Три поросёнка. Пер. С. Михалкова; Немецкие. Из сказок братьев Гримм: Заяц и ёж. Бременские музыканты. Пер. А. Введенского; Японские: Врун. Ивовый росток. Пер. Н. Фельдман.
Произведения поэтов и писателей России
Повести и рассказы
В. Бианки. Подкидыш; А. Введенский. О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке (главы из книги); В. Вересаев. Братишка; С. Воронин. Воинственный Жако; Л. Воронкова. Как Алёнка разбила зеркало (главы из книги «Солнечный денёк»); В. Драгунский. Тайное становится явным; Р. Зелёная, С. Иванов. Ворона; М. Зощенко. Глупая история. Показательный ребёнок; Е. Ильина. Чик-чик ножницами; Ю. Казаков. Зачем мыши хвост; Н. Носов. Заплатка. Затейники; Л. Пантелеев. На море (главы из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Е. Пермяк. Торопливый ножик; М. Пришвин. Журка. Ребята и утята; Н. Романова. Котька и птичка. У меня дома пчела; Я. Сегель. Как я был обезьянкой; Н. Сладков. Неслух; Е. Чарушин. Почему Тюпу прозвали Тюпой. Почему Тюпа не ловит птиц. Лисята. Воробей.
Литературные сказки
В. Авенариус. Капелька; М. Горький. Воробьишко; Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост; Т. Александрова. Светофорчик; В. Бианки. Первая охота; Ю. Дмитриев. Что такое лес; С Козлов. Как ослику приснился страшный сон. Зимняя сказка; М. Москвина. Что случилось с крокодилом?; Э. Мошковская. Чужая морковка. Вежливое слово; Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей (главы из книги); В. Осеева. Волшебная иголочка; Г. Остер. Одни неприятности. Эхо. Хорошо спрятанная котлета; Д. Самойлов. У слонёнка день рождения; Р. Сеф. Сказка о кругленьких и длинненьких человечках; Г. Цыферов. В медвежачий час (главы из книги); В. Чирков. Что натворило «Р».
Произведения поэтов и писателей разных стран.
Повести и рассказы
Л. Берг. Пит и воробей; С. Вангели. Подснежники; И. и Л. Сандберг. Мальчик и сто автомобилей; Д. Эдвардс. Шалунья-сестричка.
Литературные сказки.
Г. Х. Андерсен. Огниво. Стойкий оловянный солдатик; Э. Аттли. Про маленького поросёнка Плюха; А. Баллинт. Гном Гномыч и Изюминка; Д. Биссет. Вступление. Про поросёнка, который учился рычать на тигров; Э. Блайтон. Знаменитый утенок Тим; Х. А. Ланглесия. Крокодиловы слёзы; А. Милн. Винни Пух и все-все-все; Д. Радович. Крокодил; Дж. Родари. Собака, которая не умела лаять (из книги «Сказка, у которой три конца»); Э. Хогарт. Мафин и его весёлые друзья; Т. Эгнер. Приключения в лесу Ёлки-на-горке.
Для заучивания наизусть.
«Дед хотел уху сварить.», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки;
А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»);
М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);
3. Александрова. «Елочка»;
А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»;
Ю. Кушак. «Олененок»;
Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики.»;
В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя);
Н. Пикулева. «Пять котят спать хотят.»;
Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук.», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.
Приложение 2.
Творческая работа
семьи Егоровых
«Наш опыт привлечения
ребёнка к чтению»
«Книга – источник знаний» - это выражение знакомо нам еще с детства. Никто не будет отрицать огромного значения книги в жизни человека. Народная мудрость гласит: «Чтение – вот лучшее учение», «Испокон века книга растит человека», «Кто много читает, тот много и знает». Книга для ребенка является источником знаний, развития, познания мира. В процессе общения с книгою маленький человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и: учится думать, анализировать, развивается творчески, формируется нравственная и культурная основа его личности. Чтение развивает речь, делая её правильной, четкой, понятной, образной, красивой. Чтение развивает душу, уча сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
В нашей семье всегда много читали и, при возможности, составляли семейную библиотеку. Эту привычку мы стараемся передать и нашей дочке Соне. Но как привлечь ребёнка к чтению в нашем современном мире? Возможно, наш опыт пригодится и другим семьям.
Читать Соне мы начали с самого раннего возраста. При этом мы дополнительно применяли такой метод. Читая дочке перед сном, сохраняли контакт рука рука, незначительно массируя ладонь. Прикосновения любящего родителя всегда на пользу ребенку. Кроме того, массаж положительно сказывается на нервной системе. Импульсы, поступающие от кожных рецепторов ладони в кору головного мозга, помогают развиваться расположенным там отделам. Это визуально заметно: ребенок становится спокойнее и…внимательнее. Нашей дочке очень нравились такие «игры» с чтением и прикосновением, времени они много не занимают, а польза – огромная.
Буквально через месяц после начала предсонной практики чтения мы заметили, что девочка стала слушать с большим интересом, «гудеть» голосом, делать плавные движения ручками, сжимать пальчики в такт нашему прикосновению, и глаза ее выражали осмысление.
По сути, этот метод изобретен много лет назад (его автор – народ). Суть его в материнском фольклоре (колыбельные песни, частушки, прибаутки). Тот же метод использовали и мы, разнообразив его детской книгой и прикосновениями.
Чтение перед сном – отличный, практически освоенный метод привития ребенку интереса к чтению и его всестороннего умственного развития.
Если хотите, чтобы дети читали – читайте сами. Ведь ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их, рассказывают друг другу и детям. А, хотим мы этого или нет, в ребенке закладывается не то, что мы говорим, а то, что он видит вокруг себя. Дети обязательно будут брать с вас пример. Когда Соне было 3 года, уже готовясь ко сну лежа в своей постельке, спросила: что вы там читаете? Тогда мне пришла на ум идея. Я сказал «сейчас ты узнаешь» и, незаметно подменив историческую книгу на детскую сказку «Три поросёнка».
Сонечка заинтересовалась, перестала «взбивать» одеяло, притихла и «обратилась в слух». На следующий вечер я получила просьбу требование, обрадовавшую меня искренне: «мама, почитай». Я прочитала вслух снова.
На следующий день мы поэкспериментировали снова, только в роли чтеца был папа. Вот так, по очереди «с мамой и с папой» в нашей семье появилась хорошая семейная традиция – чтение перед сном. Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие (вечер, затемненная комната, настольная лампа). Полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад.
В процессе чтения Соня стала задавать всё больше и больше вопросов. Всей семьёй с книгой в руках мы разбирали поступки сказочных героев, проводили параллели с взрослыми людьми и поступками, анализировали финал произведения.
Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Соня жаждала их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.
Чтение книги мы чередовали с игровыми моментами: разыгрывали по ролям диалог, сценки из книжки и др.
Также мы «рисовали» сказку. Например: при прочтении сказки «Колобок» я рисовала на листе бумаги дорожку, на дорожке последовательно по ходу сказки появлялись герои сказки - заяц, волк, медведь и лиса. В следующий раз по этой картинке Соня сама рассказывала сказку, сначала при моей помощи, а потом самостоятельно. У нас в семье хранится альбом с такими «иллюстрациями», который постоянно пополняется. Дочка любит и сама рисовать своих любимых героев книг.
Чтобы чтение стало интересным и занимательным для ребёнка, нельзя оставить без ответа два важных вопроса «что читать» и «как читать». Каждому возрасту – своя книга. Конечно, детская литература довольно разнообразна, но наша семья ориентируется на классику детской литературы, на книги, проверенные временем. Детские книги для самых маленьких (от года до трёх) должны быть небольшими по формату, с яркими и понятными картинками. Для таких малышей лучше всего подойдут истории, в которых действуют знакомые ребёнку персонажи – люди, животные и даже предметы, ведь маленькие дети всю окружающую реальность воспринимают как живую и одушевленную. Поэтому они так любят сказки о животных, чем охотно пользуются авторы детских книг для самых маленьких. Малышам можно почитать коротенькие стихи Агнии Барто – это как раз классика детской литературы для этого возраста. К тому же, дети до трёх лет хорошо воспринимают стихотворный текст. Охотно слушают малыши и народные сказки с ритмичным, повторяющимся сюжетом: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». К трём годам у детей заметно увеличивается словарный запас, что позволяет подбирать для них более сложную детскую литературу. Трехлетние дети с удовольствием слушают стихи Чуковского и Маршака и очень любят русские народные сказки о животных.
Как же заставить ребенка внимательно слушать текст, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний? В нашей семье мы применяли следующий приё м: читая нечто очень занимательное для дочки, на самом интересном месте прерывались, делали вид, что вспомнили про неотложное дело или у нас сел голос.
Находить интонацию нужно по ситуации. С передачей читаемого вслух текста, живость речи, интонационное соответствие проявляется в ситуации общения. Также мной применяется прием чтения по ролям. Например, при чтении сказки «Три медведя» папа – Михаил Потапович, мама – Настасья Петровна, Соня – Мишутка.
А для того, чтобы чтение захватывало и увлекало мою дочь, между прочитанными текстами я ввожу загадки и игровые формы с загадками. Этот жанр художественной литературы дети любят. Им нравится разгадывать загадки, придумывать самим. Например: при чтении сказки «Зимовье зверей», когда волк забрался в избу, он там встретил…я загадываю загадку про одного из героев, а Соня догадывается про кого.
Часто, приходя в детскую комнату, я беру из шкафа (со стола) книги и перебираю их. Это могут быть книжки давно позабытые, или недавно прочитанные – не важно. Перелистывая их – читаю, останавливаюсь на интересном месте. Так мы нашли много старых и современных книг, которые захотелось перечитать снова. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажала, чтобы проверить, как Соня запомнила прочитанный текст. Рассказывала и показывала книги своего детства, делилась своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляла свои и Сонины впечатления.
По возможности мы покупаем книги полюбившихся дочке авторов и собираем её личную библиотеку.
Ещё прием, заслуживающий внимания. Разложите книжки в раскрытом виде (иллюстрации) и «случайно забудьте» их в детской комнате. На подоконнике, на кровати, на столе. Ребенок, увидев картинку, озадачивается вопросом, к примеру, «почему у слона большие уши». Просит объяснить, а нередко и самостоятельно пытается найти ответ в книге.
Читайте ребенку книжки вслух, не жалейте на это времени и сил. По собственному опыту знаю – трудно только начать. Чтение вслух делает ребенка любознательным, отвлекает от телевизора и компьютера, на интересных литературных примерах учит жизни. Совместное чтение и сопереживание сблизили нас с дочерью. Надеюсь, она будет помнить эти моменты всю жизнь (как они не забываемы для нашей семьи).