Татьяна Дринко
Проект «Мир глазами ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспорт проекта
Название проекта : «Мир глазами детей»
Адрес:с. Визинга, улица Школьная, 7
Тип проекта : информационно- творческий.
Руководитель творческой группы: Дринко Т. В.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители.
Срок реализации проекта : 2014-2017 год.
Вид проекта : долгосрочный (на три года).
Публикация «Проект „Мир глазами ребёнка“» размещена в разделах
Предполагаемые продукты проекта : рисунки, индивидуальные проекты детей и родителей «Семейные увлечения», «Что можно поселить в страну девочек/мальчиков»; выставки: «Любимые игрушки», «Киндер-страна», «Модные новинки сезона», «Я-маленький» (фотографии с рассказом, коллекции, альбомы: «Улыбка» (анекдоты, смешные истории из жизни детей, смешные фотографии, «Мои мечты», «Я – будущий ученик»; выпуск детского журнала для девочек и мальчиков.
Концептуальная особенность проекта – детская субкультура как важнейший фактор социализации.
Распределение деятельности между участниками проекта :
Педагоги
1. Участвуют в обсуждении возможных тем проектов
2. Организуют работу по реализации проекта
3. Участвуют в презентации и защите проекта
4. Организуют выставку проектов
5. Собирают проекты по темам и сшивают их в книжку
Дети
1. Дети совместно со взрослыми собирают информацию из разных источников
2. Высказывают (зарисовывают) свои идеи
3. Участвуют совместно с родителями, воспитателями в презентации и защите проектов.
Родители
1. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников
2. Совместно с ребёнком оформляют проект (родители пишут, печатают, дети делают зарисовки, украшают страницы)
3. Совместно с ребёнком готовят презентацию проекта, защищают проект.
Риск проекта : не получим поддержку родителей.
Актуальность
• Для современной системы образования гармонизация процессов социализации, индивидуализации ребёнка, формирование коммуникативной компетентности - актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. Приобщаясь к ней, ребёнок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познаёт мир, себя и окружающих. В процессе приобщения к детской субкультуре целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т. е активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых даёт возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т. е. происходит процесс индивидуализации.
• Кроме того, специфическая задача приобщения воспитанников к детской субкультуре - формирование образа школьника как социально желаемой роли в будущем и готовности к её позитивному принятию. Несформированность на этапе дошкольного детства данного новообразования, даже при наличии необходимого запаса учебных умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития, может привести к школьной дезадаптации
Основной формой детской субкультуры является игра, которая является ведущим видом деятельности детей дошкольного периода, в условиях современной системы образования необходимо учитывать специфические интересы девочек и мальчиков (гендерный подход, грамотно организовывать предметно-развивающую (постоянные и временные компоненты детской субкультуры, речевую среду (выставки книг, словарей, буклетов, альбомов с репродукциями известных картин, журналов с юмористическими рисунками и т. п).
В настоящем проекте мы будем использовать следующие компоненты детской субкультуры:
- детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками (например, примирительные ритуалы);
- детский фольклор;
-детское философствование (рассуждения о жизни);
- детский юмор (анекдоты, поддёвки, смеховой мир детства (перевёртыши, истории-небылицы);
-рассказывание страшных историй;
- -детская мода;
- своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники, коллекционирование.
Эффективность использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе в значительной степени определяется предметно-развивющей средой, которая в результате проводимой работы постепенно пополняется соответствующими компонентами.
Компоненты детской субкультуры: постоянные предметы-накопители, коробки, сундучки, ларцы место и название сундучков определяется детьми; временные - выставки, коллекции; полученные в результате реализации проектов - журналы, фотоальбомы, атрибуты к играм и т. д.
Таким образом, приобщение ребёнка к детской субкультуре способствует гармонизации социализации-индивидуализации ребёнка в группе сверстников.
4. Цель:
Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста через использование компонентов деткой субкультуры.
Задачи:
Образовательная:
1. Помочь ребёнку осознать себя членом детского общества («наша группа», «мы»)
2. Дать возможность усвоить правила, установленные самими детьми и продолжить знакомство с правилами принятыми в обществе.
3. Обеспечить комплексное расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими.
4. Заложить начало формирования образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли.
Развивающая:
1. Развивать у детей самостоятельность, ответственность.
2. Развивать познавательную активность детей
Воспитательная:
1. Воспитывать доброжелательные отношения к окружающим.
5. Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта Деятельность участников проекта
Педагоги Дети Родители
1 этап - организационный
(Срок-март-май 2014 года) 1. мониторинг социально-коммуникативного развития.
2. подбор необходимого материала для оснащения развивающей среды в группе (компоненты детской субкультуры).
3. оформить в группах для родителей информационные уголки по теме «Социальное развитие детей», «Мир детства», «Современные дети», «Будущий ученик».
4. Подбор дидактических игр по теме
5. подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям на занятиях, во время бесед и в свободной деятельности
6. подбор и систематизация иллюстративного материала по темам.
7. подбор инсценировок, театрализованных представлений.
1. участие в выборе тем проектов
2. рассматривание тематических альбомов «Семья», «Дети играют»
3. дидактические игры «Права ребёнка»,
Дидактические игры «Мамины помощники», «Я и другие», «Моя семья», «Профессии», «Уроки этикета», «Пойми меня», «Что такое хорошо и что такое плохо».
4. рассматриваниедидактических плакатов 1. помощь детям в выборе проектов
2этап-основной, пракический
(срок сентябрь 2014-апрель 2017) 1Составление плана реализации проекта, использование модели»3-х вопросов» (разбор 2-х из них).
Примерные темы проекта : «Я и другие», «Мои увлечения», «Мои мечты»
2. Проведение бесед и занятий «Я и другие», «Наши любимые игры», «Кем быть» и др.
3. Выставки «Модные новинки сезона», «Моя любимая игрушка», «Моя любимая книжка», «Киндер страна», «Я - маленький».
4. Создание книги «Говорят дети», «Рассуждалки».
5. выпуск альбомов: «Улыбка» (анекдоты, смешные истории из жизни детей, смешные фотографии, «Мои мечты», «Я – будущий ученик»; выпуск детского журнала для девочек и мальчиков, «Что можно поселить в страну девочек/мальчиков»
6. Чтение художественной литературы; детский фольклор.
7. Продуктивная деятельность (рисование, аппликация, ручной труд).
1. Совместно со взрослыми собирают информацию из разных источников.
2. Фиксирование идей в схеме (зарисовка)
3. Украшают страницы проекта.
4. Игры с младшими детьми в вечернее время (взаимопосещение групп, изготовление игрушек для малышей.
6. Дидактические игры «Мамины помощники», «Я и другие», «Моя семья», «Профессии», «Уроки этикета», «Пойми меня», «Что такое хорошо и что такое плохо».
7. Настольные игры
«Домик настроений» (игра-театр).
1. Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников -библиотека, книги, энциклопедии, Интернет, интервью с родственниками.
2. Совместно с ребёнком оформляют проект (родители пишут, печатают, дети делают зарисовки, украшают страницы).
3. Участие детско-родительском проекте : «Семейные увлечения»
4. Создание семейного альбома «Наша дружная семья».
3 этап - заключительный (срок апрель- май 2017 года) 1. анализ – обсуждение с детьми результатов продукта деятельности по проекту
2. организация презентации проектов, участие в защите проектов.
3. организация выставки проектов.
4. оформление тематических папок для детей по проектам
5. самоанализ воспитателя - рефлексия
1. участие в защите и презентации своих проектов (например, сообщение на 3-4 минуты с иллюстрациями)
2. анализ, обсуждение, рефлексия. 1. участие в защите и презентации детских проектов
6. Ожидаемый результат
Ожидаемый результат:
1. Индивидуализация ребёнка в группе сверстников
2. Приобретение ребёнком таких важных социальных качеств личности, как самостоятельность, активность, социальная уверенность.
3. Приобретение ребёнком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими.
4. Приобретение позитивного социального опыта реализации собственных замыслов.
5. Готовность к позитивному принятию роли школьника.