МААМ-картинки

Обучение чтению в дошкольном возрасте как необходимое условие успешной адаптации ребёнка к школьному образованию

Евгения Белянская
Обучение чтению в дошкольном возрасте как необходимое условие успешной адаптации ребёнка к школьному образованию
▼ Скачать + Заказать документы

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию передаваемую тем или иным способом, воспроизводить её.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. В школе возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

Публикация «Обучение чтению в дошкольном возрасте как необходимое условие успешной адаптации ребёнка к школьному образованию» размещена в разделах

Родители воспитанников МДОУ «Журавушка» неоднократно обращались к воспитателям и к заведующему детским садом Ступиной Людмиле Алексеевне с просьбой о дополнительных занятиях по обучению чтению своих детей. Поэтому мы составили адаптированную программу по раннему обучению чтению детей 5 – 7 лет, защитили на экспертном совете в отделе образования Усть-Илимского района и в феврале 2014 года в МДОУ «Журавушка» начал свою работу кружок «Читалочка».

Адаптированная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в ДОУ.

Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

Польза от занятий, проводимых в игровой форме

для развития личности ребёнка.

1. Проводя обучение чтению на основе игры – ведущей деятельности дошколят, мы используем в полной мере все возможности игровой деятельности для всестороннего формирования личности ребёнка, а возможности эти у игры просто безграничны!

2. Обучение чтению происходит в процессе общения со взрослыми, не только с педагогами, но и с родителями, что способствует обогащению совместного проведения семейного досуга и помогает налаживать отношения детей и родителей.

3. Правильно построенный процесс обучения чтению дошкольника непрерывно расширяет его кругозор, уточняет уже имеющиеся представления о мире, постоянно подталкивая к необходимости ознакомления с ранее неизвестными гранями жизни.

4. Обучение чтению развивает попутно познавательные способности детей: память, внимание, воображение, мышление и речь, помогающие ребёнку успешнее осваивать мир, и, в будущем, облегчающие изучение любых, самых сложных предметов в школе.

5. Овладение грамотой повышает самооценку малыша, придаёт ему больше уверенности в собственных силах, позволяя чувствовать себя несколько взрослее сверстников, с лёгкостью демонстрируя им свои умения в детском саду или во дворе.

6. Обучение в процессе игры поднимает настроение ребёнка, не допускает перегрузок и перенапряжения нервной системы, укрепляет интерес к познанию нового, к обучению, к чтению.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Жуковой Н. С. На занятиях дети заводят специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Дидактическое сопровождение программы: слоговые таблицы, разрезная азбука, художественное слово и прочее позволяет проводить занятия фронтально и индивидуально.

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

Цель: Формирование речевой готовности к школе у детей 5 – 7 лет в процессе освоения устной речи на занятиях по подготовке к обучению чтению.

Задачи:

• Формировать буквенный гнозис, навык звукобуквенного обозначения.

• Формировать навык слогослияния.

Обучать грамотному, осознанному чтению.

• Формировать языковой анализ и синтез слов.

• Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.

• Совершенствовать грамматический строй речи.

• Развивать связную речь.

• Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.

• Развивать психические процессы.

• Развивать графомоторные навыки.

• Формировать навык самоконтроля.

• Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

Обучение старших дошкольников чтению строится с учё том следующих принципов: научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.

В содержание программы заложена возможность реализации следующих психолого– педагогических технологий:

коррекционно-развивающих,

игровых,

технологии личностно-ориентированного подхода,

педагогического диагностирования,

информационно-коммуникационных технологий.

Основное место в деятельности учителя-логопеда принадлежит изучению личности детей, которое позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого дошкольника, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, и тем самым научно обоснованно управлять учебно-воспитательным процессом. Изучение личности детей необходимо для выявления общих и функциональных задержек, нарушений речи, трудностей психического и нравственного развития каждого дошкольника. Это даёт возможность своевременно организовать коррекционную работу.

При реализации личностно-ориентированного подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей детей, а отношения «педагог - ребенок» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Использование информационных технологий в обучении позволяет создать условия для самостоятельного приобретения детьми знаний за счет:

1) прекрасной наглядности, создаваемой компьютером;

2) реализации методики проблемного обучения с использованием специальных программ;

3) автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ребенку иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе (т. е. о его достижениях в ходе занятия);

4) технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения.

Методы обучения :

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);

в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Обучение чтению ведётся по трё м направлениям:

– побуквенное чтение;

– послоговое чтение;

– глобальное чтение.

Учитывая данные направления, выделены следующие этапы работы:

1. Знакомство детей со звуками русского языка и соотнесение их с графическим изображением букв алфавита.

2. Обучение слогослиянию.

3. Обучение осмысленному чтению одно-, двух-, трёхсложных слов.

4. Обучение осмысленному чтению словосочетаний.

5. Обучение осмысленному чтению предложений.

6. Обучение осмысленному чтению текстов.

Методическое условие реализации программы предполагает наличие методики Журовой Л. Е., материал для чтения «Букварь» Жуковой Н. С.

Дидактическое условие – наличие дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу.

Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте. Также необходимым условие успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.

Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия во вторую половину дня с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами» :

20 – 25 минут - старшая группа (5 -6 лет,

25- 30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).

По окончании обучения у ребёнка должен быть сформирован навык осознанного грамотного чтения.

Дети должны знать:

определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, ударная гласная, ударный слог;

отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений и текстов;

графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;

обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;

Дети должны уметь:

различать гласные и согласные звуки;

дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;

различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;

определять ударные гласные, слоги;

определять в словах место и последовательность звуков;

определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

выполнять звукобуквенный анализ слов;

производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложений;

графически обозначать звуки, слоги и слова;

составлять графическую схему предложения;

Заинтересованность детей и родителей приводит к хорошим результатам. Дети с удовольствием приходят на занятия, делятся своими достижениями и впечатлениями от занятий со сверстниками и очень рады, когда получают задания на дом. В конце каждого учебного года мы проводим итоговое занятие с участием родителей.

В заключении хотелось бы добавить, что программа «Читалочка» направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка и его комфортное пребывание в мире.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект логоритмического занятия с детьми первого года обучения «Что нас ждет в школе» Конспект логоритмического занятия, с детьми первого года обучения. Автоматизация звуков ККь «Что нас ждет в школе» Подготовили: ПодставкинаН.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Методические рекомендации по организации обучения чтению детей с ОВЗ. Тема. «Согласные звуки [б], [п], [б’], [п’], отличающиеся по признаку звонкости-глухости. Обозначение звуков [б], [п] ,[б’],[п’] буквами.

Методика обучения чтению детей дошкольного возраста Н. А. Зайцева В комплект пособия входят 5 таблиц и 56 кубиков. Кубики различаются по цвету, величине и внутреннему наполнению. Золотые – гласные, железно-золотые.

Консультация для воспитателей «Необходимость интерактивных игр в дошкольном возрасте» Один из основных вопросов развития и обучения в детском саду состоит в том, как повысить уровень усвоения материала, т. е. улучшить понимание,.

ООД с использованием технологии проблемного обучения в подготовительной к школе группе «Чудеса магнита» адачи приоритетной образовательной области: · «Развитие речи»: Приучать детей – будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения.

Предпосылки для обучения дошкольников чтению и письму Предпосылки для обучения чтению и письму дошкольников Л. А. Панченко, учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад №158» г. Новокузнецк, Кемеровской.

Релаксационные упражнения для обучения ребёнка управлению своим гневом и снижению уровня личностной тревожности У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и.

Организация обучения немецкому языку в школе и использование новых информационных технологий В мире, который становится все более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними».(1) В последние.

Здоровьесберегающие технологии. Здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в условиях Дома ребёнкаЗдоровьесберегающие технологии. Здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей в условиях Дома ребёнка Здоровьеразвивающие технологии и здоровьеукрепляющие приемы обучения и воспитания детей по авторской программе Базарного В. Ф. в условиях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение чтению в дошкольном возрасте как необходимое условие успешной адаптации ребёнка к школьному образованию
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 19:25
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение чтению в дошкольном возрасте как необходимое условие успешной адаптации ребёнка к школьному образованию» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Белянская (УИ 422489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД