Татьяна Жирова
Педагогический проект «Играй и развивайся»
▼ Скачать
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Играй и развивайся»
в старшей группе «Солнышко»
Паспорт проекта
Тема: «Играй и развивайся»
Руководитель проекта Жирова Татьяна Алексеевна
Проблема: Продолжать развивать познавательный интерес, интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка, используя инновационные технологии обучения и воспитания.
Актуальность
Публикация «Педагогический проект „Играй и развивайся“» размещена в разделах
Интеллектуальные игры в работе с дошкольниками всегда имели значение для познавательного развития детей. Они дают мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. У ребёнка активно развивается мышление, воображение, концентрация внимания, улучшается память, формируются такие важные черты характера, как эмоциональная устойчивость, решимость и стремление к победе.
Расширение спектра интеллектуальных игр в работе с дошкольниками позволяет разнообразить игровую деятельность ребёнка и повышать эффективность познавательного развития.
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.
Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Тип проекта : Познавательно- творческий, краткосрочный
Участники проекта : дети старшей группы «Солнышко» и их родители, воспитатель.
По количеству – вся группа
По длительности – краткосрочный (с 10 сентября по 30 октября 2019года).
Основополагающие принципы реализации проекта
поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
• уважение личности ребёнка;
• реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, развитие ребёнка.
Цель проекта : создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности каждого ребёнка.
Задачи: Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
Закрепить навыки, полученные в игре.
Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.
Образовательная область «Познавательное развитие»
*Упражнять в счете и отсчете предметов из большого количества по задан-ному числу.
*Закреплять умение решать логические задачи
*Развить у детей навыки ориентирования во времени, и пространстве
* Усовершенствовать знания геометрической формы, развить навыки различения фигур
*Развивать у детей логическое мышление, сообразительность, внимание; а также, смекалку, зрительную память, воображение.
*Научить понимать смысл задания, устанавливать логические причинно-следственные связи и находить самостоятельное решение;
*Воспитывать интерес, желание выполнять игровые задания.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно; умение работать в коллективе.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Развивать умение поддерживать беседу, совершенствуя диалогическую форму речи.
- Поощряя попытки высказывать свою точку зрения, аргументировать свои высказывания, полными предложениями.
- Обучить активно и свободно использовать слова специальной терминологии и проговаривать свойства, присущие предметам.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
• применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
• планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
• овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
• решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Для родителей:
• повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
• сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.
Для воспитателя:
• оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Продукт проектной деятельности :
• фотоматериал;
• Изготовленные руками воспитателя и родителей развивающие игры Б. Никитина «Сложи узор», «Кубики для всех», «Сложи квадрат» Танграм, Геоконт Воскобовича, Карточки - схемы и Картотека дидактических игр к Блокам Дьенеша;
• презентация проекта.
Необходимое оборудование: книги, иллюстраций, фотографии, бросовый материал (старые кубики и коробки, акриловые краски, картон, файлы, папки-скоросшиватели.
Работа над проектом – Перспективный план
1-ый этап – организационный или подготовительный (сентябрь 2019г.).
*с 10 – 20.09. 19г:
• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
• информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту
• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
• Подготовка для родителей иллюстративного материала о развивающих играх Б. Никитина и способах их изготовления (воспитатель).
• - разработка беседы (опрос) с детьми «Как мы дома играем» и её проведение (воспитатель)
• - Оформление стенда родителями на тему: «Познавательно-интеллектуальные игры в нашей семье».
• - Разработать план работы по проекту (воспитатель)
2-ой этап работы над проектом основной (с 21 сентября 2019г.)
*Работа кружка «Читай-ка» по кубикам Зайцева
*Знакомство детей с играми Блоки Дьенеша ( условные обозначения: цвет, форма, размер, толщина).
- Оформление альбома с картотекой и схемами дидактических игр с использованием Блоков Дьенеша (воспитатель и родители)
- Игры детей в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной
*Рассмотреть с детьми Геоконт Воскобовича, изготовленный своими руками (родителей и воспитателя) и заинтересовать детей играми с этим пособием.
- Изготовление набора карт-схем и заданий к Геоконту Воскобовича (воспитатель и родители)
Индивидуальные игры с детьми по освоению игровых действий с Геоконтом
*Привлечение родителей к изготовлению игры «Танграм» (схемы, конверты, коробки
Познакомить детей с новыми игровыми задания ми к игре «Танграм», поощряя использование этой игры в самостоятельной деятельности.
*Беседа с детьми о развивающих играх Б. Никитина - их разнообразии «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Уникуб» (фабричные) с рассматриванием схем-рисунков к ним. Помочь детям подойти к выводу: «Игр не хватает всем желающим, чтобы поиграть, поэтому надо обратиться к родителям с просьбой, изготовить такие игры своими руками»
- Освоение способов построения узоров и конструкций по простейшим схемам в индивидуальных играх с детьми.
-Мастер-класс для родителей по изготовлению игры «Сложи узор»
*Знакомство и освоение «Счётных цветных палочек Кюизенера»
- Игры со Счётными цветными палочками Кюизенера в организованной образовательной деятельности и в самостоятельной, используя игры
«Посудная лавка» Кростики и др. задания по схемам и рисункам.
*Заинтересовать детей играми в шашки и шахматы
3- й этап работы - завершающий этап (25-30 октября 2019г.)
- Выводы. Оформление результатов проекта
Презентация проекта. Тема: «Играй и развивайся»