Ирина Буренкова
Педагогический проект «Играй и развивайся»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников через игру, содержит методические разработки, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании развивающей среды, которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности. Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.
Паспорт проекта
Название проекта «Играй и развивайся».
Публикация «Педагогический проект „Играй и развивайся“» размещена в разделах
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое.
Вид проекта : групповой, творческий.
Сроки реализации проекта : 01.10.2014 г. по 31.05.2015 г.
Направленность проекта : комплексный (разные виды детской игры).
Тип проекта : творческий.
Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
• поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
• уважение личности ребёнка;
• реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность проекта.
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.
Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.
Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта : создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.
Задачи проекта :
1. Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
2. Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
3. Закрепить навыки, полученные в игре.
4. Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.
Участники проекта : дети, воспитатели, младший воспитатель, родители.
Целевая группа проекта : проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:
• Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
• Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Организованная образовательная деятельность включает в себя:
• Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
• Чтение и обсуждение художественной литературы;
• Создание педагогических ситуаций;
• Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
• Продуктивная деятельность;
• Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
• Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
• Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям
Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:
• Тематические досуги;
• Праздники;
• Интеллектуальные КВНы;
• Дни открытых дверей;
• Театрализованные представления.
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
• применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
• планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
• овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
• решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Для родителей:
• повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
• сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.
Для педагогов :
• повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
• сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
• оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Продукт проектной деятельности :
• фотоматериал;
• разработка методических рекомендаций;
• презентация проекта.
Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:
Оформление уголков:
• формирование элементарных математических представлений,
• познавательное развитие,
• речевое развитие,
• художественно-эстетическое развитие,
• физическое развитие.
2. Изготовление методических пособий.
3. Сделать подборку игр по интеллектуальному развитию.
Методическая копилка:
• составить перспективный план работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
• разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
• подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.
Работа с родителями:
Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания, интеллектуальные КВНы.
Краткое описание проекта по этапам.
1 этап –подготовительный.
Октябрь 2014 г.
Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.
2 этап –основной.
Ноябрь-март 2015 г.
Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.
3 этап – заключительный.
Апрель – май 2015 г.
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование
родителей и опрос детей; презентация проекта.
Ресурсное обеспечение
№ п/п Наименование ресурсной базы Количество
1. Игровая комната 1
2. Игровой материал, в том числе нетрадиционный В достаточном количестве
3. Технические средства:
• магнитофон,
• проектор для мультимидийных презентаций 1
1
4. Наглядный материал:
картинный материал (иллюстрации, плаката,
демонстрационный материал (дидактические игрушки,
дидактические пособия, карточки В достаточном количестве
5. Методический материал:
общеразвивающая программа дошкольного образования,
календарно – тематические планы по образовательным областям,
книги с методическими рекомендациями,
развивающая программа для детей старшего возраста «Интеллектуальное развитие детей через математические игры» В достаточном количестве
План реализации проекта
Подготовительный этап
(октябрь 2014 г.)
№ мероприятия цель участники сроки
1. Побор материала по теме проекта Систематизация полученного материала Воспитатели 1неделя октября
2. Диагностическое обследование Планирование деятельности по реализации проекта Воспитатели, дети 1 неделя октября
3. Планирование деятельности по теме проекта Составление календарного плана работы Воспитатели 2-3 неделя октября
4. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта Ознакомление родителей с проектом Воспитатели,
родители 4 неделя ноября
Основной этап
(Ноябрь 2014 г. – март 2015 г.)
№ Содержание деятельности Задачи Ресурсы Исполнители и соисполнители Сроки реализации
1 Социально-коммуникативное развитие :
1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости».
2. «Птицы в ловушке».
3. «Ожившие игрушки».
4. «Одуванчик».
5. У нас порядок».
6. Экскурсия в школу, библиотеку.
Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр. Занятия, экскурсии, дидактические и развивающие игры.
Сюжетно –ролевая игры Дети и воспитатели,
родители По плану воспитательно-образовательного процесса.
Ноябрь-декабрь
Январь –февраль
Март
2 Познавательное развитие
1. «Письмо от Незнайки».
2. «Высоко – низко, далеко – близко».
3. «Курочка Ряба».
4. «Скорее собери».
5. «Найди такую-же».
6. «Летучие мыши».
7. «Что мы делаем».
8. «Загадочные отпечатки».
9. Логические задачи, головоломки, кроссворды.
10. Игры с блоками Дьенеша Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.
12.11.2014
26.11.2014
03.12.2014
17.12.2014
15.01.2015
29.01.2015
12.02.2015
26.02.2015
12.03.2015
26.03.2015
3 Речевое развитие
Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы;
Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев;
Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т. д.)
физкультминутки
на занятиях и т. д. Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Учить владеть речью как средством общения и культуры
Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д. игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.
Ноябрь-декабрь
Январь –февраль
Март
4 Художественно – эстетическое развитие
Логические упражнения:
Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения.
Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскинполосатый»
Аппликация «Новогоднее веселье», «Кухонные принадлежности»
Рисование «мамочка милая, мама моя»
«Добрый доктор Айболит» Реализовывать
самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т. д., при лепке из пластилина, аппликации Тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, веселые домашние задания, графические диктанты, альбомы по лепке и аппликации «сделай сам» Дети и
воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.
(в первую половину дня)
Ноябрь-декабрь
Январь –февраль
Март
5 Физическое развитие :
Игры сбегом:
«Пятнашки», «Ракеты»
Игры с прыжками:
«Бег в мешках», «Прыжки через скакалку»
Игры с мячом:
«Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча»
Словесные игры:
«Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет»
Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки; Народные игры; «Краски», «Прорыв цепи» Развивать физические качества у ребенка. Укреплять крупную и мелкую моторику рук на физкультминутках, включенных на каждое занятие и в свободной деятельности детей Народные игры,
Динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.
(в первую половину дня)
Ноябрь-декабрь
Январь –февраль
Март
Работа с родителями
№ Проведение Содержание работы Методическое обеспечение
1 октябрь Диагностика:
«Нужна ли игра ребенку и зачем?»
«Исследование игровой деятельности» Журнал – «Справочник старшего воспитателя ДО
2007 г. № 6-8
2 ноябрь Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника» Л. И. Сорокина
Сайт для педагогов дошкольных учреждений mail. ru
3 декабрь Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома
4 январь Совместно с родителями работа по организации «Центра занимательной математики» Игры: «Найти пару», «Составь картинку», «Логическое лото» и др. Е. В. Сербина «Математика для малышей»
5 февраль Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей» З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников
6 март Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»
Заключительный этап
(апрель-май 2015)
Мероприятия
Цель
Участники
Сроки
1. Диагностическое обследование:
«Развитие психических процессов у дошкольника». Выявление и
Воспитатели
Май
Опросник «Отношение родителей к интеллектуальному развитию своего ребенка». определение эффективности реализации
Родители Дети,
Анкетирование родителей «Играй и развивайся». проекта.
2. Создание папки для педагогов :
"Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника»
«Занимательные физкультминутки»;
«Игры, которые учат»; «Релаксационные игры», «Развиваем ручки»; Повышение компетентности педагогов в плане развития психического здоровья у детей
Педагоги Воспитатели
Апрель
«Игры на воздухе, с водой»; Подвижные игры.
3. Интеллектуальный марафон:
«Знайки» : Закрепление и обобщение пройденного материала. Воспитатели
Дети 15.05.2015г
4. Создание папки для родителей: "Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации). Повышение педагогической культуры родителей по
вопросу интеллектуального развития Воспитатели
Родители
Апрель
Литература.
1. Белоусова, Л. Е. Удивительные истории [Текст] : библиотека программы «Детство» /Л. Е. Белоусова. – М. ; Просвящение, 2003. - 214с.
2. Буктакова, В. М. Игры для детского сада [Текст] : пособие для воспитателей / В. М. Буктакова. – С. – П. ; Сфера, 2009. – 168с.
3. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи [Текст] : Учебное пособие / Е. В. Колесникова. – М. ; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.
4. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество [Текст] : А. М. Матюшкин. - М. ; Воронеж, 2003. – 85с.
5. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] : пособие для воспитателей /З. А. Михайлова. – М. ; Просвящение, 2007. – 287с.
6. Психология одаренности детей и подростков[Текст] : пособие для педагогов / под ред. Н. С. Лейтеса. - М., ТЦ Сфера, 2010 - 205с.
7. Михайлова З. А. Логико – математическое развитие дошкольников/ З. А. Михайлова, К. А Носова – СПб. ООО Изд-во Детство – пресс, 2013. – 128с.
8. Сорокина Л. И. Интеллектуальное развитие детей, 5 - 6 лет:
[Текст] : пособие для педагогов / Л. И. Сорокина. -Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 – 145с.
9. Юзбекова Е. А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника [Текст] : Москва, 2006. – 256 с.