Юлия Штырманова
Педагогический проект для детей старшей группы «Русская берёза — символ России»
Педагогический проект для детей старшей группы
"Русская берёза - символ России"
Белоствольная березка –
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Н. Меркушова
Белая березка – это дерево России, это символ России, символ природной красоты. В старые добрые времена о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли загадки, стихи, пословицы и сказки. Художники на своих полотнах изображали березку, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.
Публикация «Педагогический проект для детей старшей группы „Русская берёза — символ России“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
Задача воспитателя – сформировать эстетическое отношение к этому чудесному дереву, расширить представления о нем, воспитывать чувство гордости за родную природу, вызывать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.
Тип проекта : информационно-творческий
Вид проекта : групповой
Продолжительность: краткосрочный
Возраст участников: 5-6 лет
Место проведения: МБДОУ «Д/с комбинированного вида "Журавлик".
Участники: дети старшей группы, педагоги, родители.
Актуальность:
- расширение кругозора дошкольника;
- повышение качества духовно-нравственного воспитания;
- формирование единого образовательного пространства, включающего ДОУ и семью;
- реализация творческих способностей коллектива ДОУ и семей воспитанников.
Цель: расширение знаний детей о берёзе, как дереве и как символа России.
Задачи:
1. Вызвать интерес детей к берёзе, как к самому почитаемому дереву в России.
2. Сформировать у детей положительное отношение к берёзе, желание оберегать её.
3. Воспитывать патриотические чувства детей.
4. Развивать творческие способности детей через различные виды деятельности.
5. Способствовать вовлечению родителей и детей в совместную деятельность в условиях семьи и детского сада.
Формы реализации проекта :
- познавательно-игровая непосредственная образовательная деятельность;
- целевые прогулки;
- праздники;
- труд на участке ДОУ;
- изготовление поделок;
- фиксация наблюдений (зарисовка, лепка, аппликация);
- работа с родителями
Специфика работы с детьми заключается в том, что она проводится не только в ДОУ и на его участке.
Для выяснения отношения детей к определенному объекту и проверки знаний используются дидактические игры, загадки, викторина, изобразительная деятельность, беседы с детьми.
Роль педагогов заключается в организации и проведении воспитательно-образовательной работы по реализации проекта, организации совместной работы по данному направлению. Проведение анализа исполнения проекта.
Работа с детьми заключается в следующем:
- выявить знания детей о русской березе;
- заучивание стихов, потешек, песен, хороводов, народных примет, загадок;
- прогулки.
- рассматривание картин, иллюстраций;
- проведение дидактических игр;
- организация изобразительной деятельности;
- организация трудовой деятельности;
- фиксация наблюдений;
Родители оказывают помощь в организации:
- праздник "День русской берёзки";
- чтения художественной литературы для детей.
Результат проектной деятельности :
- расширяет представления детей о природе, ее значении в жизни человека;
- повышает уровень педагогической культуры родителей;
- формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее природные богатства;
- развивает у детей инициативу, сообразительность, потребность общаться с природой.
Организационные формы работы над проектом
«Русская береза – символ России»
Циклограмма деятельности детей
Формы работ Методы работы Сроки
Непосредственная образовательная деятельность 1. Беседы с детьми о дереве - берёзе.
2. Чтение «Березовый лес» И. Бунин.
3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Береза».
4. Наблюдение за березой во время прогулки около детского сада.
5. Праздник «День русской березки» 1 неделя апреля
1. Чтение стихотворений русских писателей о русской березе, разучивание стихотворения «Береза» В. Рождественского.
2. Рассматривание иллюстраций и фотографий русской берёзы (разные времена года).
3. Подвижная игра «Раз, два, три к дереву беги».
4. Отгадывание загадок о берёзе.
5. Дидактическая игра «С какого дерева листок». 2 неделя апреля
1. Беседа «Берёза – символ России».
2. Аппликация «Белая береза».
3. Русская народная игра «Плетень».
4. Слушание “Ах ты, берёза” р. н. м. обработкам. Раухвергера. 3 неделя апреля
1. Беседа «Что даёт берёза человеку».
2. Чтение русской народной сказки "Дурак и берёза".
3. Хоровод «Во поле березка стояла»
4. Подвижная игра «Ручеек»
5. Викторина «Про березу»
4 неделя апреля
В результате реализации проекта дети расширили представления о природе, её значении в жизни человека. Сформировались такие нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за её природные богатства. У детей появилась инициатива, сообразительность, потребность общаться с природой.
В контексте этого проекта на последнем этапе были подготовлены два творческих проекта это выставка берёз сделанная не традиционным способом родителями, тем самым пополнилась развивающая среда нашей группы. По предложению детей часть работ была помещена на лестничном марше детского сада, где могут любоваться берёзками дети и родители других групп.
А как же проведение праздника "День русской берёзки", где дети реализовали свои творческие способности и таланты, разучили хороводные песни с театральной постановкой, много стихов. Так же к празднику были пошиты костюмы. По окончанию проекта, мы с детьми подвели итог и пришли к выводу, что работа была интересной, творческой, дети проявили желание участвовать в данных мероприятиях.
Приложение.
Берёза. Заклички и календарные песни
Есть ли на свете дерево романтичнее и роднее березы? Наверное, нет! Сколько замечательных слов сказано о берёзе. Сколько написано о ней в стихах и в прозе. Появление закличек и календарных песен про берёзу обусловлено значимостью ее образа в традиционном мировоззрении русских людей.
Берёзки, радуйтесь!
Зелёные, радуйтесь!
К вам девушки идут,
Молодёшеньки идут,
Завивать венки идут.
Завивайся, берёзка,
Завивайся, кудрявая,
Мы к тебе прилетели,
Будем завивать венки.
Каждому листочку –
По алому цветочку,
Каждой веточке –
По ленточке.
* * *
На поляне, на лугу
Гнулася берёзонька.
Ох, не тронули тебя
Лютые морозоньки.
Мы берёзоньке поем,
Мы березу позовём.
Собирайся в хоровод,
Веселится там народ.
* * *
Ой, берёзка моя зелененькая,
Раскудрявая, весёленькая.
Близ тебя берёзонька, -
Трава шелковая,
Под тобой, берёзонька, -
Вода ключевая.
На тебе, берёзонька, -
Соловьи поют.
Вкруг тебя, берёзонька, -
Красны девушки
Хоровод ведут.
* * *
Красны девицы
Под берёзки ходили.
Вью лелю-лелю!
По веночку совивали,
На головку надевали.
На речку выходили,
Веночки приносили,
В речку бросали,
Песни запевали:
- Тонет ли, не тонет ли
Мой зелёный венок?
Тужит ли, не тужит ли
По мне милый дружок?
Мой веночек потонул –
Знать, милый вспомянул.
Вью лелю-лелю.
* * *
Берёзка громко кричала,
Дорогих гостей созывала:
- Ходите, девушки, в луг гулять,
Зелёные веточки завивать,
Я к вам согнусь,
Сама в веночки завьюсь.
А вы меня величайте,
Алой лентой украшайте.
Будут веночки зелёные,
А вы весь год весёлые.
* * *
Завивали девушки,
Лентой украшали,
И берёзку тонкую
Вместе прославляли:
— Белая берёзонька,
Ходи с нами гулять,
Пойдём песни играть!
Дополнительно по теме:
Заклички про весну
В былые времена в крестьянских семьях дети быстро обучались у своих сверстников различного рода закличкам (от слова закликать – «приглашать, торопить, просить»). Заклички – это обращение к весне, солнцу, радуге, Масленице, птицам, дождю. В начале марта дети заклинивали весну:
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью:
Сo льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Собираясь вместе, детвора повторяла слова закличек нараспев, хором. Заклички преисполнены веры во всемогущие силы природы, земли и неба, воды и ветра. «Закличка наполняла детское сердце той же, что и взрослых, надеждой на обильный урожай», ожидание обеспеченности и достатка.
Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистого.
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатыим,
Со просом, с гречею,
С калиной-малиною,
С чёрной, смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовипкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
Закличка — это “ослабленная” форма заклинания и заговора, жанр календарно-обрядового фольклора, небольшое стихотворение, песня, словесная приговорка, которой кликали, например, весну.
В старые времена дети рано вынуждены были распознать обилие и засуху, тревогу и радость, труды и заботы родителей.
— Весна красна! На чем пришла?
— На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку.
Заклички, обращённые к птицам нередки в детском фольклоре.
Синички-сестрички, тётки-чечётки,
Красиозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы, воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
«Не попросишь – не получишь». По этому принципу жили многие крестьянские семьи. Поэтому и просили дети и взрослые у высших сил помощи и расположения.
Дай, весна, добрые годы,
Годы добрые, хлебородные!
Зароди жито густое,
Жито густое, колосистое.
Стихи русских поэтов о берёзе
Сергей Есенин
Белая береза под моим окном
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки.
Виктор Боков
Не руби березы
Не руби березы белой,
Не губи души лесной,
Не губи и зла не делай,
А особенно весной,
Не губи, не тронь березы,
Обойдись с ней по-людски,
А иначе брызнут слезы,
Сам засохнешь от тоски.
Пусть береза, как невеста,
Бережет свою красу,
Ей не в печке жаркой место,
Место ей всегда в лесу!
Берёза
Всеволод Рождественский
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Александр Прокофьев
Стоит берёзка фронтовая
Стоит берёзка фронтовая,
Ей не от солнца горячо, —
У ней ведь рана огневая:
Пробила пуля ей плечо!
Почти закрыта рана эта
Как бы припухшею корой…
Берёзка зеленью берета
Уже хвастнула пред сестрой.
Как северянка, речь заводит,
Всё с переспросом: «Чо да чо?»
И только ноет к непогоде
С закрытой раною плечо!
Пальчиковая гимнастика "Берёза"
(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)
Берёза моя, берёзонька. (То же, но левой рукой)
Берёза моя кудрявая. (Подъём рук вверх, вдох)
Стоишь ты, берёзонька, (Опустить руки, выдох)
Посредь долинушки, (Подъём рук, вдох)
На тебе, берёзонька, (Опустить руки, выдох)
Листья зелёные, (Подъём рук, вдох)
Под тобой, берёзонька, (Опустить руки, выдох)
Трава шёлковая, (Подъём рук, вдох)
Вокруг тебя, берёзонька, (Опустить руки, длительный выдох)
Девицы красные
Венки вьют, плетут…
Викторина про берёзу
Берёза во все времена — это олицетворение статности, грациозности, целомудрия, чистоты. Берёза – самое «русское» дерево. Стройная и изящная, гибкая и аристократичная, берёза воспета поэтами, любима людьми.
«В стороне далекой от родного края
Снится мне приволье тихих деревень,
В поле при дороге белая береза,
Озими да пашни — и апрельский день».
Автор: И. Бунин
Викторина состоит из двадцати вопросов с подробными ответами:
1. Какое дерево мы называем символом России?
Ответ: берёзу
2. В стихотворении Сергея Есенина «весна прибрела в лаптях берестяных». А кто знает, что такое береста?
Пеной рос заря туманится,
Словно глубь очей невестиных.
Прибрела весна, как странница,
С посошком в лаптях берестяных.
На березки в роще теневой
Серьги звонкие повесила
И с рассветом в сад сиреневый
Мотыльком порхнула весело.
Автор: С. Есенин
Ответ: береста – это поверхностный слой коры
3. Какую роль играет береста в жизни дерева?
Ответ: Береста предохраняет живые ткани ствола от высыхания. Она непроницаема для воды и газа. Белая кора-береста защищает дерево от солнечных ожогов (вследствие того, что белый цвет отражает солнечные лучи).
4. Берёза занимает важное место в культуре славян. К образу берёзы нередко обращались поэты. Какимм поэтам принадлежат эти строки?
«Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром».
Ответ: Сергей Есенин
«Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она».
Ответ: Афанасий. Фет
«Тепло и влажный блеск.
Запахли медом ржи,
На солнце бархатом
Пшеницы отливают,
И в зелени ветвей,
В березах у межи,
Беспечно иволги болтают».
Ответ: Иван. Бунин
5. Что можно изготовить из древесины берёзы?
Ответ: мебель, лыжи, фанеру, приклад огнестрельного оружия.
6. Сколько лет может прожить береза?
Ответ: до 150 лет
7. Какие вы знаете загадки про берёзу? Ответ:
«Стоит красавица — косы зелёные, платье белое, кора горючая, ветка плакучая, семя летучее»
«Летом цветёт, зимой греет, настанет весна – потечёт слеза»
«Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова».
8. Берёза – единственное дерево с белой корой. А почему кора у березы белая?
Ответ: в коре берёзы присутствует специфическое, окрашивающее ее вещество под названием «бетулин». Вещество так назвали потому, что берёза по латыни – «бетула».
9. Какие вы знаете песни про берёзу? Ответ:
«Березовый сок», стихи М. Матусовского
«Лишь только подснежник
Распуститься в срок,
Лишь только приблизятся
Первые грозы,
На бельке стволах
Появляется сок -
То плачут березы».
«Береза белая, подруга», стихи Л. Овсянникова
«Береза белая, подруга
Весенних зорь, прозрачных рек,
Скажи, скажи, какая вьюга,
Скажи, скажи, какая вьюга
Тебе оставила свой снег?»
«Во поле берёза стояла»
«Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла,
Люли, люли стояла».
10. Какие вы знаете народные сказки про берёзу?
Ответ: «Дурак и берёза» — русская народная сказка в обработке А. Н. Афанасьева, «Берёза и три сокола» — русская народная сказка в обработке А. Н. Афанасьева, удмуртская сказка «Красавица берёза»
11. В каком месяце начинается сокодвижение у берёз?
Ответ: в апреле (раннее сокодвижение может начаться в марте)
12. Какое самое подходящее время для сбора березового сока?
Ответ: первая половина весны
13. Можно ли детям пить берёзовый сок?
Ответ: да. Потому что березовый сок очень полезен. В нём содержатся минеральные вещества, витамины, дубильные вещества, глюкоза, фруктоза, органические кислоты.
14. Как называется берёзовый гриб?
Ответ: чага
15. Как вы считаете, годен ли применению напиток из листьев берёзы?
Ответ: да, напиток представляет собой кладезь биологически активных веществ, необходимых для оздоровления организма.
16. Как называется рассказ Евгения Пермяка из серии «Уральские были-небыли» о берёзе?
Ответ: рассказ называется «Берёзовая роща»
17. Известно, что берёзовые веники – незаменимый предмет для похода в баню или сауну. В какой период следует заготавливать веники?
Ответ: лучшее время для заготовки — это конец июня – начало июля. Именно в этот период листочки еще молодые, а ветки мягкие и не грубые.
18. В тундре растёт карликовая берёза. Как вы думаете, какова высота этого дерева?
Ответ: в среднем в половину человеческого роста
19. Какое дерево первым заселяет открытые пространства?
Ответ: белоствольная берёза – светолюбивое растение, поэтому именно она является первым деревом, заселяющим открытые пространства.
20. Что такое дёготь? Где он применяется?
Ответ: При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. Берёзовый дёготь используется в медицинских целях и в парфюмерной промышленности.